Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка

Краткое описание

Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

bilety_munitsipalnoe_pravo.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

1. Понятие, предмет и метод муниципального права России.

Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:

    • - Общественные отношения между субъектами местного самоуправления.
    • - Общественные отношения в сфере деятельности муниципальных органов власти.

Метод муниципального права - это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.

Система методов муниципального права:

    • - Императивный метод
    • - Диспозитивный метод
    • - Метод гарантий
    • - Метод рекомендаций

 

2. Источники муниципального права России: понятие, виды и особенности.

Источники муниципального права - это нормативные правовые акты, которые содержат норма права, лежащие в сфере действия муниципального права.

Система источников муниципального права:

    • - Конституция РФ  (глава 8, статьи 3, 8,9,12,32  Конституции РФ)
    • - Федеральные законы РФ ( ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г , ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»).
    • - Указы Президента РФ (в частности, указ « О конгрессе муниципальных образований», указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»).
    • - Постановления Правительства РФ
    • - Акты министерств
    • - Постановления Конституционного суда РФ
    • - Нормативно-правовые акты субъектов РФ (Конституции и уставы субъектов РФ, иное законодательство субъектов РФ).
    • - Международные договоры, ратифицированные РФ (в частности, Европейская Хартия Местного Самоуправления).

 

3. Муниципальное право как комплексная отрасль права России.

Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

Российское муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

  • местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;
  • правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;
  • организацию и формы осуществления местного самоуправления;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  • гарантии его осуществления, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

Метод муниципального права , как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод  правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, а диспозитивный  наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.

 

4. Понятие местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления и в действующем российском законодательстве: сходство и различия.

 

Понятие местного самоуправления (Европейская хартия)

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчётными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.

 

 

Понятие местного самоуправления (ФЗ 131)

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. 

5. Местное самоуправление в системе публичной власти России.

Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия

1. Местное самоуправление имеет  особый субъект - муници­пальное  образование. Муниципальное образование  является тер­риториально-политической организацией населения в городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе, внутригородской территории городов федерального значения, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан

2. Местное самоуправление занимает особое место в демок­ратическом механизме управления обществом и государством. Особенность местного самоуправления как элемента полити­ческой системы состоит в его государственно-общественном ха­рактере.

С одной стороны, местное самоуправление обладает призна­ками института государственной власти, несмотря на то, что орга­ны местного самоуправления не входят в систему органов госу­дарственной власти.

Обособленность позволяет говорить об определенной авто­номии местного самоуправления в системе органов публичной власти, а не об исключении его из структуры государства, что косвенно подтверждается и существованием термина «местная автономия», применяемого в отношении местного самоуправле­ния в ряде стран, а также положением Европейской Хартии о регламентировании органами местного самоуправления значи­тельной части государственных дел. В качестве основных при­знаков местного самоуправления как государственного институ­та необходимо назвать следующие:

. право принятия (издания) правовых актов, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муници­пального образования органами, организациями и гражда­нами. Отличие этих актов от актов органов государствен­ной власти состоит только в локальности территории, впределах которой эти акты действуют, но в этом отноше­нии есть прямая аналогия с актами органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, действие ко­торых распространяется также только на часть территории Российской Федерации;

. законодательно установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов мест­ного самоуправления;

. право введения местных налогов  и сборов;

. право создавать муниципальные  органы охраны обществен­ного  порядка - органы в системе местного  самоуправления, имеющие законодательно установленные полномочия ис­пользовать принуждение к исполнению законов и актов ме­стного самоуправления.

С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации граждан имеет признаки общественного инсти­тута. К ним можно отнести следующие:

. структура органов местного  самоуправления и разделение  полномочий между органами определяются  населением са­мостоятельно, а не  устанавливаются законодательством;

. вопросы, отнесенные к компетенции  местного самоуправле­ния, могут решаться местными референдумами и сходами граждан, причем в отдельных случаях представительные органы местного самоуправления могут вообще не образо­вываться, а их полномочия осуществляться сходами;

. население муниципальных образований  имеет право на пра­вотворческую инициативу;

. одной из форм участия в  осуществлении местного самоуп­равления  населением является ТОС - самоорганизация  граж­дан по месту их жительства  на части территории муници­пального  образования для самостоятельного  и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения;

. населению предоставлено право  участвовать в осуществлении  местного самоуправления в любых  формах, не противореча­щих Конституции  Российской Федерации и законодательству.

Указанный двойственный характер местного самоуправления обусловлен его природой. Местное самоуправление как наибо­лее приближенная к населению власть возникает из необходимо­сти регулировать отношения на локальной территории, обеспе­чивать удовлетворение основных жизненных потребностей насе­ления. В деятельности местного самоуправления особо следует отметить соотношение властного и хозяйственного начал.

3. Местное самоуправление имеет  особый объект управления - вопросы  местного значения.

4. Одно из ключевых понятий, характеризующих местное са­моуправление как форму организации и осуществления власти ­самостоятельность.

Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом при­надлежащей ему власти.

5. Важнейшим признаком местного  самоуправления, отража­ющим его  специфику как формы осуществления  власти, является

собственная ответственность муниципальных образований!! .

6. Муниципальная деятельность осуществляется исходя из интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы, порядок и условия такого контроля опреде­ляются уставом муниципального образования.

 

6. Население (местное сообщество) как основной субъект права местного самоуправления.

В системе местного самоуправления Российской Федерации население выступает основным субъектом. Это вытекает из смысла статьи 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» усилил статус населения, определив его и основным субъектом ответственности за осуществление местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Правовой статус населения как субъекта местного самоуправления и публичной власти регулируется нормами различных отраслей права – конституционного, муниципального, административного, финансового, гражданского и других. Соответственно правовой статус, регулируемый отраслями права, можно обозначить как конституционно-правовой, муниципально-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т. д.

     Таким образом, в понимании  автора данной статьи, конституционно-правовой статус населения – это правовой статус, регулируемый нормами конституционного права.

 

7. Теоретические предпосылки организации местного самоуправления в Российской Федерации в современный период.

Реформа системы местной власти началась в Российской Федерации с конституционной реформы от 24 мая 1991 года, когда местным советам был дан статус органов местного самоуправления.

Местное самоуправление регулировалось Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (от 6 июля 1991 года), в соответствии с которым местное самоуправление осуществлялось населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"