Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 07:21, шпаргалка

Краткое описание

Основне вопросы к предмету муниципальное право

Файлы: 1 файл

шпоры МП.doc

— 344.50 Кб (Скачать)
1. Понятие, предмет  и метод муниципального  права. 2.Нормы  и институты муниципального  права
Муниципальное право — отрасль российского  права, регулирующая правовые отношения, складывающиеся в области местного самоуправления. Понятие муниципальное  право используется в трех основных значениях: как относительно самостоятельная правовая отрасль в системе права РФ, как научная дисциплина, изучающая нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения и как учебная дисциплина.

Предметом муниципального права являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

 Предмет муниципального  права юридически разнороден. Такая  разнородность предмета характерна  для комплексных отраслей российского  права, каковой является и муниципальное. Как и другие комплексные отрасли, муниципальное право не имеет своего специфического метода правового регулирования, а заимствует методы из других отраслей российского права.

На этой основе можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право — это комплексная отрасль  российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и  функционирования местного самоуправления.

Как комплексная  отрасль, муниципальное право использует различные способы правового  регулирования. В связи с этим для метода муниципального права  характерно сочетание императивного  и диспозитивного подходов.

      1. Императивный подход. С одной  стороны, императивные, властные предписания, свойственные публично-правовому регулированию (конституционному, административному, финансовому праву), определяют многие вопросы местного самоуправления - в частности, порядок проведения выборов органов местного самоуправления; компетенцию выборных должностных лиц муниципалитетов; обязательность решений местных референдумов, собраний или сходов. Основанием возникновения муниципально-правовых отношений в таких случаях обычно выступает властное предписание.

      2. Диспозитивный подход. С другой стороны, в муниципальном праве широко используются и диспозитивные нормы, основывающиеся на принципе юридического равенства субъектов общественных отношений, что характерно для частноправового регулирования (гражданского, семейного, торгового права). Так, органы местного самоуправления являются юридическими лицами и вправе самостоятельно выступать в гражданском обороте, в частности, они могут приобретать в собственность муниципального образования имущество. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в таких случаях, как правило, является договор.

Муниципально-правовые нормы и институты

Содержащиеся  в перечисленных нормативно-правовых актах нормы права в совокупности образуют муниципальное право как  отрасль российского права. Муниципально-правовыми нормами являются правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. В зависимости от различных оснований их можно классифицировать на разные виды:

a) по объекту правового регулирования (по кругу регулируемых отношений) различают нормы, закрепляющие:

местное самоуправление в системе народовластия (понятие, принципы, функции МСУ);

основы деятельности местного самоуправления (территориальная, финансово-экономическая, организационная основа);

предметы ведения, полномочия и гарантии местного самоуправления;

ответственность органов местного самоуправления и  их должностных лиц;

b) по характеру предписаний:

управомочивающие (нормы-разрешения);

обязывающие (нормы-предписания, что надо делать

запрещающие (нормы-запреты, что нельзя делать – запрет на ограничение  прав местного самоуправления).

c) по степени  определенности (категоричности) предписаний:

v императивные (официальное опубликование –  обнародование – нормативных актов органов МСУ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина);

v диспозитивные  (возможность расширения вопросов  ведения МСУ по инициативе  самого муниципального образования 

–d)   по территории действия:

¯ общие –  на всей территории России;

¯ региональные – в масштабе субъекта Федерации;

¯ локальные  - на местном уровне, в рамках муниципального образования.

e) по содержанию:

ü материально-правовые

ü процессуально-правовые

Правовые  нормы, объединенные по какому-либо одному признаку, образуют институт муниципального права. Правовой институт в муниципальном праве представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный круг взаимосвязанных общественных отношений в сфере местного самоуправления, образующих в рамках предмета отрасли муниципального права самостоятельную, обособленную группу. Среди таких институтов можно назвать: институт территориальной основы, институты муниципальной собственности и муниципальной службы и др.

   3. Муниципально-правовые отношения: субъекты, объекты, виды. 4.  Система муниципального  права.
Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Предметом муниципального права являются отношения, возникающие  в процессе  

организации и  деятельности местного самоуправления в городских, сельских 

 поселениях  и на других территориях.: 

- отношения,  возникающие в процессе выбора  населением организационных форм местного самоуправления, его структуры, формирования органов местного самоуправления. Это отношения, связанные с образованием, объединением, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением их границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправления, их ответственности; 

- отношения,  связанные с деятельностью местного самоуправления, его органов по управлению муниципальной собственностью, муниципальным хозяйтсвом, формированием и использованием местного бюджета, управленческой и контрольной деятельностью в различных сферах местной жизни. К данной группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения; 

- отношения,  возникающие в процессе осуществления  органами местного самоуправления  отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии  с законодательством, организации  и исполнения ими законодательных  и правовых актов федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осушествлением ;

- отношения,  связанные с реализацией органами  местного самоуправления конституционного  права на судебную защиту, на  компенсацию расходов, возникающих  в связи с возложением на  них дополнительных полномочий, а также в связи с неправомерными действиями органов государственной власти.

Система муниципального права отражает внутреннее строение отрасли; это объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

  Составляющими частями  этой системы выступают:

- принципы муниципального  права;

- институты  и нормы муниципального права.

  Принципы муниципального  права принято  подразделять на:

- общие (народовластие,  обеспечение прав и свобод  человека и гражданина, законность, ответственность, гласность, гуманизм);

- межотраслевые  (соразмерность полномочий материально-финансовым  ресурсам, сочетание коллегиальности  и единоначалия);

- отраслевые (самостоятельность,  организационная обособленность, многообразие  организационных форм осуществления,  гарантированность).

 Правовыми институтами муниципального права являются группы норм, регулирующих однородные общественные отношения, связанные с различными аспектами осуществления муниципальной власти. В качестве основных институтов муниципального права выступают:

- территориальные  основы местного самоуправления;

- организационные  основы местного самоуправления;

- муниципальная  служба;

- муниципальные выборы и местный референдум;

- финансово-экономические  основы местного самоуправления;

- предметы ведения  и полномочия местного самоуправления.

- ответственность  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления, контроль за их деятельностью.

 В юридической литературе существует подразделение системы муниципального права на общую и особенную части.

 Общая часть муниципального права закрепляет систему, функции, принципы, предметы ведения местного самоуправления, правовые, территориальные, организационные основы, гарантии местного самоуправления и контроль за деятельностью муниципальных органов и должностных лиц.

 Особенная часть регулирует компетенцию муниципальных образований, населения, органов и должностных лиц местного самоуправления; а также полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий.

 
5. Источники муниципального права. 6.  Уставы муниципальных  образований: структура,  содержание, порядок принятия.
Источник  права можно определить как форму выражения  правовой нормы. Источником муниципального права являются правовые акты, содержащие муниципально-правовые нормы.

  Источники муниципального права:

Международные договоры РФ;

Конституция РФ;

Федеральный закон  РФ (ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г);

Указы Президента РФ (федеральный уровень);

Постановления Правительства (По вопросам местного самоуправления, требующим единой регламентации в границах всей РФ);

Муниципальные правовые акты;

Судебные источники (правовые позиции Конституционного Суда РФ);

Договорные источники.

Решения, принятые на сходе/собрании граждан 

Остановимся чуть подробнее на договорных источниках. В 90-е годы XX в. активно заключались договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, предметом которых были и вопросы местного самоуправления. Так, п. 1 ст. 2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) от 29 июня 1995 г. определялась необходимость разграничения полномочий исполнительных органов власти РФ и Республики Саха (Якутия) в сфере разработки и реализации общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.[1] Однако в настоящее время практика заключения таких договоров и соглашений в связи с негативным отношением к ним федерального центра пошла на убыль. Наблюдается процесс расторжения ранее заключенных договоров. В деле разграничения предметов ведения и полномочий федеральный центр делает ныне акцент не на договорном, а на законодательном механизме.

устав – это  подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный акт конкретного  муниципального образования; акт долговременного  действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ.

В устав муниципального образования входит. 

Наименование  муниципального образования, его территория, границы и символы. 

Вопросы местного значения, относящиеся к ведению  соответствующего муниципального образования. Также должны быть закреплены вопросы, относящиеся к ведению соответствующих государственных органов, но законом переданные в ведение органов местного самоуправления. 

Формы, порядок  и гарантии непосредственного осуществления  населением конкретного муниципального образования самоуправления на своей  территории (местный референдум, муниципальные выборы, собрания, сходы, конференции граждан).

Виды, наименование, порядок образования, полномочия, сроки  и формы деятельности, правовые акты выборных и иных органов и должностных  лиц местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Экономическая и финансовая основа осуществления  местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, перечень объектов, находящихся в  собственности населения данного  образования, порядок управления муниципальной собственностью, конкретные источники финансовых ресурсов (местные налоги, сборы).

Гарантии местного самоуправления на территории данного  муниципального образования, гарантии прав органов и должностных лиц  местного самоуправления, социальные гарантии.

Ответственность органов и должностных лиц  местного самоуправления на территории данного муниципального образования  перед населением последнего, перед  государством и перед физическими  и юридическими лицами в гражданско-правовых отношениях.

Исторические  и иные местные традиции и особенности, которые характерны для данной территории, ее населения.

12. Общая  характеристика континентальной  (французской) модели местного  самоуправления. 11.Общая характеристика англосаксонской системы местного самоуправления.
Континентальная модель местного самоуправления 
 

В рамках континентальной  модели местное самоуправление осуществляется под государственным контролем. 

Континентальная модель. В большинстве стран мира, в особенности в странах континентальной  Европы, франкоязычных странах Африки, а также странах Латинской Америка, Ближнего Востока утвердилась иная модель местного самоуправления. Эту модель принято называть континентальной. В чем же ее особенности и отличия от англосаксонской модели? 

Во-первых, при континентальной модели предусматривается наличие на данной территории чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов местного самоуправления. Это принципиально отличает континентальную модель от англосаксонской. 

Во-вторых, в рамках континентальной модели обычно сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней. В Италии, например, области следят за тем, чтобы нормативные акты, принимаемые органами самоуправления территориальных единиц, входящих в данную область (провинций, коммун и прочих), не противоречили действующему законодательству, а также определяют основные направления развития данных территорий, распределяют между ними деньги, поступающие от центральных властей. 

В-третьих, в  отличие от стран с англосаксонской моделью местного самоуправления, в государствах с континентальной системой местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Так, во Франции муниципалитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламента), поскольку их делегаты представляют большую часть соответствующих избирательных коллегий. Для выборов сенаторов в каждом из департаментов (так во Франции именуются административно-территориальные единицы регионального уровня) образовывается специальная коллегия выборщиков. Она состоит из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента) от соответствующего департамента, членов представительного органа департамента — генерального совета, а также делегатов, избранных муниципальными советами коммун (низовых административно-территориальных единиц).

Англосаксонская модель. Для англосаксонской модели, утвердившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, характерны следующие особенности. 

Во-первых, избираемые населением представительные органы местного самоуправления здесь самостоятельны,это означает, что ни одна государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции. 

Во-вторых, в этой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим по каким бы то ни было вопросам; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям (при этом государство предъявляет единственное требование: чтобы эти законы и обычаи не нарушали общегосударственное законодательство). 

В-третьих, в  рамках данной модели главная роль в управлении местными делами принадлежит  не столько органу местного самоуправления в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов. 

Эта модель —  в отличие, к примеру, от континентальной — не предусматривает учреждения на местах представительств центрального правительства, опекающих местные органы и надзирающих за ними. Разумеется, здесь есть свои формы государственного контроля: работа местных властей контролируется в основном косвенно, через столичные министерства, а также суды. Население стран, использующих англосаксонскую модель, может избирать не только депутатов представительного органа местного самоуправления, но и ряд должностных лиц, хотя и не входящих в этот орган, но принимающих участие в местном самоуправлении. Например, в США местное население избирает шерифа, казначея и некоторых других функционеров.

 
 
 
 
 
 
 
13. Общая  характеристика смешанной (германской) модели местного самоуправления. 14. Возникновение  и развитие муниципальных учреждений в дореволюционной России.
Среди современных систем местного самоуправления выделяют и германскую модель управления. На развитие коммунального самоуправления Германии значительное влияние оказала  реформа правительства барона фон Штейна в начале XIX века. Введенный фон Штейном в 1808 г. прусский Устав городов явился правовой основой формирования местного самоуправления. Для реформы барона фон Штейна было характерным стремление устранить параллелизм правительственных органов и органов местного самоуправления, с образованием единой целостной системы управления. На органы самоуправления Уставом возлагалась обязанность решать местные дела от своего имени и по поручению государства. Коллегиальный исполнительный орган местного управления - магистрат, действовавший параллельно с выборным, в последствии вошел в систему государственного управления. В начале XX века в ходе преобразований в государственном управлении деятельность местных общин попала под жесткий государственный контроль. Предпосылкой к этому прежде всего стали взаимоотношения центра и мест в области финансов. 

В настоящее  время в Германии местные органы власти образуются в районах, городах  районного значения и общинах, которым, согласно действующей доктрине, государство делегирует часть своих функций. Система местного самоуправления Германии имеет элементы английской и французской моделей, с наличием специфических черт, что дает возможность говорить о смешанной форме местного самоуправления.  

Выделяют 4 основных типа организационного устройства немецких общин: 

a) Магистратная  система. Исполнительная власть  осуществляется коллегиальным органом  – магистратом, члены которого  избираются представительным органом  общины. Магистрат состоит из  бургомистра (председатель) и его  заместителей. Бургомистр занимает положение «первого среди равных». 

b) Бургомистерская  форма. Бургомистр является председателем  представительного органа общины  и городской управы – органа  управления. 

c) Северогерманская  система. Бургомистр избирается  представительным органом общины и является его председателем. Вместе с бургомистром избирается городской голова (городской директор), который занимается решением текущих вопросов местного самоуправления.  

d) Южно-германский  тип.  В качестве главного органа  самоуправления, наряду с органом представительной власти общины, рассматривается обербургомистр, избираемый гражданами.

Развитию местного самоуправления в дореволюционной  России положили начало земская (1864) и  городская (1870) реформы Александра II. Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников. Муниципальная реформа 1917 года не была проведена в жизнь. 

После Октябрьской  революции 1917 года в основу организации  власти был положен принцип единство системы Советов как органов  государственной власти снизу доверху, местное самоуправление отвергалось[3]. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране, а также под давлением движения МЖК. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.

15. Организация  местной власти в советской России. 17. Понятие и  сущность местного самоуправления.
2. Организация  местной власти в советский  период

Съезды и Советы объявлялись на территории своего действия высшей властью. В период между работой  съездов такой властью наделялись их исполкомы. В период между сессиями Советов высшей властью наделялись общие собрания избирателей.

Местные съезды, Советы, их органы обязаны были проводить  в жизнь решения высших органов  власти, были ответственны перед ними. В связке "съезды - Советы" доминирующее положение занимали съезды и их исполкомы. Они контролировали на своей территории деятельность местных Советов. Областные и губернские съезды Советов, их исполкомы обладали, кроме того, правом отмены решений местных Советов.

Избирательным правом пользовались граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов 18 лет.  

Избрание съездов, Советов было не равным. Был введен принцип многостепенных выборов.

Описанную конструкцию  власти отличает ряд признаков. Во-первых, местные органы сочетали в себе принятие решений и их исполнение. Именно это свойство отражает характеристика Советов как "работающих корпораций". За повседневное исполнение решений съездов, Советов отвечали исполкомы и являлись внутренними органами съездов, Советов. Во-вторых, советские органы действовали в рамках принятого тогда административно-территориального деления. В-третьих, Советы признавались классовыми организациями, объединявшими пролетарские и полупролетарские слои населения. В-четвертых, местные съезды, Советы взаимодействовали между собой и с высшими органами власти на началах централизма, подчинения нижестоящих органов вышестоящим по всем вопросам их компетенции, обязательности решений вышестоящих органов для органов нижестоящих. В-пятых, в условиях сложившейся в конце концов однопартийной политической системы власть Советов превратилась в прикрытие власти партийной. Они стали рассматриваться орудиями социалистического строительства. В-шестых, вводился институт императивного депутатского мандата, главным элементом которого являлось право избирателей отзывать своих депутатов. Перечисленные признаки при незначительном видоизменении некоторых из них сохраняли на всем протяжении существования советского строя.

В советское  время одним из основных принципов  организации и деятельности всех звеньев Советов являлся принцип демократического централизма. Этот принцип был положен в основу объединения всех Советов в одну систему. Принцип демократического централизма отражался в конституциях советского периода и в законах, регламентирующих организацию деятельности отдельных звеньев Советов. Это Закон о поселковых, сельских Советах народных депутатов РСФСР (1968), Закон о городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР (1971),

18. Принципы местного  самоуправления. 

Принципы местного самоуправления - это основополагающие идеи обусловливающие организацию и деятельность населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами. 

Принципы отражают сущность местного самоуправления как  особой формы организации публичной  власти, предопределяют построение и функционирование местного самоуправления. 

Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской  Хартии местного самоуправления, Конституции  РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ" и  в региональном законодательстве согласно п. "н"  ч. 1 ст. 72 КРФ.

 Соблюдение  принципов местного самоуправления  является  обязательным для населения  муниципального образования,  органов  государственной власти и местного  самоуправления. 

В науке муниципального права выделяют следующие принципы местного самоуправления.

1. Соблюдение  прав и свобод человека и  гражданина. Конституция Российской  Федерации признает человека, его  права и свободы высшей ценностью  (ст. 2) и устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).

2.Законность  в организации и деятельности  местного самоуправления. Принцип  законности требует, чтобы организация  и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления.

3. Гласность  деятельности местного самоуправления. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

4. Коллегиальность  и единоначалие в деятельности  местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляет коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления (ст. 35). По принципу единоначалия осуществляет свои полномочия  глава муниципального образования (ст. 36).

5. Самостоятельность  решения населением вопросов  местного значения осуществляется  путем местного референдума, муниципальных  выборов, других форм прямого  волеизъявления, а также через  выборные и другие органы местного самоуправления.

6. Организационное  обособление местного самоуправления  его органов в системе управления  государством и функциональная  связь с органами государственной  власти.

7. Соответствие  материальных и финансовых ресурсов  местного самоуправления его полномочиям. Европейская Хартия  местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий.

8. Многообразие  организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено федеративным устройством Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

9. Государственная  гарантия местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

10. Ответственность  в системе местного самоуправления  содержит два основных аспекта:  во-первых, ответственность всех  органов и должностных лиц  перед населением, во-вторых, ответственность  субъектов муниципального управления перед государством23. ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в главе 10 закрепил основания, процедуру и правовые последствия ответственности органов и должностных лиц муниципального образования.

Определение понятия  основ местного самоуправления следует связывать с определением понятий самого местного самоуправления. Рассмотрим вопрос о понятии местного самоуправления. 

Определение понятия  местного самоуправления во многом обусловлено  избранной государством теорией  или совокупности теорий этого самоуправления. Теория местного самоуправления формируется на основе имеющегося практического опыта как отдельно взятого государства, так и группы Государств. В свою очередь на основе теорий местного самоуправления формируются концепции местного самоуправления. 

Концепции местного самоуправления отличаются его отношением к государству. Одно дело, когда местное  самоуправление обладает полной автономией и не задействовано на выполнение государственных функций, и, совершенно другое, когда оно зависимо от органов государственной власти и совместно с ними осуществляет функции общественного и местного значения. 

Отнесение местного самоуправления к той или иной концепции зависит от того, является оно самостоятельным, автономным, отдельным  от государственного управления, или же оно есть продолжение Государственного управления на местах,

Местное самоуправление — это публичная власть населения  административно-территориальной единицы (территориального коллектива), основанная на его самоорганизации и самодеятельности, обладающая большей или меньшей административной самостоятельностью и не входящая в систему государственной власти. В связи с этим государство и его органы не вправе вмешиваться в деятельность местного самоуправления и его органов, осуществляемую в пределах их полномочий. Суть местного самоуправления связана с тем, что в рамках демократической системы управления обычно признается, что местные проблемы лучше и эффективнее решать не из центра с помощью его государственных представителей, а на самих местах путем активизации самодеятельности местного населения и избираемых им негосударственных органов. 

Местное самоуправление — это один из устоев современной  демократической системы управления, выражение власти народа в своеобразной форме и на соответствующем уровне. Оно обеспечивает возможность на основе закона самостоятельно, т.е. опираясь прежде всего на самоорганизацию и самодеятельность самого населения, решать многие вопросы местного значения в интересах населения данной территории. Как отмечается в Европейской хартии местного самоуправления, принятой Советом Европы 15 октября 1985 г., местное самоуправление означает право и действенную способность местных органов регулировать и управлять в рамках закона, под собственную ответственность и в интересах населения значительной частью общественных дел. Эта Хартия требует, чтобы местное самоуправление было закреплено в законодательстве или даже в конституции каждой страны. 

В отличие от этого, местное управление — это  административное управление местными делами государственными органами и их представителями на местах. При государственном управлении местные органы управления выступают как территориальные или отраслевые структурные подразделения местных органов государственной власти, центральных министерств и ведомств. Для него характерно назначение центральными или иными вышестоящими государственными органами органов государственной администрации в нижестоящие территориальные единицы, через которые и осуществляется управление ими. Во Франции, например, это префект Республики — в регионе, префект — в департаменте, супрефект — в округе. Конституция страны (ст.72) устанавливает, что представители правительства в департаментах и территориях отвечают за национальные интересы, административный контроль и соблюдение законов, а местные коллективы (коммуны, департаменты, заморские территории) свободно управляются выборными советами на условиях, предусмотренных законом. Это пример того, как в данной стране, да и в большинстве демократических стран современности, сочетаются принципы управления и самоуправления на местах. 

Хотя о природе  местного самоуправления и управления и об их соотношении в различных  странах бытуют далеко неодинаковые представления, в целом, однако, можно  признать, что при демократической  системе управления не следует их разрывать и особенно противопоставлять. Местное управление и местное самоуправление — это не антиподы, а качественно различные формы проявления единой системы управления страной, не только не исключающие, но и совмещающиеся и дополняющие друг друга. Как показывает опыт, одни вопросы жизнедеятельности мест целесообразно решать на путях их негосударственного самоуправления, а другие — на путях государственного управления, опираясь на центральные или иные вышестоящие органы власти. Известная автономность местного самоуправления и его органов, устанавливаемая к тому же по закону государством, не означает их изоляцию от государственного управления, отказ от взаимодействия с ним, тем более что государство может передавать осуществление некоторых функций своих органов органам местного самоуправления.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19. Задачи и функции  местного самоуправления. 20. Государственная  политика Российской  Федерации в сфере  местного самоуправления.
Под функциями  местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности. Функции местного самоуправления обусловлены природой, местом в системе народовластия, задачами и целями, к достижению которых направлена муниципальная деятельность.

Местное самоуправление, составляя одну из основ любого демократического строя, будучи выражением власти народа, обеспечивает приближение управления к гражданам. Утверждая демократические начала организации и осуществления власти на местном уровне, муниципальное самоуправление укрепляет основы народовластия.

Основанное на принципах демократии и децентрализации  власти, обладая самостоятельностью в решении всех вопросов местного значения, местное самоуправление способствует оптимальному сочетанию местных  и общегосударственных интересов, наиболее эффективной реализации социально-экономического потенциала самоуправляющихся территориальных единиц.

Функции местного самоуправления отличаются определенной устойчивостью и стабильностью, ибо в них проявляется постоянное, целенаправленное воздействие населения, органов местного самоуправления на муниципальные отношения в целях наиболее эффективного решения вопросов местного значения. В своей совокупности они показывают возможности и эффективность системы местного самоуправления, характеризуя социальное предназначение местного самоуправления и процесс его осуществления.

С учетом роли местного самоуправления в организации и  осуществлении власти народа, задач, решаемых в процессе муниципальной  деятельности, и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные его функции:

1) обеспечение  участия населения в решении  вопросов местного значения;

2) управление  муниципальной собственностью, финансовыми  средствами местного самоуправления;

3) обеспечение  комплексного развития территории  муниципального образования;

4) обеспечение  удовлетворения потребностей населения  в социально-культурных, коммунально-бытовых  и других жизненно важных услугах;

5) охрана общественного  порядка;

6) представительство  и защита интересов и прав  местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и федеральными законами.

Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для  эффективного участия граждан в  осуществлении местного самоуправления.

К этим условиям прежде всего относятся:

1) наличие выборных органов местного самоуправления;

2) использование  в муниципальной деятельности  институтов прямой демократии;

3) материально-финансовая  база для решения вопросов м.з. местного значения.

система местного самоуправления – это совокупность взаимодействующих между собой самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей.

Под системой местного самоуправления понимают совокупность организационных форм местного самоуправления в рамках муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения, местной жизни.

Статья 3 Конституции  РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

Закрепляются  две основные формы народовластия: непосредственно (прямая демократия); через системы органов государственной и муниципальной власти (опосредованная демократия).

Структура органов  местного самоуправления:

1) органы местного  самоуправления, наличие которых  обязательно: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

2) органы местного  самоуправления, которые могут быть  предусмотрены уставом муниципального  образования: контрольный орган муниципального образования (образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности); иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления не являются составной  частью государственного механизма  управления.

Органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти.

Определяются  условия, а также порядок контроля государства за осуществлением органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.

Правовая регламентация  муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования и Федеральным законом. Муниципальные должности бывают выборными, занимаемыми в результате муниципальных выборов, – депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

22. Местный референдум. 24. Собрания, сходы,  конференции граждан.
В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или  военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

об изменении  статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

о досрочном  прекращении или продлении срока  полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

о персональном составе федеральных органов  государственной власти, иных федеральных  государственных органов;

об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении  или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность  в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению  здоровья и безопасности населения;

отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции 

. СОБРАНИЕ (СХОД) ГРАЖДАН — высший орган территориальной общины, созываемый для решения вопросов местного значения, а также являющийся формой непосредственного участия жителей в обсуждении и решении вопросов местного значения. Органы власти района, города, области (края, республики) вправе вынести на рассмотрение С.(с.)г. любой вопрос местного значения, входящий в их непосредственную компетенцию. Собрания (сходы) созываются жителями подъезда дома, одного дома или группы домов, квартала, улицы, микрорайона, обособленных населенных пунктов на территории соответствующего муниципального образования. В собрании имеют право участвовать совершеннолетние граждане РФ. Инициаторами его проведения могут выступать: инициативная группа жителей (как правило, в количестве не менее 5 человек); глава местного самоуправления; представительный орган местного самоуправления; иные органы и должностные лица, определенные законодательством субъекта РФ. Инициатор проведения собрания обязан заблаговременно (как правило, за 1—2 недели) оповестить жителей о месте, дате и времени его проведения, о выносимом на рассмотрение вопросе. Собрание открывает инициатор его проведения или его председатель. Оно правомочно, если в нем участвуют не менее 50% жителей. Решение собрания принимается простым большинством голосов открытым голосованием. По решению собрания голосование может быть закрытым. В этом случае его участники избирают счетную комиссию. Секретарь собрания (он, а также председатель собрания избираются для ведения собрания) ведет протокол собрания, который зачитывается председателем собрания, утверждается решением собрания, подписывается председателем и секретарем и передается на хранение в представительный орган местного самоуправления.

По рассматриваемому вопросу собрание может принять  решение, обращенное к органам власти или жителям, заключение на решение (проект решения) органа власти. С.(с.)г. поселения, микрорайона, улицы созываются по мере необходимости по инициативе, как правило, не менее 10% их жителей, обладающих избирательным правом, или по инициативе органов местного самоуправления. С.(с.)г. избирают органы территориального общественного самоуправления; утверждают программы их деятельности и отчеты об исполнении программ по вопросам социально-экономического развития территорий и др. С.(с.)г. правомочны при условии явки более половины общего числа жителей соответствующей территориальной общины муниципального образования или части его территории, имеющих право участвовать в собрании (сходе). Решения С.(с.)г. для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер, а для органов общины — обязательный характер.

25. Территориальное  общественное самоуправление. 26. Правотворческая  инициатива граждан. Публичные  слушания.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) —  одна из форм местного самоуправления. В статье 27 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ТОС определяется как «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан  проводимое по вопросам организации  и осуществления территориального общественного самоуправления считается  правомочным, если в нем принимают  участие не менее половины жителей  соответствующей территории, имеющих избирательное право.

Конференция граждан  по вопросам организации и осуществления  территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней  принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан  делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, имеющих избирательное право.

Органы территориального общественного самоуправления, являясь  одной из форм местного самоуправления, входят в систему местного самоуправления и обладают в соответствии с действующим законодательством, определёнными властными полномочиями.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в  организационно-правовой форме некоммерческой организации.Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации

Финансовые ресурсы  ТОС могут состоять из:

имущества, переданного  ему в управление;

добровольных  взносов и пожертвований юридических  и физических лиц;

средств местного бюджета, переданных органу ТОС для  осуществления отдельных муниципальных  полномочий на основании договора между  органами ТОС и органами местного самоуправления;

доходов от собственной  хозяйственной деятельности.

В собственности  ТОС могут быть:

кооперированные денежные средства физических и юридических  лиц,

иные средства, полученные из законных источников,

построенные на эти средства сооружения: детские  дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые и вновь созданные производственные помещения, транспорт, оборудование, инвентарь и другое имущество

Статья 26. Правотворческая  инициатива граждан

  1. С правотворческой  инициативой может выступить  инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

 Минимальная  численность инициативной группы  граждан устанавливается нормативным  правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

 В случае  отсутствия нормативного правового  акта представительного органа  муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Проект муниципального  правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.

Представителям  инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения  своей позиции при рассмотрении указанного проекта.

В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.

3. Мотивированное  решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Публичные слушания - обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, организуемые по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования (часть 1 статьи 28 Федерального закона NQ 131-ФЗ).

Если публичные  слушания проводятся по инициативе населения  или представительного органа муниципального образования, то они назначаются  представительным органом, а если проводятся по инициативе главы муниципального образования, то назначаются главой (статья 28 Федерального закона NQ 131-ФЗ).

 
27. Голосование по  отзыву депутата, члена выборного  органа местного  самоуправления, выборного  должностного лица  местного самоуправления 28. Структура  органов местного самоуправления.
1. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Основания  для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципального образования.

 Основаниями  для отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления могут  служить только его конкретные  противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

 Процедура  отзыва депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления должна  обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

2.1. В случае, если все депутатские мандаты  или часть депутатских мандатов  в представительном органе муниципального  образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется.

3. В случаях,  предусмотренных настоящим Федеральным  законом, в целях получения  согласия населения при изменении  границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

4. Голосование  по вопросам изменения границ  муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.

5. Голосование  по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом муниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

6. Голосование  по вопросам изменения границ  муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

7. Итоги голосования  по отзыву депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного должностного лица  местного самоуправления, итоги  голосования по вопросам изменения  границ муниципального образования,  преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31. Глава муниципального  образования.

Глава муниципального образования является высшим должностным  лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования имеет следующие исключительные, только ему принадлежащие полномочия:

1) представляет  муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает  и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты. Издает в пределах своих полномочий правовые акты;

3) вправе требовать  созыва внеочередного заседания  представительного органа муниципального  образования;

4) может осуществлять  и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования;

5) глава муниципального  образования издает постановления,  распоряжения, приказы;

6) нормативные  правовые акты издаются главой, как правило, в форме постановлений,  индивидуальные акты – в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе органов местного самоуправления.

Глава города обеспечивает на территории города исполнение законодательства РФ, устава города, а также иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе органов местного самоуправления, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного самоуправления, разрабатывает и представляет на утверждение городского Совета схему управления муниципальным образованием.

Глава администрации  обеспечивает общественный порядок; разрабатывает и вносит на утверждение городского Совета проекты целевых и комплексных программ развития территории города, организует комплексное экономическое и социальное развитие города и обеспечивает исполнение бюджета, управление и распоряжение муниципальной собственностью в соответствии с постановлениями. Глава по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности принимает постановления и распоряжения, вправе отменять любые правовые акты органов и структурных подразделений администрации города.

Полномочия главы  муниципального образования могут  быть прекращены досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по  собственному желанию;

3) отрешения  от должности в рамках ответственности  перед государством;

4) признания  его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) признания  его судом безвестно отсутствующим  или объявления умершим.

Структуру органов  местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Наличие в  структуре органов местного самоуправления  представительного органа муниципального  образования, главы муниципального  образования, местной администрации  (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

 Уставом муниципального  образования, имеющего статус  сельского поселения, внутригородского  муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию вновь образованного муниципального образования, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

29. Представительные  органы местного  самоуправления: структура,  порядок деятельности, компетенция.

Представительный  орган местного самоуправления —  выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его  имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление.

Порядок формирования

Представительный  орган является обязательным органом  в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ).

Представительный  орган муниципального образования  обладает правами юридического лица.

Порядок его  формирования устанавливается Уставом  муниципального образования и зависит  от его вида.

Представительный  орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять  из глав поселений, входящих  в состав муниципального района, и из депутатов представительных  органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов  представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек —  при численности населения менее  1000 человек;

10 человек —  при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек —  при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек —  при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек —  при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек —  при численности населения свыше  500 000 человек.

Численность депутатов  представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение  и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации  и ликвидации муниципальных предприятий  и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных  предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка  материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов  местного самоуправления;

контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

принятие решения  об удалении главы муниципального образования  в отставку.

Расходы на обеспечение  деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"