Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 22:26, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по "Муниципальному праву"

Файлы: 1 файл

мс шп.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

1. Местное  самоуправление в РФ: теоретический  и практический подходы в понимании. 

теория  свободной (естественной) общины. (Гербер, Арене) - право населения (общины) на заведование местными делами (самоуправление) является неотъемлемым, присущим ей изначально и независимым от воли государственной власти.

хозяйственная теория (Моль и Васильчиков) - местное самоуправление чуждо политике, но имеет свою особую сферу хозяйственной деятельности.

Государственная теория самоуправления - в XIX в. немецкими  учеными Р. Гнейстом и Л. Штейном. В России Н.И. Лазаревский, А.Д. Градовский, В.П. Безобразов. Суть: самоуправление является лишь частью государственного управления и полностью подчинено ему.

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность в интересах местного населения (Европейская Хартия местного самоуправления).

Цель местного самоуправления – развитие народовластия  и создания общедоступных институтов, обеспечивающих широкое участие граждан в управленческой деятельности, а также благоприятных условий жизнедеятельности местных сообществ.

Задачи местного самоуправления – укрепление основ  конституционного строя, обеспечение прав граждан на местное самоуправление, создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения, проведение необходимых мероприятий по социальной защите населения и др.

2. Система  местного самоуправления: субъекты, объект, территориальные основы.

Субъектами муниципально-правовых отношений являются наряду с населением муниципальное образование, органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти, коммерческие организации.

Объект=субъект=население  муниципального образования

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования.

В Российской Федерации  существуют 5 видов муниципальных  образований, которые функционируют  на двух уровнях:

муниципальный район — несколько городских и/или сельских поселений

сельское  поселение — один или несколько сельских населенных пунктов

городское поселение — один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа

городской округ — городское поселение, не входящее в состав муниципального района

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга).

3. Проблемы  систематизации источников муниципального  права. 

Анализ содержания нормативных правовых актов, принятых федеральными органами власти показывает, что из более 24.000 Федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановлений Правительства РФ, иных подзаконных нормативных актов более 1.500 затрагивают вопросы местного самоуправления. Такое же количество нормативных актов, регулирующих муниципальные отношения, приняты органами государственной власти Нижегородской области (из 5.600) и действует только в одном субъекте России. Простые арифметические действия позволяют сказать, что на региональном уровне источниками муниципального права являются более 100.000 нормативных правовых актов.

Каждое из более 14.000 муниципальных образований в  России имеет как минимум один нормативный акт — Устав, регламентирующий основные начала местного самоуправления на данной территории. В своей совокупности эти и иные нормативные правовые акты, принятые местным населением непосредственно, главами муниципальных образований, представительными, исполнительными органами местного самоуправления составляют наиболее объемную группу источников отрасли муниципального права — источников местного уровня.

Таким образом, общее число только нормативных  правовых актов, являющихся источниками  отрасли муниципального права, составляет более 200.000 (!).

4. Роль  международно-правовых актов в  становлении местного самоуправления  в РФ.

Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г.

В соответствии с Хартией:

- принцип местного  самоуправления должен быть признан  в законодательстве страны и  по возможности в конституции  страны;

- органы местного  самоуправления составляют одну из основ демократического строя;

- право граждан  участвовать в управлении государственными  делами относятся к общим для  всех государств - членов Совета  Европы демократическим принципам;

- это право  может быть непосредственно осуществлено  именно на местном уровне;

- существование  облаченных реальной властью  органов местного самоуправления  обеспечивает эффективное и одновременно  приближенное к гражданину управление;

- защита и  укрепление местного самоуправления  представляет собой значительный  вклад в построение Европы, основанной на демократии и децентрализации власти;

- все это предполагает  существование местных органов  самоуправления, созданных демократическим  путем, имеющих широкую автономию  в области своей компетенции,  порядка ее осуществления и необходимых для этого средств.

К источникам муниципального права международно-правового характера  относятся решения Конгресса  местных и региональных властей  Совета Европы и Декларация о принципах  местного самоуправления, принятая межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ.

5. Конституционные  основы местного самоуправления  и федеральные законы, регламентирующие  местное самоуправление: соотношение,  тенденции развития.

В Основном законе России в 19 статьях так или иначе  упоминается местное самоуправление или ОМС.

а) непосредственно  посвященные вопросам организации  и деятельности местного самоуправления (прежде всего это базовый Федеральный  закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также еще ряд законов той же целевой направленности - например, Федеральный закон 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации");

б) федеральные  законы и кодексы, регулирующие общественные отношения различных сфер и в  определенной, порой даже в значительной мере касающиеся местного самоуправления (таких актов много, для примера назовем Федеральный закон 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ).

6. Роль  Конституционного Суда РФ в  правовом регулировании местного  самоуправления.

Определения конституционного суда имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всю территорию страны. Конституционному Суду РФ приходится выступать в качестве защитника интересов местного самоуправления, определять объем конституционных его гарантий.

1. В постановлении  от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. КС РФ определил, что республика как субъект РФ может установить систему органов государственной власти на уровне как республики, так и районов, а также городов республиканского значения. А в территориальных единицах иного (т.е. нижестоящего) уровня "публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти". Большое практическое значение приобрело указание в данном постановлении Конституционного Суда РФ на то, что местное самоуправление и его органы являются видом публичной власти.

2. В решениях  Конституционного Суда РФ сформулирована  еще одна важнейшая позиция:  население не может отказаться  от своего права на осуществление  местного самоуправления. Об этом  четко сказано в постановлении  от 30 ноября 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области (в ред. от 22 марта 1999 г. "О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области").

7. Компетенция  субъектов РФ в правовой регламентации местного самоуправления.

В отличие от практики, сложившейся в большинстве  современных зарубежных федеративных государств, где проблемы местного самоуправления являются предметом  ведения субъектов РФ, в России в соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ "установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления" отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это позволяет ряду ученых сделать вывод о том, что в Российской Федерации местное самоуправление, являясь одной из основ конституционного строя, может выступать в роли базы также и федеративных отношений.

На уровне субъектов  РФ общие вопросы регулирования  местного самоуправления обычно находят  отражение в их конституциях и уставах.

8. Муниципальное  образование: понятие виды. Постановление  КС РФ от 24.01.97 г. по делу о  проверке конституционности закона  Удмуртской Республики.

Муниципа́льное  образова́ние  — территория, в  границах которой совместно с  государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

сельское поселение — один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления соответствует сельсоветам советских времён и земствам досоветского периода.

городское поселение — небольшой город или посёлок городского типа, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

муниципальный район — несколько поселений (сельских и/или городских) и межселенных территорий, объединённых общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации

городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом вопросов местного значения[

внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

в постановлении  Конституционного Суда РФ от 24 января 1997 г. впервые четко была обозначена природа местного самоуправления как  одного из видов публичной власти в Российской Федерации.

9. Вопросы местного значения: понятие, соотношение с различными видами муниципальных образований.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизни деятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституции РФ и федеральным законам «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Вопросы местного значения представляют сферу деятельности органов местного самоуправления, определенную часть публичных дел на местах. Необходимыми условиями этой деятельности являются: наличие перечня вопросов местного значения, наделение органов местного самоуправления полномочиями по решению этих вопросов и адекватная финансово-экономическая основа, включающая в себя источники доходов местных бюджетов и имущество, необходимое для решения вопросов местного значения.

Перечень вопросов местного значения закреплен в главе 3 ФЗ №131.

Например:1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;2) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;3)газоснабжение; и т.д.

10. Вопросы  местного значения в соотношении  с полномочиями органов местного самоуправления.

Каждое из полномочий по решению вопросов местного значения представляет собой право органов  местного самоуправления действовать  в определенной ситуации способом, предусмотренным законом, предпринимать  соответствующие действия, принимать при необходимости муниципальные правовые акты.

Полномочия органов  местного самоуправления:

1) Принятие устава  МО; 2) установление официальных символов  МО; 3) создание муниц. предприятий  и учреждений, финансирование муниц.  учреждений; 4) установление тарифов на услуги; и т.д.

Полномочия органов  местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских  округов и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"