Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)
"justify">   С.Безобразов: истинные органы МС, возникнув на общественной почве, не перестают б.гос-ными и  для этого д.входить как звенья в общую систему власти и управления в гос-ве. Градовский: разделил понятия децентрализации и саомуправления, выделив С из общего понятия децентрализации. Коркунов, признавая госприроду органов самоуправления, стремился определить признаки, отличающие эти органы от органов бюрократического управления. Гостеория повлияла на разработку земской реформы 1890 г., усилившей бюрократический контроль над земской системой.

   Сущность  политической теории (Гнейст) в противопоставлении «земщины» (общинного или коммунального начала) «опричнине» (началу правительственно-бюрократическому, чиновничеству). С – самодеятельность граждан, не поступивших на правительственную службу и потому дисциплинарно и материально свободных в своем волеизъявлении. МС связывалось с системой почетных и безвозмездных должностей.

   Юридическая теория (Штейн) рассматривала прав-во, иные госучреждения как органы ЮЛ – гос-ва. Общественные учреждения – органы общин и других самоуправляющихся единиц. Гос-во – «ассоциация сообществ», центр, вырабатывающий лишь нормы, единые для всех, обеспечивавшие стабильность и целостность ассоциации, общие для всех стандарты.

   Теория  дуализма (Ж.Бардо, О.Зеевальд и др.) предполагала отказ от идеи муниципальной автономии; самостоятельность МС присутствует в исключительно местных делах. Оправдывалось вмешательство гос-ва в д-ть МС тем, что МС выходит за рамки местных дел и, по сути, действует как орудие вышестоящей администрации, гос-ва.

   В России дуалистическая теория – наследница государственной и общественно-хозяйственной, синтетическая теория современного российского МС. «Государственная составляющая»: обязательность создания МО по решение госорганов; подзаконный характер д-ти самоуправленческих структур, являющихся особым уровнем публичной власти; определение гос-вом основных параметров д-ти; обеспечение обязательности выполнения решений, принимаемых в системе МС средствами госпринуждения; возможность наделения ОМС госполномочиями; надзор и контроль за со стороны гос-ва за д-тью ОМС и ДЛ.

   «Общественная составляющая»: ОМС формируются без вмешательства ОГВ и их решения не требуют согласований. Выборные ОМС формируются преимущественно из лиц, проживающих в границах МО и действуют на «общественных» началах. Удельный вес вопросов местного значения, решаемых в форме референдума, выше, чем у ОГВ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

21. Европейская хартия местного самоуправления и законодательство Российской Федерации. 

Европейская Хартия местного самоуправления является основным международным источником правового регулирования сферы местного самоуправления. По своей юридической природе она является международно-правовым договором, и поэтому Хартию следует применять, учитывая особенности такой формы нормативно-правового акта.

Хартия является юридической конкретизацией другого документа – Декларации принципов местного самоуправления, датируемой 1968 годом. Последовавшие многолетние и много раундовые консультации привели в 1981 году к выработке текста Хартии. Еще 4 года ушли на его доработку. И только в июне 1985 года в Страсбурге Европейская Хартия местного самоуправления была принята Комитетом министров Совета Европы в форме конвенции 15 октября 1985 года.

Открытый  характер конвенции позволил ряду стран  присоединиться к Хартии. В частности, от имени России Хартия была подписана 28 февраля 1996 года, ратифицирована федеральным законом в 1998 году и вступила в силу с 1 сентября 1998 года.

Российская  Федерация присоединилась к Европейской  Хартии местного самоуправления путем  подписания и последующей ратификации. Однако это не значит, что все положения Хартии должны немедленно и неукоснительно выполняться на территории РФ.

Итак, Европейская  Хартия местного самоуправления имеет  важное значение для законодательства Российской Федерации, являясь международно-правовым источником российского муниципального права. Однако Конституция РФ и Федеральные Конституционные законы РФ имеют по отношению к Хартии высшую юридическую силу, что касается, в том числе, и правовых норм, содержащихся в статьях главы 8 Конституции РФ. Кроме того, самим текстом Хартии определено, что с момента ее ратификации государство обязано соблюдать не все нормы, а только изложенные в определенном числе пунктов текста Хартии.

Несмотря  на указанные ограничения, руководство  Российской Федерации придает большое значение постепенной реализации положений Хартии, которая признается ориентиром развития муниципального права России. Об этом свидетельствует и тот факт, что проект нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прошел экспертизу в европейских экспертных организациях, в том числе, на предмет соответствия духу и букве Европейской Хартии местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

22. Правовые позиции  Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юрид. значение.

Правовые  позиции Конституционного Суда Российской Федерации являются источниками  российского муниципального права  только в том случае, когда они  касаются вопросов общей части муниципального права РФ.  Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления надо анализировать как результат толкования конституционных принципов местного самоуправления, можно рассматривать в связи с толкованием иных норм Конституции РФ, которые закрепляют и регулируют местное самоуправление в РФ, включая право граждан РФ на осуществление местного самоуправления, классифицировать по отношению к Европейской хартии местного самоуправления, другим общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации

     Кроме того, они носят характер предмета правового регулирования. В этой связи правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления можно поделить на материально-правовые и процессуально-правовые позиции.

      Содержание  определяется правовой позицией законодательных  органов. Оно сформировано на основании  положений национального права, но с учетом международно-правовых норм.

     Юридическое значение выражается в сущности правовых позиций судебного органа конституционного контроля Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

23. Роль Конституционного Суда РФ в защите МП, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации МС.

Раскрывая  полномочия Конституционного суда РФ по разрешению споров о компетенции необходимо иметь ввиду следующие:  субъектами обращения в Конституционный суд РФ в данном случае являются только органы публичной власти: он не разрешает споры между гражданами, между юр.лицами, между гражданами и организацией, между государством и организацией. Правом обращения в Конституционный суд РФ за разрешением спора о компетенции поделены не все властные институты, а только органы государственной власти федерального и регионального уровней. Органы местного самоуправления доступа в КС не имеют. Споры о компетенции возможны как «в горизонтальном аспекте» то есть между органами государственной власти одного уровня между федеральными органами государственной власти (например, между Президентом РФ и Советом Федерации, между Правительством РФ и ГосДумой РФ), или между Мэром Москвы и губернатором МО и т.д., так и «в вертикальном аспекте»- между государственными органами различных уровней (между Правительством РФ и законодательным собранием Красноярского края, между Президентом РФ и губернатором Свердловской области). Предметом обращения в таких спорах может быть только разрешение противоречия в позициях сторон о принадлежности (нарушение, неосуществление) конституционного полномочия тому или иному государственному органу.

      Конституционный суд не решает хозяйственные споры  о подсудности или подведомственности дел судами и правовой формой обращения  в Конституционный суд РФ за разрешением  спора о компетенции является ходатайство соответствующего федерального или регионального органа государственной власти.

С запросом в  Конституционный суд обращается Совет Федерации после того, как  соответствующее обвинение выдвинула  Государственная Дума, Верховный  суд дал заключение о наличии  в действиях Президента РФ признаков  соответствующего преступления. В случае принятия судом решения о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения дальнейшее рассмотрение прекращается. (ФКЗ от 28.06.2004г. №5 «О референдуме РФ».

      Конституционный суд РФ -  единственный в стране орган, наделенный полномочием по официальному толкованию Конституции РФ (аутентичное толкование)

      Не  все из распространенных полномочий суда могут быть реализованы в  заседаниях палат.

      Исключительно в пленарных заседаниях проверяется  конституционность основных законов субъектов РФ, даются толкования.

      Поводом к рассмотрению дела является соответствующее  обращение в Конституционный  суд РФ с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит  от субъекта и предмета обращения): суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В тоже время есть примеры и обязательство конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.

27. Муниципальное нормотворчество  в России: понятие,  субъекты, формы.

Муниципальное нормотворчество - одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом. В результате правотворчества создаются  общеобязательные правила поведения - нормы, воплощаемые в принимаемых местным самоуправлением актах, которые в силу этого приобретают нормативно-правовой характер. Нормативные акты местного самоуправления устанавливают правовой статус муниципального образования, определяют структуру представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничивают их полномочия, регулируют организацию самоуправления внутри муниципалитетов.

Нормотворческий процесс начинается с осуществления  уполномоченным субъектом его права нормотворческой инициативы. Определенный круг лиц, заранее оговоренный в законодательстве, обладает правом внесения проектов нормативных правовых актов в представительные органы муниц образований, которые обязаны такие инициативы рассматривать и принимать по ним мотивированные решения. Именно обязанность нормотворческого органа, корреспондирующая праву нормотворческой инициативы, составляет суть данных правоотношений. Все другие лица имеют право вносить любые проекты, однако нормотворческий орган не связан соответствующей обязанностью.

Субъектами права нормотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования являются местная администрация, депутатский корпус, а также непосредственно население. Что касается иных субъектов права нормотворческой инициативы, то их участие в данном процессе требует определенного обоснования.

Основным  субъектом нормотворческого процесса в местном самоуправлении является представительный орган муниципального образования. Разумеется, этот орган не обладает исключительным правом на издание нормативных предписаний, однако принятие наиболее важных решений нормативного свойства - его основная прерогатива. Нормотворчество главы муниципального образования, местной администрации, контрольного органа муниципального образования, избирательной комиссии муниципального образования - скорее исключение, чем правило. В основном такое нормотворчество ограничивается регламентными предписаниями внутреннего значения. Во всяком случае, все основные вопросы ведения соответствующего муниципального образования должны найти отражение в нормативных правовых актах представительного органа муниципального образования. Принимая нормативный правовой или индивидуальный правовой акт, все другие ОМС обязаны ссылаться на нормы права, кот наделяют их соответствующими полномочиями. Такие нормы права содержатся в уставах муниципальных образований. Нормотворческая деятельность главы муниципального образования и местной администрации имеет много общего с механизмом принятия нормативных правовых актов представительным органом муниципального образования.

Право населения  на участие в осуществлении муниципального правотворчества коренится в  его социальной природе и юридически закрепляется в Конституции РФ, ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ" , признающем правовой характер актов местного самоуправления, и уставе МО. Непосредственное участие населения муниц образования в муницип нормотворчестве осуществляется на местном референдуме, сходе граждан, а также в ходе обсуждений проектов муниц правовых актов по вопросам местного значения, проводимых на публичных слушаниях. Местный референдум проводится в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения. Референдум, являясь высшей формой непосредственной демократии на местном уровне, представляет собой одновременно форму выражения общественного мнения и способ принятия принципиально важных нормативных правовых актов и политических решений. Решения, принятые на местном референдуме и сходе граждан, являются актами высшей юр силы в системе муниц правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. 
Население муниц образования может выступать с правотвор инициативой, являющейся одной из стадий правотворческого процесса. 
Правотворческая инициатива - это право населения участвовать в разработке и обсуждении местных нормативных актов. Правотворческую инициативу также определяют как вхождение в компетентный орган с предложением принять норм юракт, а зачастую и внесение проекта такого акта. В соответствии с ФЗ от 6.10.03 г. N 131-ФЗ с правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Правотворческая инициатива - обращение жителей муниципального образования к органам и должностным лицам местного самоуправления, содержащее указание на необходимость и (или) конкретный способ урегулирования общественных отношений в сфере местного самоуправления. 

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"