Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 17:25, шпаргалка
Понятие, предмет и метод муниципального права России.
Муниципальное право - это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.
Предмет муниципального права - это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.
Смысл которой должен был заключаться в том, чтобы «повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления и реформы приблизить к населению муниципальный уровень публичной власти».
Результатом реформы стала абсолютно унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от субъекта Федерации.
18. Муниципальное образование: понятие, виды, формы и порядок преобразования.
Муниципа́льное образова́ние — часть территории Российской Федерации, в границах которой наряду с государственным управлением осуществляется местное самоуправление для решения только местных вопросов. Местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения. На территории муниципальных образований властные полномочия распределены между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
С мая 2014 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания семи видов муниципальных образований. Муниципальные образования учреждаются, упраздняются или изменяются законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные образования одних видов входят в состав муниципальных образований других видов. Муниципальные образования существуют по всей территории Российской Федерации.
Виды муниципальных образований
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в Российской Федерации существовало 5 видов муниципальных образований:
Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ введено два новых вида муниципальных образований:
В связи с проводимой муниципальной реформой в России складывается двухуровневая система местного самоуправления. По смыслу законодательства о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории муниципальных районов и городских округов, а территория муниципальных районов — на территории городских и сельских поселений, причем в малонаселенных местностях могут образовываться межселенные территории. В городских округах не может быть других муниципальных образований, такие муниципальные образования упразднены с 2006 года. Территории городов федерального значения разделяются на территории внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований).
Территории муниципальных образований
в большинстве субъектов Российской Федерации
совпадают с административно-
В гражданских правоотношениях муниципальные образования выступают наравне с другими участниками гражданских правоотношений — гражданами, юридическими лицами, а также Российской Федерацией и ее субъектами. От имени муниципального образования выступают уполномоченные органы местного самоуправления.
19.Территория муниципального образования: состав, принципы определения границ и порядок их изменения.
ТЕРРИТОРИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
— земли городских, сельских поселений, прилегающие
к ним земли общего пользования и другие
земли в границах муниципального образования
независимо от форм собственности. Соответственно
местное самоуправление осуществляется
в городских, сельских поселениях и на
иных территориях (ст. 131 Конституции РФ).
Согласно Федеральному закону от 28 августа
1995 г. "Об общих принципах местного самоуправления
в Российской Федерации" (гл. 2) местное
самоуправление осуществляется на всей
территории РФ в рамках административно-
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (ч. 3 ст. 38) к Т.м.о. относится также подземное и воздушное пространство в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, за исключением: частей подземного и воздушного пространства, которые в соответствии с условиями зонирования территорий (деления на зоны — жилую, производственную, рекреационную и др.) являются объектами, принадлежащими иным лицам; части подземного пространства, предоставленной в пользование иным лицам для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых и иных целей согласно законодательству о недрах; части воздушного пространства, используемой для полетов воздушных судов и иной деятельности в области использования воздушного пространства в соответствии с воздушным законодательством РФ.
Основными административно-
По общему правилу, местное самоуправление осуществляется на территориях, отграниченных друг от друга. Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что Т.м.о. определяются федеральными законами и законами субъектов РФ. Региональными законами определяются критерии установления Т.м.о.: учет мнения населения, размер территории, численность населения, достаточность материальных и финансовых средств для реализации задач местного самоуправления, экономический потенциал территории, транспортное сообщение, социальная и коммунальная инфраструктура, необходимая для решения местных вопросов, традиционный способ хозяйствования населения и связанный с ним образ жизни людей и др.
Субъекты РФ по-разному решают вопросы о том, на каких территориях осуществляется местное самоуправление. Однако едиными являются требования о том, что Т.м.с. является целостной, юрисдикция органов местного самоуправления распространяется в равной мере на все земли независимо от их целевого назначения и форм собственности на них; Т.м.о. — это населенная территория; проживающее в границах муниципального образования население должно быть объединено общими интересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению местного самоуправления; на Т.м.о. существуют выборные органы местного самоуправления, муниципальная собственность и местный бюджет.
Различия в законодательном регулировании
субъектами РФ соотношения административно-
1) совпадение административно-
2) обособление в рамках единого
административно-
3) полное несовпадение
С учетом мнения населения соответствующей территории границы Т.м.о. могут быть изменены. Круг органов, принимающих такое решение, определяется законом субъекта РФ. К ним относятся законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ. При этом законодательный (представительный) орган власти может принять такое решение самостоятельно , по представлению исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, по ходатайству представительного органа местного самоуправления т.д. Вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения внутригородских муниципальных образований, установления или изменения их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города республиканского или областного значения самостоятельно в соответствии с уставом этого города. Установление и изменение границ Т.м.о., в том числе при образовании объединений или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательством субъекта Федерации устанавливаются гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
20. Особенности территориальной организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге.
Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург согласно Конституции обладают статусом субъектов РФ. В то же время они являются населенными пунктами, следовательно, в них должно осуществляться местное самоуправление.
Особенности организации местного самоуправления устанавливались законами о местном самоуправлении и 1995, и 2003 г.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет, что в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория города федерального значения - это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" местное самоуправление как основа конституционного строя РФ признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Санкт-Петербурга. Местное самоуправление осуществляется на всей территории города федерального значения Санкт-Петербурга на территориях муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом и Уставом Санкт-Петербурга. Перечень муниципальных образований и описание их границ устанавливаются Законом Санкт-Петербурга от 25.07.2005 № 411-68 "О территориальном устройстве Санкт-Петербурга".
Специфика организации местного самоуправления в городах федерального значения обусловливает то, что перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Города Москва и Санкт-Петербург представляют собой единые хозяйственные комплексы, в силу чего многие вопросы местного значения в них более целесообразно решать на уровне субъекта РФ в целом.
Касаясь источников доходов местных бюджетов, следует отметить, что согласно ст. 12 Н К местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъектов Федерации. Целесообразность введения данной нормы также вполне очевидна: в рамках одного города недопустима ситуация, когда в различных его районах существуют различные ставки местных налогов.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. допускает возможность зачисления установленных данным законом источников доходов местных бюджетов в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с законами данных субъектов.