Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

   МС  осуществляется на всей территории РФ в ГиСпоселениях и на иных территориях (города, поселки, станицы, районы и  сельские округа). Перечень МО не был  закрытым. Сама практика д.б. показать, что лучше. Широкие полномочия в определении границ МО отводилось ОГВ субъектов.

   Определялась  система ОМС, разграничивались полномочия представительных и иных выборных муниципальных  органов. Кроме ОМС определялись формы прямого волеизъявления граждан  и другие формы реализации МС. Существенное место финэкономоснове МС, гарантиям МС и ответственности органов и ДЛ МС.

   2000 г. уточнения и дополнения по  инициативе Президента. Усилили  ответственность ОМС перед ОГВ  за принятие решений, противоречащих  з-ву, расширили полномочия ОГВ  в области МС.

   Октябрь 1999 Указом утверждены «Основные положения  госполитики в области развития МС в РФ», на их основе «ФЦП господдержки развития МС» на 15 лет. Признавалась необходимость совершенствования  Закона. Путиным стала решаться проблема разбалансированности госуправления.

   ФЗ  от 06.11.2003 «Об общих  принципах МС в  РФ». Обстановочка-проблемы-причины. Одна из основных проблем – отсутствие у населения традиций самостоятельного под свою ответственность решения ВМЗ. В большинстве западных стран МС сложилось до появления централизованного гос-ва, полномочия местных сообществ сложились традиционно, а не предоставлялись гос-вом. В России децентрализация «сверху». ОМС в массовом сознании – неотъемлемая часть ОГВ, что нивелирует их общественную природу. Одномоментное механическое исключение МС из системы госуправления произошло без адекватного обеспечения полномочий ресурсной базой. Муниципалитеты в большинстве оказались не способными решать значительное число местных проблем без финподдержки, с другой стороны следствием стал рост бюджетного иждивенчества.

   Проблема  неопределенности состава объектов собственности. С одной стороны  – избыточность собственности, с  другой – отсутствие достаточных  средств для воспроизводства (все  легло на бюджеты субъектов).

   Проблемы  компетенций. Отсутствие четкости в разграничении ОМС различного уровня. Иногда полномочия ОМС по ряду позиций совпадали с полномочиями ОГВ субъектов.

   Проблемы  территориальной организации. Границы  МО устанавливались без учета  социально-экономического потенциала. Территории определялись ОГВ субъектов. Не было четких критериев, поэтому сложились различные схемы. В одних субъектах – только на уровне населенных пунктов, в других – только на районном, в третьих – смешивались. При этом ни тем, ни другим не позволяло решать ВМЗ: в небольших поселениях не хватало ресурсов; в районе власть слишком отдалена от населения для решения вопросов благоустройства, коммунального хоз-ва.

   Недостаток  кадрового обеспечения.

   Результат – требовалась новая модель МС, основанная на конституционных принципах.

   Главная цель – создание МС, соответствующего современной стратегии госпреобразований. Ставилась задача сформировать условия для полноценной работы ОМС; обеспечить заинтересованность МО в развитии соцэкономпотенциала, изменить отношение к МС со стороны граждан и ОГВ.

   Направления. 1.Активизация непосредственного участи граждан во всех сферах местной жизни, усиление контроля жителей, значительное расширение форм «прямой» демократии на местах. Наряду с традиционными (референдум, отзыв выборных лиц) – новые формы (публичные слушания, голосование по вопросу изменения границ и преобразования МО), при этом в отдельных случаях обязательность их применения.

   2.Изменение  территориальной организации МС, учитывающее экономический и  демографический потенциал МО и распространенно на всю (!) территорию без изъятия. Создание различных типов МО, при этом установление и изменение границ, как и прежде, относится к компетенции субъектов, но появились требования ФЗ, Главный критерий – численность населения и пешеходная и транспортная доступность центра для жителей.

   3.Закрепление  «закрытого» перечня ВМЗ в  зависимости от вида МО. Раньше  вопросы МО различных уровней  разграничивались законами субъектов.  Ставится цель принципа субсидиарности  – в ведение МО разных уровней д.б. включены те вопросы, которые на данном уровне м.решаться наиболее эффективно. Меньший объем поселений по сравнению с районами и ГО. Решение некоторых вопросов передано ОГВ субъектов (пример: соцподдержка и содействие занятости населению). Продолжает корректироваться. Не все из указанных – местного значения.

   4.Создание  четких правил наделения ОМС  отдельными госполномочиями. Разграничены  собственные полномочия ОМС и  передаваемые госполномочия. Ставится  заслон практике навязывания  ОМС «нефинансируемых мандатов»: все, что не отнесено к ВМЗ, является передаваемым госполномочием, а отсюда финансы. Большой объем госполномочий. Положительно: децентрализация власти, отрицательно: усиливается госприрода муниципальных институтов, сращивание ВМЗ с общегосударственными.

   5. Уточнение правовых основ МС, обозначение универсальной системы  органов МО; создание нового организационно-территориального  каркаса. Унификация структуры  ОМС.

   6.Закрепление  за МО необходимых финансовых, имущественных, иных ресурсов, установление обоснованных налоговых ставок и льгот. В идеале д.иметь необходимые ресурсы, а не зависеть от гос-ва.

   7.Профобеспечение  МС, в том числе путем повышения  престижа муниципальной службы. Широкое использование образовательных  программ повышения уровня профподготовки специалистов.

   8.Повышение  политической и юридической ответственности  ОМС за исполнение своих обязанностей  и обязательств перед гражданами.

   ФЗ  фактически упразднил (!!!) модель рамочного  федерального регулирования организации  МС. К числу общих принципов  был отнесен огромный массив норм материального и процессуального права. Подробно определяются территориальные основы МС, фактически программируется состав МО во всех субъектах. Из полномочий субъектов исключено принятие собственных законов о МС. Это несоответствие принципам федерализма. Обширная критика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика

   Англосаксонский тип МС. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. 1) Отсутствие на местах полномочных представителей прав-ва, опекающих местные выборные органы. Прав-во оказывает влияние через соотв министерства. Если в пределах полномочий, то лишь согласование вопросов с мин-вом. Используются финрычаги: субвенции, дотации и т.д. 2) Принцип: м.делать только то, что разрешено законом. Муниципалитеты – автономные образования, осуществ власть, возложенную на них парламентом. Велика роль парламента в формировании МП. 3) В Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии – особенности в организации. Советы – представит органы. Возможные системы: мэр-кабинет: население выбирает мэра, он руководит исполнит властью и назначает помощников (кабинет); лидер-кабинет: главу выбирает совет из своего состава, кабинет формируется либо лидером, либо советом; мэр-управляющий от совета: всенародно избранный мэр делит полномочия ИВ с управляющим, кот назначает совет. Предприним-ся меры для перехода к одноуровневой системе МС.

   Французская модель МС. Ключевая роль – у префекта – представителя правительства, определяющего все направления местной д-ти. В 1982 г. децентрализация расширила полномочия территор-х коллективов, обеспечила им большую самостоятельность в решении дел, сохранив за центральной властью достаточно сильные позиции на местах. Приняты законы о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и гос-вом, разделении источников финансирования.

   Основа  – малочисленные коммуны, имеют  советы, выбирают мэра. Мэр под контролем  совета и префекта. Муниципальный  совет м.б. распущен указом Президента. Мэр м.б. отправлен в отставку по указу президента, одобренному Советом министров. Влиятельный уровень – департаменты. Представит орган – генсовет, президент генсовета и постоянная комиссия. Принцип: муниципал органам разрешены все действия, кот прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции др органов.

   МС (коммунальное) Германии. Местные органы образуются в районах, городах в ранке районов и общинах. Госзадачи решаются ЮЛ публичного права, т.е. гос-во делегирует часть своих функций ОМС. Общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени гос-ва по распоряжению госоргана в рамках делегированных функций. Община выполняет под свою ответст--ть все админист. функции, кроме тех, кот поручены др структурам; регулирует сферу д-ти посредством устава, кот не д.противоречить закону; имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответстве-ть, но в соотв с законом. Это «смешанная», гибридная модель. Четыре типа организационного устройства общин: магистратный (магистрат – коллегиальный исполнительный орган, бургомистр – первый среди равных, члены избираются представительным органом), бургомистерский (бургомистр – председатель представит органа общины и городской управы), северо-германский (в представительном органе председательствует бургомистр, избирается городской голова, директор), южно-германский (наряду с представительным органом, главный орган общины – обербургомистр, избираемый гражданами).

   Нет двух гос-в, кот имели бы одинаковые модели местной власти. Каждое гос-во выстраивает свое, основываясь на мировой практике и собственном опыте.

17.Основные  тенденции местного  самоуправления в  России и за  рубежом

   Мировые тенденции противоречивы. С одной  стороны только МС позволяет децентрализовать осуществление госвласти, сделать  так, чтобы человек, оставаясь гражданином гос-ва в той же мере практически не чувствовал его присутствия в повседневной жизни. С другой стороны – продолжающаяся во всем мире социальная унификация, рост миграции населения, снижение социальной роли собраний по месту жительства, необходимость обеспечения должной безопасности каждого в густонаселенных районах приводят к определенной стагнации МС, усилению присутствия госвласти на местах.

   Вместе  с тем данные тенденции (унификация, новые принципы обеспечения безопасности и прочее) показывают объективное существование и неискоренимость МП. Общество, отрицающее МС, не м.считать себя цивилизованным.

   1.В  унитарных гос-вах вопросы МС  находятся в ведении центральной  власти, в федеративных – в  ведении субъектов РФ.

   2.Система  муниципальных органов в большинстве случаев определяется административно-территориальным делением. Наиболее распространено двух-трехзвенное административно-территориальное устройство, встречается четырех-пятизначное. Существуют системы на принципе соподчинения разноуровневых муниципальных органов, так и системы на принципе автономии, где соподчинение нормативно отсутствует. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Научные концепции МС и современная модель муниципального строительства в России.

   Теория  МС возникла в западных странах одновременно с появлением нового института МВ.

   Теория  свободной (естественной) общины возникла в середине 19 в. в Бельгии и Франции в рамках школы ЕП и получила развитие в трудах германских и русских ученых. Сторонники – А.Токвиль, Н.Гербер, Г.Аренс. Наряду с тремя ветвями власти (З, И и С) следует выделить четвертую – общинную или коммунальную. Община по самой природе имеет право на самостоятельное, не зависимое от центральной власти существование. Гос-во не создает, а лишь признает общину. Круг общинных дел отличен от государственных. Госвмешательство в ее дела недопустимо. ДЛ самоуправления – не государственные, а общинные чиновники. В результате коммунальные органы создавали «государство в государстве».

   Развилась в общественно-хозяйственную теорию. На первый план выдвигался не естественный и неотчуждаемый характер прав общины, а негосударственная, хозприрода д-ти ОМС. Б.Н.Чичерин: определение МС – организация общества как оно есть. Местные учреждения д.б.построены на тех же началах, на которых строится общество.

   На  смену во второй половине 19 в. пришла государственная теория. Немцы Штейн и Гнейст. Наши С.Безобразов, А.Градовский, Н.М.Коркунов. МС – часть гос-ва, МС сводилось к возложению на местное сообщество (точнее, на выборные органы) задач госуправления. Всякое управление публичного характера – дело государственное, главный смысл МС – не в обособлении от гос-ва, а в службе его интересам и целям.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"