Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)
 
  1. Предмет и метод  законодательного регулирования по вопросам организации МС
  2. Муниципальное право и социальные условия его реализации.
  3. Понятие, принципы и цели муниципального права.
  4. Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
  5. Система МП: понятие, основные институты.
  6. МП как наука и учебная дисциплина.
  7. Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
  8. Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
  9. Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
  10. Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
  11. Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
  12. Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
  13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
  14. Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
  15. Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
  16. Зарубежный опыт МС и российская практика.
  17. Основные тенденции МС в России и за рубежом.
  18. Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
  19. Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
  20. Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
  21. Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
  22. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
  23. Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
  24. Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
  25. Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
  26. Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
  27. Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
  28. Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
  29. Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
  30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
  31. Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
  32. Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
  33. Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
  34. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
  35. Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
  36. Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
  37. Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
  38. Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
  39. Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
  40. Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
  41. Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
  42. Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
  43. Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
  44. Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
  45. Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
  46. Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
  47. Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
  48. Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
  49. Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
  50. Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
  51. Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
  52. Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса,  местные налоги и сборы).
  53. Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
  54. Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
  55. Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
  56. Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
  57. Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
  58. Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
  59. Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
  60. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
  61. Местное самоуправление на территориях с особым статусом (наукограды, ЗАТО, приграничные территории).
  62. Особенности организации и осуществления местного самоуправления в городах федерального значения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        1.  Предмет и метод законодат. регулирования по вопросам организации местного самоуправления.

  МП- совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Чтобы сформулировать понятие МП, необходимо выявить специфику обществ. отношений, составляющих его предмет.

  В связи  с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление. Согласно ст. 130 Конституции РФ МС обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осущ-ся населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и др. ОМС.

  МС осущ-тся в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. ФЗ от  1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осущ местное самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления. Т.о., МС – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответств-ть деятельность населения муницип образований (непосредственно или через ОМС) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его историч и иных местных традиций.

  Деятельность  носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан. Также решения органов и должностных лиц МС по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муницип. образования предприят., учрежд. и организациями независимо от их организац-правовых форм, ОМС и гражданами. В соот. со ст. 3 Конституции РФ народ осущ свою власть через гос органы (гос власть), а также через ОМС (власть МС– муниципальная власть). Кроме того, народ осущ свою власть (как госуд., так и муниципальную) непосредственно: через референдумы, выборы. В МП используется не один метод правового регулирования, а совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. МП воздействует на обществ. отношения с помощью таких способов как, предписание, дозволение и запрет, совокупность кот определяет характер правового регулирования. В завис. от юр. приема, используемого в регулировании обществ. отношений выделяют два основных метода регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Конституционный принцип гарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также метода гарантий. Широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что гос-во признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организац, экономич и финансового обеспечения.  Кроме импер. и диспоз. методов использ. метод гарантий, кот широко применяется на федеральном уровне правового регулирования МС. Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы гос. управления. Поэтому гос-во, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на  деятельность муниципальных образований методом рекомендаций.  

  1. Муниципальное право и социальные условия его реализации.

  Закон об общих принципах ОМС относит принятие планов и программ развития муниципального образования и утверждение отчетов об их исполнении к исключительному ведению представительного органа МС, так как законодатель включил в предметы ведения местного самоуправления вопросы комплексного соц-эконом. развития муниципального образования. Следует предположить, что органы местного самоуправления будут широко применять в своей практике принятие комплексных планов соц-эконом. развития наряду с получившими распространение в последние годы целевыми программами: «Жилье», «Социальная защита», «Здравоохранение».

  Действующее законодательство не определяет, на какой  срок должны быть рассчитаны комплексные планы соц -эконом. развития муниципальных образований, целевые программы. Срок устанавливают муниципальные образования самостоятельно. Во многом это связано с экономической ситуацией в обществе: долгосрочное планирование предполагает наличие стабильно развивающейся экономики, ибо только в этом случае возможно с большой долей определенности планировать использование тех или иных финансовых источников планов и программ муниципальных образований.

  Однако  в процессе планирования принимают  участие все отделы, управления и  службы местной администрации, ибо  разработка проектов планов и программ развития муниципальных образований предполагает всестороннее технико-экономическое обоснование целей и задач планов, программ.

  Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на след. принципах: – ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования; – содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений в экономике; – приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования.

  Планы эк. и соц. развития муниципальных образований должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения муниципальных образований и требующих своего разрешения.

  К таким  проблемам можно отнести следующие: 1) финансово-экономические; 2) социально-культурные; 3) коммунально-бытовые, торговые и иного обслуживания населения; 4) транспорта и связи; 5) природно-экономические; 6) строительства.

  Выделение проблемно-содержательных направлений  в структуре планов социально-экономического развития муниципальных образований осуществляется с учетом: – во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования; – во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро стоящие перед муниципальным образованием, его жителями; – в-третьих, необходимо учитывать также программы и планы, принимаемые на вышестоящих уровнях управления, а также сведения о проектах планов и программ развития, получаемые от предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

  Кроме того, метод планирования используется органами местного самоуправления и  для организации собственной  работы.

3. Понятие, Принципы и цели муниципального

  Принципы  местного самоуправления – предусмотренные ФЗ и требования (условия), определяющие природу местного самоуправления, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности органов местного самоуправления, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

  Выделяют  следующие принципы: 1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы МС и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения; 2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления); 3) неподчиненность одного муниципального образования другому муниципальному образованию в пределах своей компетенции; 4) обязательность наличия представительного органа местного самоуправления в муниципальном образовании либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан; 5) приоритетная роль представительных органов местного самоуправления в системе органов местного самоуправления (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть); 6) гласность деятельности по осуществлению местного самоуправления; 7) обеспечение органами государственной власти муниципальнымобразованиям минимальных местных бюджетов; 8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований; 9) государственные гарантии и поддержка местного самоуправления; 10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества ОМС с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

  В зарубежных странах принципы МС не представляют собой застывшую догму и достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства. Тенденциями развития современных принципов местного самоуправления в зарубежных странах следует считать взаимопроникновение идей или принципов из различных теорий и моделей местного самоуправления и универсализацию принципов местного самоуправления на базе международно-правовых актов. 

    4. Место муниципального  права в системе  российского права,  соотношение с  другими отраслями.

    При определении места муниципального права (МП) в правовой системе РФ необходимо учитывать ряд обстоятельств. Прежде всего, как уже отмечалось, это - комплексный характер отрасли муниципального права. Поэтому муниципальное право связано с целым рядом других отраслей права.

    МП организационно оформилось и выделилось из конституционного права, которое определяет начала и принципы организации местного самоуправления, формы и гарантии осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права. Все другие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления, являются нормами муниципального права.

    Для МП характерны определенные признаки конституционно-правовых отношений. Прежде всего, права и обязанности субъектов этих отношений прямо или опосредованно связаны с закреплением основных устоев и принципов российского общества и государства, с системой форм и порядком осуществления народовластия. В силу этого конституционно-правовые отношения играют определяющую роль в системе правоотношений, а муниципально-правовые отношения являются основными там, где осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное право тесно связано с административным правом. Административно-правовые нормы устанавливают статус органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, и их полномочия. Тесная взаимосвязь муниципального права и административного права проявляется также и при регулировании института муниципальной службы.

    Существует  тесная связь муниципального права  и с другими отраслями права. Например, формирование и исполнение местных бюджетов, образование внебюджетных фондов основано на нормах финансового  права; право органов местного самоуправления создавать коммерческие и некоммерческие организации, осуществлять свою деятельность в качестве юридических лиц базируется на нормах гражданского права; осуществление контроля за использованием земель на территории муниципального образования регламентируется земельным правом; участие органов местного самоуправления в охране окружающей природной среды относится к экологическому праву, и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"