Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка
Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.
1. Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.
Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:
Метод муниципального права - это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.
Система методов муниципального права:
2. Источники муниципального права России: понятие, виды и особенности.
Источники муниципального права - это нормативные правовые акты, которые содержат норма права, лежащие в сфере действия муниципального права.
Система источников муниципального права:
3. Муниципальное право как комплексная отрасль права России.
Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируются нормами других отраслей права, а именно: конституционного, административного, гражданского, финансового, земельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.
Российское муниципальное право – это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:
Метод муниципального права , как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сферу публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве участников правоотношений, а диспозитивный наоборот — равенстве участников правоотношений и в их возможности самостоятельно выбирать модель поведения.
4. Понятие местного самоуправления в Европейской хартии местного самоуправления и в действующем российском законодательстве: сходство и различия.
Понятие местного самоуправления (Европейская хартия)
Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного тайного равного прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчётными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону.
Понятие местного самоуправления (ФЗ 131)
Местное самоуправление в Российской
Федерации - форма осуществления народом
своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Рос
5. Местное самоуправление в системе публичной власти России.
Можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление, его место в системе народовластия
1. Местное самоуправление имеет
особый субъект - муниципальное
образование. Муниципальное образование
является территориально-
2. Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. Особенность местного самоуправления как элемента политической системы состоит в его государственно-общественном характере.
С одной стороны, местное самоуправление обладает признаками института государственной власти, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Обособленность позволяет говорить об определенной автономии местного самоуправления в системе органов публичной власти, а не об исключении его из структуры государства, что косвенно подтверждается и существованием термина «местная автономия», применяемого в отношении местного самоуправления в ряде стран, а также положением Европейской Хартии о регламентировании органами местного самоуправления значительной части государственных дел. В качестве основных признаков местного самоуправления как государственного института необходимо назвать следующие:
. право принятия (издания) правовых актов, обязательных для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования органами, организациями и гражданами. Отличие этих актов от актов органов государственной власти состоит только в локальности территории, впределах которой эти акты действуют, но в этом отношении есть прямая аналогия с актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действие которых распространяется также только на часть территории Российской Федерации;
. законодательно установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых актов местного самоуправления;
. право введения местных
. право создавать муниципальные органы охраны общественного порядка - органы в системе местного самоуправления, имеющие законодательно установленные полномочия использовать принуждение к исполнению законов и актов местного самоуправления.
С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации граждан имеет признаки общественного института. К ним можно отнести следующие:
. структура органов местного
самоуправления и разделение
полномочий между органами
. вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления, могут решаться местными референдумами и сходами граждан, причем в отдельных случаях представительные органы местного самоуправления могут вообще не образовываться, а их полномочия осуществляться сходами;
. население муниципальных
. одной из форм участия в
осуществлении местного самоуп
. населению предоставлено право
участвовать в осуществлении
местного самоуправления в
Указанный двойственный характер местного самоуправления обусловлен его природой. Местное самоуправление как наиболее приближенная к населению власть возникает из необходимости регулировать отношения на локальной территории, обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения. В деятельности местного самоуправления особо следует отметить соотношение властного и хозяйственного начал.
3. Местное самоуправление имеет особый объект управления - вопросы местного значения.
4. Одно из ключевых понятий, характеризующих местное самоуправление как форму организации и осуществления власти самостоятельность.
Самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством. Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.
5. Важнейшим признаком местного
самоуправления, отражающим его
специфику как формы
собственная ответственность муниципальных образований!! .
6. Муниципальная деятельность
6. Население (местное сообщество) как основной субъект права местного самоуправления.
В системе местного самоуправления Российской Федерации население выступает основным субъектом. Это вытекает из смысла статьи 130 Конституции РФ, согласно которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» усилил статус населения, определив его и основным субъектом ответственности за осуществление местного самоуправления. Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Правовой статус населения как субъекта местного самоуправления и публичной власти регулируется нормами различных отраслей права – конституционного, муниципального, административного, финансового, гражданского и других. Соответственно правовой статус, регулируемый отраслями права, можно обозначить как конституционно-правовой, муниципально-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и т. д.
Таким образом, в понимании автора данной статьи, конституционно-правовой статус населения – это правовой статус, регулируемый нормами конституционного права.
7. Теоретические предпосылки организации местного самоуправления в Российской Федерации в современный период.
Реформа системы местной власти началась в Российской Федерации с конституционной реформы от 24 мая 1991 года, когда местным советам был дан статус органов местного самоуправления.
Местное самоуправление регулировалось Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (от 6 июля 1991 года), в соответствии с которым местное самоуправление осуществлялось населением через представительные органы власти - местные Советы народных депутатов (далее - Советы), соответствующие органы управления - местную администрацию, в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельсоветов, сельских населенных пунктов.