Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:22, шпаргалка

Краткое описание

Понятие муниципальной экономики
Структура и ресурсы муниципального хозяйства.
Финансово-экономическое обеспечение решения вопросов местного значения

Файлы: 1 файл

Понятие муниципальной экономики.doc

— 733.00 Кб (Скачать)

Важнейшим законом , определяющим общие принципы деятельности МСУ , в системе федерального законодательства является ФЗ № 131от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» . В этом законе раскрыты основные понятия и термины МСУ, определена роль  н6ародовластия, закреплены права граждан на осуществление МСУ. Статья 1. . Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. 2. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления   1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления относятся:  
- определение общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливаемых настоящим Федеральным законом;  
- правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации и в пределах полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления;  
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;  
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.ФЗ №131нацелен на то,чтобы, с одной стороны, приблизить органы МСУ к населению, с другой-сделать их ответственными перед государством, улучшить правовые условия для организации МСУ. В нем отражены: Глава 1. Общие положения. Глава 2. Принципы территориальной организации местного самоуправления. Глава 3. Вопросы местного значения. Глава 4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления. Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления. Глава 9. Межмуниципальное сотрудничество. Глава 10. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью. Глава 11. Особенности организации местного самоуправления. Глава 12. Переходные положения.

Глава 7. Муниципальные  правовые акты:1 Устав МО-основной нормативный акт МО (города, мун.района или сельского поселения), в нем отражаются  следующие положения: наименование МО;  перечень вопросов местного значения; формы,  порядок и гарантии участия населения в решении  вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального самоуправления; структура и порядок формирования  органов самоуправления; наименования и полномочия должностных лиц МО; срок полномочий; виды ответственности; порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета, а также порядок контроля за его исполнением; порядок внесения изменений и дополнений в устав.

2 Нормативные правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования ( положения о местных референдумах и местных выборах;  положения  об организации территориального общественного самоуправления на территории МО; положения  о порядке управления собственностью МО;  правила землепользования  и застройки; правила торговли; положение о мун. заказе; положение о мун. службе. 
3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

4.Состав  муниципального имущества и имущественные права муниципальных образований

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности, но она во многом схожа с государственной собственностью

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица в рамках и компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Способы формирования муниципальной собственности

  • В порядке разграничения государственной собственности
  • Безвозмездная передача имущества юридическими и физическими лицами
  • Строительство новых имущественных комплексов
  • Приобретение  (покупка) имущества
  • В результате судебных решений

Объекты муниципальной собственности

  • Средства местного бюджета.
  • Муниципальные внебюджетные фонды.
  • Имущество органов местного самоуправления и местных органов власти
  • Муниципальные земли.
  • Другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.
  • Муниципальные предприятия, организации.
  • Муниципальные банки и другие финансово-кредитные рганизации.
  • Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения.
  • Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.
  • Объекты инженерной инфраструктуры.
  • Другое движимое и недвижимое имущество.

Содержание  муниципальной собственности:

  • Правомочия по владению, пользованию и распоряжению.
  • Пределы правомочий осуществляются на основании закона.

Основные группы муниципального имущества:

  • Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями
  • Средства соответствующего местного    бюджета и иное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющие муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или муниципального  образования.

Виды имущества:

  • Имущество, предназначенное  электро-, тепло-,газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц;
  • Автомобильный дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения ;
  • Жилищный фонд социального обслуживания для малообеспеченных граждан;
  • Пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенное для транспортного обслуживания;
  • Имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • Библиотеки;
  • Имущество, предназначенное для обеспечения дошкольного и школьного образования, дополнительного образования;
  • Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного значения;
  • Имущество, предназначенное для развития массовой физической культуры и спорта;
  • Имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
  • Имущество, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;
  • Имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка силами муниципальной милиции;
  • Имущество для оказания скорой медицинской помощи;
  • Имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей услугами организационной культуры.    

Порядок передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность установлен законодательством  Российской Федерации.

Передача  объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или в федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

Реестр  муниципальной собственности

Реестр представляет из себя совокупность баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, и включает в себя три основные раздела:

  • Объекты муниципальной собственности, закрепленные за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
  • Объекты муниципальной собственности, закрепленные за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;
  • Объекты муниципальной собственности, входящие в состав местной казны, за исключением денежных средств муниципального образования.

Правовой режим  использования муниципального имущества

Муниципальные правовые акты по вопросам управления муниципальным имуществом

  • О порядке управления  и распоряжения муниципальным имуществом
  • О порядке сдачи в аренду и в наем жилых и нежилых помещений
  • О порядке исчисления арендной платы и о распределении средств от сдачи в аренду
  • О порядке продажи муниципального имущества на конкурсах и аукционах
  • Программы приватизации муниципального имущества

5.Финансово-экономическое  обеспечение решения вопросов  местного значения. 

 

Бюджет является одним из важнейших институтов любого государства. За счёт финансовых ресурсов, мобилизуемых в бюджет, органы государственной власти осуществляют свои функции.Собственная ресурсная база муниципальных образований для обеспечения основных полномочий недостаточна. Наибольшее количество муниципальных образований являются дотационными. В ходе исполнения местных бюджетов из-за неравномерного поступления доходов в бюджеты поселений в течение финансового года возникает потребность в заемных средствах на покрытие временного кассового разрыва. Бюджетный кредит поселениям может быть предоставлен только из бюджетов субъектов Российской Федерации. Это не позволяет органам местного самоуправления оперативно регулировать межбюджетные отношения между муниципальным районом и поселениями.

         Неоднократно предлагалось, во-первых, внести в Конституцию поправку, дающую право парламенту гласно контролировать исполнение бюджета в течение года, причем не только по Федерации в целом, но и по отдельному ее субъекту, городу, району;

   во-вторых, включить в законодательство статьи о конкретной ответственности чиновников за нарушение закона «О бюджете» (направил деньги не туда, куда должен был направить по закону, - отвечай по всей строгости Административного и Уголовного кодексов). При этом возбуждать дело по факту правонарушения должна прокуратура на основе депутатских запросов.

    Опыт развитых  стран подсказывает, что надо  сделать прозрачным, подконтрольным  общественности весь процесс  составления плана расходования  бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации, республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться гласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм, чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть детализированным, открытым и понятным. К сожалению, пока все попытки добиться этого в России наталкиваются на глухое сопротивление.

   Важно наладить  полную прозрачность бюджетного процесса, действительно гласный отчет о движении бюджетных средств, чтобы депутаты, представляющие интересы населения, журналисты и сами граждане могли в любой момент убедиться, что средства налогоплательщиков расходуются точно по плану.

    Прозрачность соответствующих финансовых потоков должна быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности. Необходимо ускорить внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы.

    Основной критерий  успеха деятельности частного  предприятия или организации  – прибыль. В общественном  же секторе законы организации  бизнеса зачастую не действуют,  что отрицательно влияет на  эффективность принимаемых решений и управление общественными средствами. Несмотря на то, что администрация города распоряжается средствами налогоплательщиков и, соответственно, должна использовать их максимально эффективным способом, исходя из приоритетов жителей города, на практике население не имеет возможности высказать свои предпочтения и оценить качество услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств.

    Большинство  услуг, в которых нуждается  население, предоставляется на  местном уровне, и администрация города несет за них ответственность. В компетенцию администрации входит определение приоритетов расходования бюджетных средств и способов достижения поставленных целей, администрация же решает, в какой области необходимы изменения, какие дополнительные услуги необходимы для повышения качества жизни горожан

    Следовательно,  чтобы деятельность городской  администрации была эффективной,  как и в случае с организацией  бизнеса, все ее действия должны  быть направлены на удовлетворение  потребностей потребителей услуг (населения), а для этого нужно быть постоянно в курсе этих потребностей. Таким образом, ориентация на потребности населения и подотчетность населению, когда необходимо ставить его в известность о планируемых мероприятиях и достигнутых результатах, должны быть одними из основополагающих принципов организации деятельности администрации города

    Однако на  практике данные принципы чаще  всего остаются нереализованными. Например, получить информацию о  целях расходования бюджетных  средств, осуществленных мероприятиях, затратах и эффекте от реализации программы практически невозможно. Во многом это объясняется отсутствием стратегического планирования и процедуры сбора информации о достигнутых результатах, а также ее публичного распространения

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"