Шпаргалка по " Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

Мунициапльное право.docx

— 59.46 Кб (Скачать)

1.Местное самоуправление системе государственного управления. В организационной структуре государственного управления местное самоуправление выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами и формами организации, материально-финансовым обеспечением, технологией деятельности персонала и другими элементами. Но только эта подсистема, которая “снизу” связана с населением - носителем и источником власти, а “сверху” - с органами государственной власти субъектов Федерации и в целом Федерации.Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, не нарушая более общих законодательных положений, самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами.Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом, а так же осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне. Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

 

2.Место муниципального права в системе российского права.

Муниципальное право в системе  российского права занимает осо­бое положение. Это определяется его комплексной природой, кото­рая, в свою очередь, вызвана сложностью общественных отношений, являющихся предметом муниципального права. Двойственная при­рода местного самоуправления, сочетающего в себе государственное (публично-властное) и общественное (самоуправленческое) начала, еще более усложняет проблему. Государство не только позволяет населению и органам местного самоуправление самостоятельно решать вопросы местного значения, реализуя местный интерес, но и доверяет им (делегирует) часть собственных функций. При этом степень влия­ния государства на местное самоуправление носит подвижный харак­тер. В связи с этим возникает вопрос о необходимости разграничения публично-властных и самоуправленческих институтов муниципального права. Действительная природа местного самоуправления состоит в том, что его можно считать одновременно и своеобразным «доверенным представителем» центральной власти на соответствующей территории, и формой народовластия, которая обеспечивает реализацию прав граждан на местное самоуправления, а местному населению - возможность превращения своей воли в публичную власть.

 

3.Предмет и методы  муниципального права. Круг общественных  отношений, составляющих предмет  отрасли права. Муниципальное  право как научная и учебная  дисциплина. Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Методы:1Императивный подход. С одной стороны, императивные, властные предписания, свойственные публично-правовому регулированию (конституционному, административному, финансовому праву. 2.Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений. В целом научную дисциплину "муниципальное право" можно определить как совокупность знаний, теорий о местном самоуправлении, формах и практике его осуществления и правового регулирования.В систему научной дисциплины входят следующие разделы (части):- введение в муниципальное право, где изучаются понятия муниципального права, его предмет и источники, -  местное самоуправление как форма народовластия, в котором изучаются-  основы местного самоуправления, , -  полномочия местного самоуправления.

 

4.Понятие муниципального  права как комплексной отрасли  права.Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные, отношения, возникающие на местном уровне жизни общества, т.е. на уровне местного самоуправления. Поэтому справедлива точка зрения о том, что муниципальное право – это право местного самоуправления. Муниципальное право как понятие употребляется в различных аспектах. Это: во-первых, отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений; во-вторых, отрасль российского законодательства, представленная совокупностью законодательных (нормативно-правовых) актов различного уровня, объединенных принципиальной общностью их нормативного содержания и занимающих относительно самостоятельное, специализированное место в единой системе российского законодательства; в-третьих, правовая наука, система знаний, раскрывающих закономерности существования и развития социальных и правовых явлений, которые составляют предмет данной отрасли правоведения; в-четвертых, учебная юридическая дисциплина. Признавая относительную самостоятельность и содержательное значение каждого из этих положений, надо подчеркнуть, что последние три являются во многом производными от понятия муниципального права как отрасли права.

 

5.Особенности муниципально-правовых норм и отношений. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем они имеют и свои Особенности, Что предопределяется следующим:Значительную часть норм муниципального права составляют общеобязательные правила поведения, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти;Формируя муниципальное право как комплексную отрасль права, данные нормы как бы распределяются по двум адресам. Нормы муниципального права классифицируются по видам.1. По Объекту правового регулирования они делятся на нормы, закрепляющие: Местноесамоуправление в системе народовластия Основы егодеятельности Полномочия местного самоуправления Егогарантии;Ответственностьоргановместногосамоуправленя. 2.По Характеру содержащихся в них предписаний Управомочивающие Обязывающие Запрещающие. 3. По Степени определенности Императивные;Диспозитивные. 4. По территории действия Федеральными, действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта РФ; Местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

 

6.Муниципальное право - право  местного самоуправления.Местное самоуправление — система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований

7.Система источников муниципального  права РФ. Классификация источников. Соотношение источников муниципального  права и правовых актов местного  самоуправления. Систему источников муниципального права составляют:1. НПА РФ:· КРФ;· федеральные законы, среди которых основными в настоящее время являются:"Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"  · указы Президента, в частности, Указ Президента РФ "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в РФ";· постановления Правительства, такие, как "О федеральной целевой программе государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" 2. НПА субъектов Российской Федерации:· законы субъектов РФ, прежде всего конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы других субъектов РФ, а также законы о местном самоуправлении, об организации местного самоуправления. или об основах местного самоуправления· нормативно-правовые акты исполнительных органов субъектов РФ.3. Нормативные правовые акты муниципальных образований:· уставы муниципальных образований;· решения, принимаемые непосредственно населением (на местном референдуме);· нормативные акты органов местного самоуправления.

8.Субъекты муниципального права.  Участники муниципально-правовых отношений.  Субъектами муниципально-правовых отношений являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; собрание (сход) граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления. Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

9.Понятие местного самоуправления. Основы местного самоуправления  и гарантии его осуществления  (по Конституции РФ). Местное самоуправление в РФ - единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления".Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.местный референдум,муниципальные выборы голосование по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ, преобразования муниципального образования,сход граждан.

10.Гарантии местного самоуправления. Контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении. Гарантии местного самоуправления  предусмотренные федеральной Конституцией гарантии финансовых прав местного самоуправления, а также прав местного самоуправления на судебную защиту, компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате незаконных решений органов государственной власти. Соответственно можно выделить две группы гарантий: материально-финансовые и юридические. Материально-финансовые Г.м.с. в соответствии с ФЗ. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" заключаются в том, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ. К числу юридических гарантий относятся: конституционное право М.С. на судебную защиту; закрепление в КРФ запрета на ограничение прав органов м с ; обязательность решений органов м с и их долж лиц для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм; признание недействительными решений органов м с только по решению суда; Контроль гарантий:  Глава VI. Гарантии местного самоуправления ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.

11.Сущность и значение  нормативно-правовых актов представительных  органов местного самоуправления. Правовые акты исполнительных  органов местного самоуправления .Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Их Юридическая природа Определяется сутью и назначением местного самоуправления в РФ как территориально-локальной организации граждан РФ в городских и сельских поселениях для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения как непосредственно, так и через органы местного самоуправления. Исходя из этого, правовые акты органов местного самоуправления носят Локальный Характер, т. е. их юридическая сила не может выходить за рамки конкретных муниципальных образований, а содержанием являются только вопросы местного значения. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления носят Подзаконный характер, т. е. их издание и содержание должны в полной мере соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, конституциям, уставам и законам соответствующих субъектов РФ.

 

12.Правовое закрепление  и особенности регулирования  местного самоуправления в РФ. Система источников, регулирующих основы местного самоуправления на федеральном уровне. Основу правового регулирования местного самоуправления составляет ряд статей Конституции РФ, и в первую очередь ст. 12, 130-132, определяющие правовой статус местного самоуправления. Кроме конституционных норм отношения в сфере местного самоуправления регламентируются ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (2003); «О муниципальной службе в Российской Федерации»(2007) и принятыми на их основе законами субъектов РФ. Правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также указанные ФЗ и другие ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципального образования, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

 

 

 

 

13. Правовые основы местного самоуправления. Соотношение федерального и регионального законодательства. Правовой статус устава муниципального образования. Правовую основу местного самоуправления в РФ составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Правовую основу местного самоуправления в нашей стране составляют: «КРФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в РФ является Европейская хартия местного самоуправлении. Устав регулирует отношения, которые касаются всех сфер жизни местного самоуправления. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 ч. - населением на сходе граждан. Устав определяет предметы ведения города, его территориальное устройство, статус органов местного самоуправления, порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления, формы прямого волеизъявления жителей города и их участия в решении вопросов местного значения.

Информация о работе Шпаргалка по " Муниципальному праву"