Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Реализация  права нормотворческой инициативы. Обычно субъект права инициативы обязан представить определенный пакет  документов, который включает в себя не только текст проекта правового  акта и текст проекта самого нормативного правового акта, но также пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование, перечень нормативных правовых актов, которые подлежат отмене или изменению в случае принятия проекта.  Проект должен соответствовать положениям действующих нпа более высокой правовой силы и отвечать требованиям юр техники. После внесения проекта нпа в представительный орган муниц образования субъектом права нормотворческой инициативы, проект подлежит рассмотрению этим нормотворческим органом. Рассмотрение может осуществляться непосред представит органом на его заседании, а также внутренними органами общей и специальной компетенции, должн лицами представ органа. При этом должна соблюдаться определенная последовательность действий.

После подписания главой муниципального образования нпа представительного органа муниц образования он подлежит официальному опубликованию (обнародованию). В соответствии со ст. 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниц образования, за исключением нпа представительных ОМС о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниц правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования .

28.Муниципальные правовые акты и законодательство РФ: соотношение, формы разрешения коллизий.

     Под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

     Виды  муниципальных правовых актов: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

     Федеральные законы занимают особое место в правовой основе местного самоуправления, которое определяется следующими факторами. Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление как особый уровень власти в государстве, специфическую форму осуществления народовластия, относя при этом местное самоуправление к основам конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

     Таким образом, Конституция определяет пределы  правового регулирования организации местного самоуправления для федеральных органов государственной власти: установление единых, общих для всей территории России основ построения и функционирования местной, муниципальной власти.

     Конституция РФ закрепляет в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления важнейшие исходные начала организации местного самоуправления, составляющие правовой фундамент муниципального развития в нашей стране.

     Вместе  с Конституцией РФ, Европейской хартией  местного самоуправления он составляет, таким образом, юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Федерации.

     При этом следует учитывать особую роль Закона об общих принципах организации  местного самоуправления в системе  федеральных законов.

     Вместе с тем, в ходе применения федерального законодательства при регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных актов о внесении в них изменений и дополнений, выявляются пробелы и коллизии законодательства в указанной сфере, что вызывает определенные трудности в правоприменении его отдельных норм.

Одной из причин возникающих коллизий является несогласованность  норм Федерального закона № 131-ФЗ с  нормами других законов.

     Так, например, п. 9 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу. Данная формулировка категорична и не предполагает возможности выбора правоприменителя.

     Следовательно, полномочия главы муниципального образования  и депутата представительного органа (независимо от того, на постоянной или  не постоянной основе осуществляют они  свою деятельность) прекращаются досрочно в указанном случае. Муниципальные образования воспроизводят в своих уставах текст п. 9 ч. 10 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ.

     Вместе  с тем, п. «к» ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности  и военной службе» (далее –  Федеральный закон № 53-ФЗ) предусмотрено, что гражданам, избранным депутатами представительных органов муниципальных образований или главами муниципальных образований и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, предоставляется отсрочка от призыва на военную службу на срок полномочий в указанных органах.

     Аналогичная коллизия возникает в связи с  тем, что Федеральный закон № 131-ФЗ содержит термин «Местные налоги и сборы». Так, п. 3 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в  исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

     Вместе  с тем, ч. 6 ст. 12 Налогового кодекса  Российской Федерации (часть 1) предусмотрено, что не могут устанавливаться  федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

     Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации  установлен исчерпывающий перечень местных налогов, к которым относятся  земельный налог и налог на имущество физических лиц. Таким образом, установление местных сборов Налоговым кодексом не предусмотрено.

     Статья 40 Федерального закона № 131-ФЗ содержит ч. 5 определяющую, что гарантии осуществления  полномочий депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день соответствующего федерального закона не принято, таким образом, возникает пробел в правовом регулировании данного вопроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Российская  судебная практика и  правовая основа местного самоуправления.

     Правовая  основа местного самоуправления –  это совокупность различных нормативных  правовых актов и отдельных правовых норм, регулирующих вопросы МС.

     В состав правовой основы МС в России входят прежде всего некоторые международно-правовые нормы, содержащиеся в актах международного права. Это общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, ратифицированные государством. Россия ратифицировала многие такие договоры, присоединившись к ним. Важнейшим из них для местного самоуправления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.

     В состав правовой основы местного самоуправления в России входят также положения, содержащиеся в других правовых актах: в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8 и др.); основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ; рамочных федеральных законах (об общих принципах организации местного самоуправления, 2003 г.); федеральных законах; указах Президента РФ (например, об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления, 1999 г.); постановлениях Правительства РФ (например, о ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, 2005 г.); постановлениях Конституционного Суда РФ; уставах муниципальных образований; некоторых других правовых актах конкретного муниципального образования.

     В состав правовой основы местного самоуправления могут входить положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ, которые в целом относятся к другим областям регулирования, но включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

     Особое  место среди источников муниципального права занимают уставы муниципальных образований и Европейская хартия местного самоуправления 1985 г. Устав – это учредительный документ муниципального образования, имеющий для данного образования всеобъемлющий характер, являющийся основой муниципального нормотворчества и характеризующийся особым (усложненным) порядком принятия и изменения.

     В силу несовершенства сегодняшнего законодательства Российской Федерации о местном  самоуправлении, основная нагрузка по разрешению противоречий, постоянно  возникающих в сфере разграничения полномочий федеральной и местной власти, приходится на Конституционный суд Российской Федерации.

     В  силу  несовершенства  сегодняшнего   законодательства   Российской Федерации  о  местном  самоуправлении,  основная  нагрузка   по   разрешению противоречий,  постоянно возникающих в сфере   разграничения   полномочий федеральной и местной власти, приходится на Конституционный суд Российской Федерации.

     Пример: Конституционный  Суд  Российской  Федерации  рассмотрел   в  открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 статьи 49  Федерального закона от 28 августа 1995 года  "Об  общих  принципах  организации  местного самоуправления в Российской Федерации".  Пункт 3 статьи 49 Федерального закона "Об общих  принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что: в случае установленных судом нарушений органами  местного  самоуправления выборными    должностными   лицами   местного   самоуправления    Конституции Российской Федерации, конституции,  устава  субъекта  Российской  Федерации, федеральных  законов,  законов   субъекта   Российской   Федерации,   устава муниципального   образования   законодательный   (представительный)    орган государственной власти субъекта  Российской  Федерации  может  обратиться  в соответствующий  суд  (верховный  суд  республики,  краевой,  областной  или городской (города федерального значения) суд, суд  автономной  области,  суд автономного округа) за заключением о признании  несоответствия  деятельности органа  местного  самоуправления,  выборного  должностного   лица   местного самоуправления  Конституции  Российской   Федерации,   конституции,   уставу субъекта  Российской  Федерации,  федеральным  законам,   законам   субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования; заключение суда о признании несоответствия  деятельности  органа  местного самоуправления,  выборного   должностного   лица   местного   самоуправления Конституции Российской Федерации, конституции,  уставу  субъекта  Российской Федерации,  федеральным  законам,  законам  субъекта  Российской  Федерации, уставу  муниципального  образования  является  основанием  для  рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной  власти  субъекта Российской  Федерации  вопроса  о  прекращении  полномочий  соответствующего органа  местного  самоуправления,  выборного  должностного   лица   местного самоуправления;  прекращение  полномочий  органа  местного   самоуправления, выборного  должностного  лица  местного   самоуправления   и   одновременное назначение  новых выборов осуществляются   законом   субъекта   Российской Федерации.

     Конституции Российской Федерации и основанным на  ней  нормативным  правовым актам.   Для  того  чтобы  обеспечить  реализацию   указанных   конституционных положений,  а  также  защитить  права  граждан  (в  том   числе   право   на осуществление местного самоуправления) от возможных  злоупотреблений  своими полномочиями  со  стороны  органов  местного   самоуправления   и   выборных должностных  лиц  местного  самоуправления  и  вместе  с  тем  гарантировать муниципальным образованиям защиту  от  необоснованного  вмешательства  в  их деятельность,  Российская  Федерация,  как  суверенное  государство,  вправе предусмотреть   адекватные    меры    ответственности    органов    местного самоуправления и выборных должностных лиц  местного  самоуправления,  в  том числе досрочное  прекращение  полномочий  соответствующего  органа  местного самоуправления,  выборного  должностного   лица   местного   самоуправления. Досрочное прекращение полномочий  -  при условии,  что оно сопровождается одновременным назначением новых выборов и как разновидность ответственности соразмерно  степени   совершенного   нарушения   и   значимости   защищаемых интересов, -  само  по  себе  не  может  рассматриваться  как  неправомерное вмешательство  органов  государственной  власти  в   деятельность   местного самоуправления.

           Таким  образом,  установленная   рассматриваемым  Федеральным   законом возможность    досрочного    прекращения    полномочий    органа    местного самоуправления,  выборного  должностного  лица  местного  самоуправления  не противоречит Конституции Российской Федерации. Возможность  досрочного  прекращения  полномочий  -  один  из  основных принципов, определяющих статус органов и выборных должностных  лиц  местног самоуправления.   Установление   общих   принципов   организации    местного самоуправления относится к совместному ведению  Российской  Федерации  и  ее субъектов. По предметам совместного ведения Российской  Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии  с ними законы и иные нормативные правовые  акты  субъектов Российской  Федерации. Следовательно,   федеральный   законодатель   был    вправе    предусмотреть возможность    досрочного    прекращения    полномочий    органа    местного самоуправления,  выборного  должностного  лица  местного  самоуправления   в Федеральном законе "Об общих принципах организации  местного  самоуправлении в Российской Федерации". Порядок  осуществления  этой  меры,  то  есть  процедура  (процесс),  в результате которой только  и  возможно  применение  соответствующей  санкции (досрочное прекращение полномочий), также включает элементы  принципиального характера,  которые  в  данном  случае   урегулированы   в   рассматриваемом Федеральном законе (наличие  установленных  судом  нарушений  как  основание возбуждения вопроса о досрочном прекращении  полномочий;  обязательный  круг субъектов,  решающих  такой  вопрос;   необходимость   судебной   процедуры; наделение  законодательного   (представительного)   органа   государственной власти субъекта Российской Федерации правом принимать окончательное  решение на основе  заключения  соответствующего  суда  и  др.).  В  целом  процедура (процесс) - судебный порядок решения вопроса, по сути,  является  принципом, выражает существо оспариваемой нормы, ее глубинное содержание.  Конституция Российской Федерации и  рассматриваемый  Федеральный  закон не предусматривают различий в правовом  статусе  муниципальных  образований. Муниципальные образования независимо от размеров  территории  и  численности населения, а также  своей  структуры  и  места  в  системе  территориального устройства  пользуются  одними  и  теми  же   конституционными   правами   и гарантиями.  Между ними  нет отношений подчиненности,  и,  следовательно, органы  одних муниципальных образований не  вправе  применять санкции в отношении органов и должностных лиц других  муниципальных  образований. Поэтому установленный федеральным законодателем  единый  порядок  досрочного прекращения   полномочий   органов   местного    самоуправления,    выборных должностных  лиц  местного  самоуправления   не   противоречит   Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"