Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:22, шпаргалка

Краткое описание

Понятие муниципальной экономики
Структура и ресурсы муниципального хозяйства.
Финансово-экономическое обеспечение решения вопросов местного значения

Файлы: 1 файл

Понятие муниципальной экономики.doc

— 733.00 Кб (Скачать)
  1. Понятие муниципальной экономики.
  • Муниципальная экономика – это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления  в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ  и услуг на территории муниципального образования. (Совокупность экономических ресурсов муниципального образования, обеспечивающих удовлетворение жизненных  потребностей населения  на местном уровне, и отношений по использованию этих ресурсов)
  • Экономическая  основа   МСУ- это находящиеся в муниципальной  собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

    Экономическую основу  МСУ составляет мун. собственность:

    1. Владение, пользование и распоряжение мун. имуществом.
    2. Мун. Предприятия, мун. Учреждения.
    3. Учеты регистрации мун. Собственности.
    4. Аренда и приватизация мун. Имущества.
    5. Земля и природные ресурсы

    МО отвечает по своим  обязательствам, принадлежащим ему  на праве собственности имуществом, за исключением имущества, закрепленного  за МП и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

    Имущественные права  – это обеспечение ценными  бумагами, либо иными допустимыми  законом способами права обладателя на получение определенных имущественных  благ.  Имущественные права отличаются от имущества тем, что предоставляют не саму вещь, лишь определенное право на вещь или доход от ее использования.

    Муниципальная собственность  служит для эффективного осуществления  полномочий местного самоуправления, решения основных задач жизнеобеспечения населения.  Использование муниципальной собственности  должно обеспечивать возможность оказания услуг населению , в том числе функционирование  МУ, оказывающих эти услуги, получение дополнительных доходов в местный бюджет и снижение расходов бюджета н арешение вопросов местного значения

    В муниципальной собственности , должно находиться только имущество , необходимое для выполнения полномочий органов МСУ.

    Органы МСУ от имени  мун. образования владеют , пользуются и распоряжаются  мун. имуществом.

    Пользование - правомочия собственника позволяющая потреблять вещь в зависимости от его назначения, юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее потребления.

    Распоряжения – правомочия собственника юридически  обеспеченная возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических фактов в отношении этой вещи (продать, сдавать, дарить, аренда).

    Управление  собственности – наличие в отношении объекта собственности вечных прав.

    Недвижимое  имущество – объекты, перемещения которых без  несоразмерного ущерба их назначение невозможно.

    Учет мун. Имущества – функции управления заключаются в получении регистрации, накопления, обработки информации об имуществе, принадлежащем на праве   собственности мун. Образования (МО)

    Владения – Юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над имуществом.

    Органы МСУ могут  участвовать  в создании хозяйствующих  обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения.

    Муниципальное унитарное предприятие (МУН) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником, имуществом. МУН – юридическое лицо, имеющая в качестве юридического документа – устав (муниципальное образование)

    Муниципальное учреждение – организация созданная МО, для осуществления управленческих, социально-культурных и др. функций и финансируемая МО.

    Учреждение отвечает по своим обязательствам  находящихся  в его распоряжении денежными  средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет МО.

    Оперативное управление – правовой режим в рамках которого субъект в отношении закрепленного за ним имуществом осуществляет права владения, пользования и распоряжения в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением, а собственник такого имущества вправе изъять неиспользованное либо использованное  не по назначению имущество.

    Хозяйственные владения -  правой режим по владению, пользованию и распоряжению имуществом в рамках, которого субъект (МП) получает имущество от собственника не вправе продавать это имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить  в уставной капитал или иным способом распоряжаться без согласия собственника, а собственник имущества имеет право на получение части прибыли.

    Муниципальная казна – средства местного бюджета и муципальное имущество, не закрепленное за  муниципальными предприятиями и учреждениями.

    Концессия – передача муниципальным образованием частному инвестору во  временное владение и пользование имущества  принадлежащего МО с обязательным условием инвестирования консеессионером в целях  создания нового имущества.

     

    1. Структура и ресурсы муниципального хозяйства. 

    Муниципальное  хозяйство-это  совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих  на  территории МО хозяйственную деятельность, направленную на реализацию  общественных интересов его населения.

    Методика определения  понятия мун.хоз-ва , базируется на том, что:

    Муниципальное  хозяйство-это  совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих  на  территории МО

    деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направленна на реализацию общественных интересов его населения.

    Поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе  субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность, - органы МСУ

    Основной признак по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, - роль и  место данного элемента в реализации общественных интересов.

    Можно выделить следующие  элементы:

    • муниципальные предприятия,  деятельность которых полностью подчинена интересам населения МО
    • иные  предприятия и учреждения, чья  деятельность частично связана с реализацией  общественных интересов его населения МО
    • органы МСУ

    Роль каждого элемента различна.

    Мун. предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды.

     Иные  предприятия и учреждения  вынуждены участвовать в реализации  общественных интересов в силу  нормативного (в виде налагаемых  на них в нормативном или законодательном порядке обязательнностей) либо общественного (добровольно по форме) принуждения.

    Органы МСУ осуществляют особую функцию  - регулируют деятельность двух предыдущих элементов в интересах  населения МО.

    При построении  отношений между  населением МО и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с мун. предприятиями, так как они реализуют населению товары и услуги, а прибыль, полученная в результате их деятельности, также является собственностью данного местного сообщества. Кроме того, для  мун. предприятий, производящих социальные услуги , не свойственна ориентация на получение прибыли, ведь это означает зарабатывание средств для бюджета на слабообеспеченных   категориях населения. Если

    мун. предприятия производят конкурентоспособную  продукцию и высоко прибыльны, т о они могут и должны быть выгодно проданы частным предпринимателям, поскольку трубуют постоянной заботы о сохранении конкурентных позиций бизнеса и инвестирования в его развитие, что не соответствует  целям мун. управления.

    Таким образом,  в структуре мун. хоз-ва  должны доминировать организации ,  предприятия и учреждения, которые  производят социально значимые услуги и продукцию. Деятельность этих предприятий  нуждается в координации, чем на практике и занимаются органы МСУ.

    Развитие мун.хозяйства должно опираться на определенные ресурсы, соответствующие виду и объемам  задач, стоящих перед МО.

    Под ресурсами мун.хоз понимают совокупность возможностей по развитию хоз-й деятельности в интересах населения.

    Основы местного самоуправления (ресурсы):

    • правовые или законодательные (полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления);
    • финансовые (комплекс финансовых ресурсов,);
    • экономические (ресурсы связанные с участием МО в хоз. деятельности; ключевую роль здесь играет управление мун. собственностью);
    • управленческие (структурно-организационные, информационные и кадровый потенциал);
    • социальная основа ( комплекс трудовых ресурсов  территории, социально-трудовая активность населения, деятельность некоммерческих организаций и их ресурсы).

    Применительно к хоз.отношениям под ресурсами  понимают материальные и нематериальные ресурсы территории, которые могут быть использованы в хоз. деятельности.

    Материальные ресурсы- природные  ресурсы (земля, недра и др), производственный потенциал, производственные мощности, инфраструктура данной территории, финансовые ресурсы, инвестиции.

    Нематериальные- кадровый потенциал, правой статус (объем полномочий).

    Следовательно, под ресурсами мун.хоз-ва понимают совокупность материальных и нематериальных возможностей территории МО, распоряжение которыми отнесено законом к мун. компетенции. при этом объем и качество ресурсов мун. хоз-ва должны:

    1. соответствовать объему задач, решаемых органами МСУ Данного МО;
    2. обеспечивать комплексное и эффективное решение социально-экономических задач;
    3. способствовать комплексному и эффективному использованию русурсов.

    Так, например, если за местным  самоуправлением закреплена

    задача предоставлять  населению коммунальные услуги, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и т.д) должен отнесен к ведению органов МСУ. Исходя из этого же принципа должен решаться вопрос о наделении органов МСУ мун. собственностью.

    Главная характеристика муниципального образования – объем  его компетенции. Соотношение объема компетенции муниципального образования  и характеристик территории, есть не что иное, как соотнесение целей  деятельности муниципального образования  и возможностей территории, что позволяет определить оптимальность выбранной территории муниципального образования.

    3Правовые основы регулирования муниципальной экономики

    Правовая основа местного самоуправления – это система  законодательных и иных нормативных актов, определяющих его функционирование.

     Правовую основу  МСУ составляют общепризнанные  принципы и нормы международного  права, международные договоры  и правовая база РФ – включающая  в себя Конституцию РФ, федеральные  конституционные  законы, ФЗ от 6 окт 2003г №131 «Об общих  принципах  организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы

     и иные нормативные   правовые акты (указы и распоряжения  Президента РФ, постановления и  распоряжения Правительства РФ, нормативные акты субъектов Федерации, уставы МО, решения принятые на рефередумах и сходах граждан, и др. муниципальные акты.

    Основным международно- правовым актом, регулирующим муниципально- правовые отношения, является Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 окт 1985г, ратифицирована ФЗ от 11 апр 1998г №55 – ФЗ «О ратификации Европейской хартия о местном самоуправления. Для РФ вступила в силу с 1 сент 1998г. Этот документ отражает общие тенденции развития  муниципально- правовых  отношений в большинстве развитых стран. Ее цель создать отсутствовавшие  ранее общеевропейские нормативы определения и защиты прав местных органов власти. 1часть-закреплены принципы  МСУ, обосновывается необходимость конституционных и правовых основ МСУ (понятие МСУ, сфера компетенции, финансовые ресурсы и т.д), формируется концепция и устанавливаются принципы, регламентирующие характер и объем  полномочий основ МСУ, защита границ самоуправляющихся  территорий, обеспечение автономности местных властей, определение условий для замещения выборных должностей в местных органах власти

    Во 2-й части содержаться  положения, регламентирующие объем  обязательств, которые участники  могут взять на себя.

    В 3-й  части содержаться  положения, порядок подписания, ратификации, вступления в силу, денонсации указанного документа и т.д.

    Конституция РФ определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом. При этом экономическая основа самоуправления-мун.собственность-признается и защищается наравне с государственной, частной и иными формами собственности. Конституционное право граждан России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели. В частности признается право населения , местных сообществ на самоуправление, декларируются его экономические, юридические, организационные гарантии со стороны всех государсвенных органов власти: как федеральных, так и органов субъектов Федерации. Экономические гарантии- реализация полномочий МСУ должна основываться на достаточных финансовых ресурсах, наличие муниципальной, в том числе земельной собственности. Юридические гарантии-установление статуса МСУ, создание условий для обязательного исполнения  законных решений органов МСУ. Организационные и кадровые гарантии-подготовка на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение МСУ.

    Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"