Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка

Краткое описание

Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

bilety_munitsipalnoe_pravo.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

У.м.о. обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать У.м.о., его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность У.м.о. и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом У.м.о. (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).

 

16.  Муниципальные правовые акты: виды, пределы действия, порядок принятия, вступления в силу, ответственность за их неисполнение.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ

Система муниципальных правовых актов

В систему муниципальных правовых актов входят:

  1. устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);
  2. нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;
  3. правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу, законам, иным правовым актам Московской области, Уставу городского округа и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Устав городского округа и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории городского округа. Правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом городского округа, обязательны для исполнения всеми организациями, расположенными на территории городского округа, независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Совет депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Московской области, Уставом городского округа, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении Главы городского округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Совета депутатов и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными законами, законами Московской области, Уставом городского округа..

 За неисполнение муниципальных  правовых актов организации, должностные  лица и граждане привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.

Председатель Совета депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета депутатов, подписывает решения представительного органа муниципального образования.

Глава городского округа в пределах своих полномочий издает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения Администрации по вопросам организации работы Администрации.

Руководитель контрольно-счетного органа издает распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к его полномочиям.Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок принятия и вступления в силу муниципальных правовых актов

Совет депутатов по вопросам своего ведения принимает решения – правовые акты нормативного и иного характера. Решения принимаются на заседании Совета депутатов.

Решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или Регламентом Совета депутатов.

Устав городского округа принимается не менее чем 2/3 голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов городского округа.

Устав городского округа подлежит государственной регистрации в в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Устав городского округа, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав  городского округа подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава городского округа обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные Устав городского округа, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами городского округа осуществляется путем прямого волеизъявления населения городского округа, выраженного на местном референдуме.

Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, Совет депутатов или Глава городского округа, в компетенции которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального акта. Указанный срок не может превышать три месяца.

Нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов, направляется Главе городского округа для подписания и опубликования (обнародования) в течение 10 дней с момента принятия. Глава городского округа вправе отклонить нормативный правовой акт, принятый Советом депутатов. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней с момента получения возвращается в Совет депутатов с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава городского округа отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается Советом депутатов. Если при повторном рассмотрении решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов, оно подлежит подписанию Главой городского округа в течение 7 дней с момента повторного принятия и обнародованию. В случае принятия решения при повторном рассмотрении в иной редакции оно направляется на подпись Главе городского округа как вновь принятое.

Правовые акты Совета депутатов не нормативного характера, обращения, заявления и иные документы подписывает Председатель Совета депутатов в соответствии с Уставом городского округа, Регламентом Совета депутатов.

Муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не предусмотрено самим правовым актом.

Изменения и дополнения, внесенные в Устав городского округа и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочий органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборного должностного лица местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий Совета депутатов, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в Устав указанных изменений и дополнений.

Изменения и дополнения, внесенные в Устав городского округа и предусматривающие создание контрольного органа городского округа подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается правовыми актами Администрации городского округа.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Московской области, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Московской области).

Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания Администрация городского округа или Глава городского округа обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а Совет депутатов - не позднее трех дней со дня принятия ими решения.

Муниципальные нормативные правовые акты городского округа Жуковский, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Московской области, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти Московской области в порядке, установленном законом Московской области.

 

17.  Реформа территориальной организации местного самоуправления (2003 г.): причины, содержание, перспективы.

Закон о реформе местного самоуправления был принят депутатами Госдумы в 2003 году. Реформа предполагает разделение структуры муниципальной власти на два уровня — городское или сельское поселение и муниципальный район или городской округ. Муниципальный район объединяет несколько поселений, а городской округ — это, как правило, крупный город (например, столица субъекта РФ). В компетенцию МО первого уровня входят, в частности, электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, транспорт, содержание автодорог, утверждение генпланов поселений, выдача разрешений на строительство, утверждение правил землепользования, продажа и сдача в аренду земли, благоустройство, содержание жилого фонда. За муниципальными районами закреплены такие полномочия, как строительство и содержание автодорог между населенными пунктами, организация транспортного сообщения, поддержание общественного порядка, здравоохранение, образование, экологический контроль. Основными источниками формирования бюджетов поселений, согласно федеральному законодательству, должны стать земельный налог, средства от продажи и аренды земли, налог на имущество физических лиц и 10 % собираемого на территории МО первого уровня налога на доходы физических лиц. В бюджеты МО второго уровня должны поступать, в частности, 90 % собираемого на территории района единого налога на вмененный доход, 20 % налога на доходы физлиц, 40 % штрафов за нарушение экологических норм, а также все пошлины за осуществление государственных полномочий.

С 2006 года в России осуществляется муниципальная реформа, связанная с реализацией положений федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон, направленный на масштабную реорганизацию местного самоуправления, представляет собой радикальный отход от принципов действовавшего прежде законодательства. Он передает контроль над местным самоуправлением в основном на уровень федерального законодательства и детально регулирует организацию местного самоуправления, его финансирование, полномочия и предметы ведения. Окончательное вступление закона «Об общих принципах местного самоуправления» было отложено до 2009 года.

Направления реформы

Основные направления реформы:

    • Создание концептуально нового правового поля для местного самоуправления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности:
    • принятие новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ);
    • принятие Федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 95-ФЗ);
    • внесение поправок в Налоговый кодекс РФ;
    • внесение поправок в Бюджетный кодекс РФ;
    • изменение большого массива отраслевых федеральных законов, касающихся сферы деятельности органов местного самоуправления;
    • изменение регионального законодательства по местному самоуправлению: регулированию подлежат около 70 вопросов данной области;
    • изменение всей нормативной базы существующих муниципальных образований и разработка нормативных актов, начиная с уставов, для вновь созданных муниципальных образований.
    • Изменение территориальной организации местного самоуправления путем повсеместного введения двухуровневой системы «муниципальный район — поселение», ведущего к увеличению числа муниципальных образований, переделу их границ и изменению правового статуса существующих муниципальных образований.
    • Изменение структуры органов местного самоуправления: состава, полномочий, способов формирования
    • Изменения в способах взаимодействия поселений внутри одного муниципального образования, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии с органами государственной власти.
    • Разграничение собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образования, перепрофилирование и приватизация собственности для приведения в строгое соответствие пообъектного состава публичной собственности установленным законом полномочиям для каждого уровня власти.
    • Создание новой концессионной модели муниципального хозяйства.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"