Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ответы УРГЮА.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Председатель  подотчетен депутатам представительного  органа и может быть отозван ими  путем тайного голосования, если за данное решение проголосовало большинство от установленного числа депутатов. Вопрос об отзыве председателя включается в повестку дня сессии (заседания) органа, если за него проголосовало более половины от числа присутствующих на сессии (заседании) депутатов. Просьба о добровольном сложении председателем своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления и оформляется затем постановлением органа. В случае непринятия органом отставки председатель вправе сложить свои полномочия, как правило, по истечении двух недель после принятия соответствующего постановления органом.

Глава МО. Если работу представительного органа возглавляет по должности глава МО, то он в части организации работы представительного ОМСУ обладает полномочиями, аналогичными полномочиям председателя представительного органа, избираемого депутатами из своего состава.

Глава МО не обладает статусом депутата. Статусом депутата наделяются лица, избираемые на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании исключительно в состав представительного органа. Наряду с депутатами законодатель выделяет категорию членов выборных ОМСУ. К их числу и должен быть отнесен глава МО, возглавляющий работу представительного ОМСУ.

 

45.Полномочия  и формы деятельности представительного органа МО.

Правотворческая, организаторская и контрольная  функции представительных органов  местного самоуправления реализуются  посредством сессий, заседаний. Именно на них принимаются решения и НПА.

Сегодня известны следующие виды заседаний. Очередные  заседания проводятся в установленные регламентами представительного органа сроки. Они созываются председателем представительного органа (или главой муниципального образования). Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости, в силу возникших обстоятельств. Регламенты обычно предусматривают специальный порядок инициирования внеочередных заседаний. Они проводятся по предложению председателя представительного органа, комитета, комиссии, группы депутатов установленной численности. Кроме того, право настаивать на проведении внеочередной сессии, заседания обычно предоставляется главе муниципального образования или главе местной администрации.

Сессия (заседания) могут быть также открытыми и  закрытыми. Открытое заседание предполагает присутствие всех заинтересованных участников, представителей общественности, средств массовой информации. Подавляющее большинство заседаний представительных органов являются открытыми. Закрытые заседания организуются в особых случаях. Н., при обсуждении вопросов депутатской этики, досрочного прекращения полномочий депутатов или должностных лиц, связанных с государственной тайной. При любых обстоятельствах определение характера заседания находится за самим представительным органом. Помимо депутатов на закрытых заседаниях вправе в любом случае присутствовать представители прокуратуры, органов юстиции.

На практике встречается еще один вид заседаний - выездное заседание представительного  органа. Его цель заключается в  приближении депутатского собрания к избирателям, к месту действия, что позволяет глубже изучить проблему. Выездные заседания преследуют также и воспитательную цель. Как правило, они организуются с участием населения.

Подготовка  сессий (заседаний) осуществляется главой муниципального образования, председателем  представительного органа или иными уполномоченными на то должностными лицами, а также депутатами представительного органа.

Глава МО или председатель представительного органа выполняют при этом роль организаторов, что же касается подготовки вопросов для заседаний представительного органа, то в основном эту функцию должны осуществлять комитеты, комиссии, депутаты представительного органа. Хотя ряд вопросов может быть внесен главой муниципального образования или главой местной администрации, а также иными органами местного самоуправления.

В целях обеспечения  деятельности представительного органа депутаты утверждают план проведения пленарных заседаний с указанием  вопросов для рассмотрения и ответственных  за подготовку этих вопросов. План направляется всем заинтересованным должностным лицам в сроки, установленные регламентом представительного органа.

Обсуждение  вопросов на пленарных заседаниях носит  коллегиальный характер. Каждый депутат  вправе участвовать в обсуждении вопросов, рассматриваемых на заседании, вносить свои предложения и замечания.

Заседание открывает  и ведет уполномоченное на то уставом МО или законом должностное лицо. Роль председательствующего на заседании выполняет председатель представительного органа, его заместитель, депутат, избранный непосредственно на заседании, глава МО, замещающее его лицо.

Председательствующий  обеспечивает нормальную работу заседания, свободное и деловое обсуждение рассматриваемых вопросов. Он контролирует наличие кворума на заседании, предоставляет  слово для докладов, содокладов, объявляет прения и т.д.

После установления кворума вносится и утверждается повестка дня, в которой может  быть один или несколько вопросов. Поэтому голосование может быть проведено по повестке как в целом, так и по каждому вопросу в  отдельности. Кроме того, каждый депутат вправе внести в повестку дня дополнительные вопросы. Дополнительные вопросы в обязательном порядке ставятся председательствующим на голосование. Голосование по повестке дня, как правило, открытое. В ряде представительных органов имеется электронное оборудование для голосования.

Следующий этап - прения, т.е. обсуждение вопроса, в  котором принимают участие все  депутаты представительного органа, а также, по решению большинства  депутатов, специалисты и приглашенные, если есть такая необходимость. Обсуждение завершается по предложению депутатов о прекращении прений путем голосования. Обсудив вопрос, депутаты приступают к принятию решения.

Далее называются предложения и замечания (поправки), которые, по мнению комитета, комиссии, необходимо включить в проект решения, и те, с которыми они не согласны. Каждое предложение о включении или отклонении поправки должно иметь обоснование. Каждая поправка ставится на голосование депутатов. Перед голосованием слово для обоснования поправки предоставляется автору, который внес эту поправку. Поправки могут вносить и депутаты, и комиссии или комитеты.

Рассмотрение  проектов НПА может осуществляться и в форме чтений. При первом чтении проекта принимается одно из следующих решений: одобрить проект в первом чтении и разослать его субъектам нормотворческой инициативы, направить проект на доработку; отклонить проект. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки выносится на второе чтение с приложением текстов поправок. Второе чтение проводится по статьям, главам и разделам проекта.

В таком порядке  проводится пленарное заседание  представительного ОМСУ. При необходимости в ходе сессии проводятся заседания комитетов, комиссий.

Окончательное решение по итогам рассмотрения вопроса  в комитетах, комиссиях после  обсуждения на пленарном заседании принимается в коллегиальном порядке всеми депутатами. Большинство уставов муниципальных образований предусматривает следующий порядок принятия решений. Голосование по проекту решения проводится вначале за основу, затем по пунктам, разделам и в целом.

Решения вступают в силу с момента опубликования, даты, указанной в самом решении, или со дня его принятия. Здесь  нет единообразия. Уставы муниципальных  образований закрепляют разный порядок  вступления решений в силу. Решение, затрагивающее права и свободы граждан, вступает в силу и подлежит исполнению только в том случае, если оно обнародовано, опубликовано и доведено до сведения граждан.

 

46.Акты  представительных органов МО: виды, порядок принятия и вступления  в силу.

НПА представительного органа МО– это акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

НПА представительного  органа МО, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов  и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут  быть внесены на рассмотрение представительного  органа Мо только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

НПА, принятый представительным органом МО, направляется главе  МО для подписания и обнародования  в течение 10 дней. Глава МО, исполняющий  полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить НПА, принятый представительным органом МО. В этом случае указанный НПА в течение 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава МО отклонит НПА, он вновь рассматривается представительным органом МО. Если при повторном рассмотрении указанный НПА будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа МО, он подлежит подписанию главой МО в течение 7 дней и обнародованию.

 

47.Общая  характеристика правового положения  депутата представительного органа  МО.

Депутат - это лицо, избранное в представительный ОМСУ на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченное представлять в нем интересы избирателей, населения МО. Член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Правовой статус муниципального депутата, члена выборного  органа МСУ определяется нормами  федерального, регионального законодательства, уставами МО, иными муниципальными правовыми актами.

Депутату, члену  выборного органа обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Депутаты представительного органа МО осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Депутаты, члены  выборного органа, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Впрочем, для членов выборного органа - глав муниципальных образований, депутатов представительных органов поселений, работающих в них на постоянной основе, названный запрет связывается уже с этими их обязанностями.

Срок  полномочий депутата. Депутат избирается на срок полномочий своего представительного  ОМСУ. Срок полномочий представительного  ОМСУ, формируемого непосредственно избирателями, как указывалось выше, определяется уставом МО в соответствии с ФЗ и не может быть менее 2 и более 5 лет.

Полномочия  депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы представительного органа нового созыва. Днем избрания депутата является день голосования, в результате которого гражданин избран депутатом представительного органа местного самоуправления. Моментом начала работы представительного органа нового созыва является день первой правомочной сессии (заседания) представительного ОМСУ нового созыва.

Досрочное прекращение полномочий депутата. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае: его смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; прекращения российского гражданства, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; в иных случаях, установленных законом.

Что касается отставки по собственному желанию, то в этом случае подается письменное заявление  депутата о сложении своих полномочий. Различные обстоятельства могут  побудить депутата пойти на такой  шаг. Длительная болезнь, продолжительная командировка, лишающие депутата возможности полноценно выполнять свои обязанности, могут заставить его обратиться в представительный орган с личной просьбой о сложении с себя полномочий. В заявлении должны быть исчерпывающим образом изложены обстоятельства, препятствующие выполнению полномочий, и недвусмысленно выражена просьба о сложении депутатских обязанностей.

Формы деятельности и полномочия депутата. Формами деятельности депутата являются: а) участие в сессиях (заседаниях) представительного органа местного самоуправления; б) участие в формировании и работе комитетов, комиссий представительного органа местного самоуправления; в) выполнение поручений представительного органа местного самоуправления; г) внесение в представительный орган в порядке нормотворческой инициативы проектов нормативных правовых актов представительного органа, а также поправок к ним, участие в разработке нормативных правовых актов представительного органа; д) участие в депутатских слушаниях; е) обращение с депутатским запросом; ж) участие в осуществлении контроля за соблюдением устава муниципального образования, нормативных правовых актов представительного органа; з) участие в расследованиях, проводимых представительным органом; и) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан, иных лиц; к) участие в работе депутатских объединений; л) работа с избирателями.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"