Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка
Ответы на вопросы по муниципальному праву
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно
МП- совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Чтобы сформулировать понятие МП, необходимо выявить специфику обществ. отношений, составляющих его предмет.
В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление. Согласно ст. 130 Конституции РФ МС обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осущ-ся населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и др. ОМС.
МС осущ-тся в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. ФЗ от 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осущ местное самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления. Т.о., МС – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответств-ть деятельность населения муницип образований (непосредственно или через ОМС) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его историч и иных местных традиций.
Деятельность
носит публично-властный характер:
решения, принятые путем прямого
волеизъявления граждан. Также решения
органов и должностных лиц МС по вопросам
своего ведения обязательны для исполнения
всеми расположенными на территории муницип.
образования предприят., учрежд. и организациями
независимо от их организац-правовых форм,
ОМС и гражданами. В соот. со ст. 3 Конституции
РФ народ осущ свою власть через гос органы
(гос власть), а также через ОМС (власть
МС– муниципальная власть). Кроме того,
народ осущ свою власть (как госуд., так
и муниципальную) непосредственно: через
референдумы, выборы. В МП используется
не один метод правового регулирования,
а совокупность нескольких как общих,
так и специфических методов. МП воздействует
на обществ. отношения с помощью таких
способов как, предписание, дозволение
и запрет, совокупность кот определяет
характер правового регулирования. В завис.
от юр. приема, используемого в регулировании
обществ. отношений выделяют два основных
метода регулирования – императивный
(властный) и диспозитивный. Конституционный
принцип гарантированности местного самоуправления
обуславливает использование в муниципальном
праве также метода гарантий. Широко он
используется на федеральном уровне правового
регулирования местного самоуправления,
потому, что гос-во признав самостоятельность
местного самоуправления, взяло на себя
обязанность его судебной защиты и организац,
экономич и финансового обеспечения.
Кроме импер. и диспоз. методов использ.
метод гарантий, кот широко применяется
на федеральном уровне правового регулирования
МС. Конституционная самостоятельность
самоуправления в пределах своих полномочий
выводит его из общей системы гос. управления.
Поэтому гос-во, учитывая специфику этого
уровня власти, оказывает влияние на
деятельность муниципальных образований
методом рекомендаций.
Закон об общих принципах ОМС относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа МС, так как законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного соц-эконом. развития муниципального образования. Следует предположить, что органы местного самоуправления будут широко применять в своей практике принятие комплексных планов соц-эконом. развития наряду с получившими распространение в последние годы целевыми программами: «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение».
Действующее законодательство не определяет, на какой срок должны быть рассчитаны комплексные планы соц -эконом. развития муниципальных образований, целевые программы. Срок устанавливают муниципальные образования самостоятельно. Во многом это связано с экономической ситуацией в обществе: долгосрочное планирование предполагает наличие стабильно развивающейся экономики, ибо только в этом случае возможно с большой долей определенности планировать использование тех или иных финансовых источников планов и программ муниципальных образований.
Однако в процессе планирования принимают участие все отделы, управления и службы местной администрации, ибо разработка проектов планов и программ развития муниципальных образований предполагает всестороннее технико-экономическое обоснование целей и задач планов, программ.
Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на след. принципах: – ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования; – содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений в экономике; – приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования.
Планы эк. и соц. развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения.
К таким
проблемам можно отнести
Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется с учетом: – во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования; – во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро стоящие перед муниципальным образованием, его жителями; – в-третьих, необходимо учитывать также программы и планы, принимаемые на вышестоящих уровнях управления, а также сведения о проектах планов и программ развития, получаемые от предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.
Кроме того, метод планирования используется органами местного самоуправления и для организации собственной работы.
Принципы местного самоуправления – предусмотренные ФЗ и требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.
Выделяют следующие принципы: 1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы МС и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения; 2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления); 3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции; 4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан; 5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть); 6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; 7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов; 8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований; 9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; 10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества ОМС с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В зарубежных
странах принципы МС не представляют
собой застывшую догму и достаточно мобильно
изменяются в соответствии с развитием
общества и государства. Тенденциями развития
современных принципов местного самоуправления
в зарубежных странах следует считать
взаимопроникновение идей или принципов
из различных теорий и моделей местного
самоуправления и универсализацию принципов
местного самоуправления на базе международно-правовых
актов.
4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
При
определении места
МП организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.
Для МП характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.
Муниципальное
право тесно связано с
Существует
тесная связь муниципального права
и с другими отраслями права.
Например, формирование и исполнение
местных бюджетов, образование внебюджетных
фондов основано на нормах финансового
права; право органов местного самоуправления
создавать коммерческие и некоммерческие
организации, осуществлять свою деятельность
в качестве юридических лиц базируется
на нормах гражданского права; осуществление
контроля за использованием земель на
территории муниципального образования
регламентируется земельным правом; участие
органов местного самоуправления в охране
окружающей природной среды относится
к экологическому праву, и т.д.