Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка
Ответы на вопросы по муниципальному праву
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно
МС осуществляется на всей территории РФ в ГиСпоселениях и на иных территориях (города, поселки, станицы, районы и сельские округа). Перечень МО не был закрытым. Сама практика д.б. показать, что лучше. Широкие полномочия в определении границ МО отводилось ОГВ субъектов.
Определялась система ОМС, разграничивались полномочия представительных и иных выборных муниципальных органов. Кроме ОМС определялись формы прямого волеизъявления граждан и другие формы реализации МС. Существенное место финэкономоснове МС, гарантиям МС и ответственности органов и ДЛ МС.
2000
г. уточнения и дополнения по
инициативе Президента. Усилили
ответственность ОМС перед ОГВ
за принятие решений,
Октябрь
1999 Указом утверждены «Основные положения
госполитики в области развития
МС в РФ», на их основе «ФЦП господдержки
развития МС» на 15 лет. Признавалась
необходимость
ФЗ от 06.11.2003 «Об общих принципах МС в РФ». Обстановочка-проблемы-причины. Одна из основных проблем – отсутствие у населения традиций самостоятельного под свою ответственность решения ВМЗ. В большинстве западных стран МС сложилось до появления централизованного гос-ва, полномочия местных сообществ сложились традиционно, а не предоставлялись гос-вом. В России децентрализация «сверху». ОМС в массовом сознании – неотъемлемая часть ОГВ, что нивелирует их общественную природу. Одномоментное механическое исключение МС из системы госуправления произошло без адекватного обеспечения полномочий ресурсной базой. Муниципалитеты в большинстве оказались не способными решать значительное число местных проблем без финподдержки, с другой стороны следствием стал рост бюджетного иждивенчества.
Проблема неопределенности состава объектов собственности. С одной стороны – избыточность собственности, с другой – отсутствие достаточных средств для воспроизводства (все легло на бюджеты субъектов).
Проблемы компетенций. Отсутствие четкости в разграничении ОМС различного уровня. Иногда полномочия ОМС по ряду позиций совпадали с полномочиями ОГВ субъектов.
Проблемы территориальной организации. Границы МО устанавливались без учета социально-экономического потенциала. Территории определялись ОГВ субъектов. Не было четких критериев, поэтому сложились различные схемы. В одних субъектах – только на уровне населенных пунктов, в других – только на районном, в третьих – смешивались. При этом ни тем, ни другим не позволяло решать ВМЗ: в небольших поселениях не хватало ресурсов; в районе власть слишком отдалена от населения для решения вопросов благоустройства, коммунального хоз-ва.
Недостаток кадрового обеспечения.
Результат – требовалась новая модель МС, основанная на конституционных принципах.
Главная цель – создание МС, соответствующего современной стратегии госпреобразований. Ставилась задача сформировать условия для полноценной работы ОМС; обеспечить заинтересованность МО в развитии соцэкономпотенциала, изменить отношение к МС со стороны граждан и ОГВ.
Направления. 1.Активизация непосредственного участи граждан во всех сферах местной жизни, усиление контроля жителей, значительное расширение форм «прямой» демократии на местах. Наряду с традиционными (референдум, отзыв выборных лиц) – новые формы (публичные слушания, голосование по вопросу изменения границ и преобразования МО), при этом в отдельных случаях обязательность их применения.
2.Изменение
территориальной организации
3.Закрепление
«закрытого» перечня ВМЗ в
зависимости от вида МО. Раньше
вопросы МО различных уровней
разграничивались законами
4.Создание
четких правил наделения ОМС
отдельными госполномочиями.
5.
Уточнение правовых основ МС,
обозначение универсальной
6.Закрепление за МО необходимых финансовых, имущественных, иных ресурсов, установление обоснованных налоговых ставок и льгот. В идеале д.иметь необходимые ресурсы, а не зависеть от гос-ва.
7.Профобеспечение
МС, в том числе путем повышения
престижа муниципальной службы.
Широкое использование
8.Повышение
политической и юридической
ФЗ
фактически упразднил (!!!) модель рамочного
федерального регулирования организации
МС. К числу общих принципов
был отнесен огромный массив норм
материального и процессуального права.
Подробно определяются территориальные
основы МС, фактически программируется
состав МО во всех субъектах. Из полномочий
субъектов исключено принятие собственных
законов о МС. Это несоответствие принципам
федерализма. Обширная критика.
16. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика
Англосаксонский тип МС. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия. 1) Отсутствие на местах полномочных представителей прав-ва, опекающих местные выборные органы. Прав-во оказывает влияние через соотв министерства. Если в пределах полномочий, то лишь согласование вопросов с мин-вом. Используются финрычаги: субвенции, дотации и т.д. 2) Принцип: м.делать только то, что разрешено законом. Муниципалитеты – автономные образования, осуществ власть, возложенную на них парламентом. Велика роль парламента в формировании МП. 3) В Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии – особенности в организации. Советы – представит органы. Возможные системы: мэр-кабинет: население выбирает мэра, он руководит исполнит властью и назначает помощников (кабинет); лидер-кабинет: главу выбирает совет из своего состава, кабинет формируется либо лидером, либо советом; мэр-управляющий от совета: всенародно избранный мэр делит полномочия ИВ с управляющим, кот назначает совет. Предприним-ся меры для перехода к одноуровневой системе МС.
Французская модель МС. Ключевая роль – у префекта – представителя правительства, определяющего все направления местной д-ти. В 1982 г. децентрализация расширила полномочия территор-х коллективов, обеспечила им большую самостоятельность в решении дел, сохранив за центральной властью достаточно сильные позиции на местах. Приняты законы о разделении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и гос-вом, разделении источников финансирования.
Основа – малочисленные коммуны, имеют советы, выбирают мэра. Мэр под контролем совета и префекта. Муниципальный совет м.б. распущен указом Президента. Мэр м.б. отправлен в отставку по указу президента, одобренному Советом министров. Влиятельный уровень – департаменты. Представит орган – генсовет, президент генсовета и постоянная комиссия. Принцип: муниципал органам разрешены все действия, кот прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции др органов.
МС (коммунальное) Германии. Местные органы образуются в районах, городах в ранке районов и общинах. Госзадачи решаются ЮЛ публичного права, т.е. гос-во делегирует часть своих функций ОМС. Общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени гос-ва по распоряжению госоргана в рамках делегированных функций. Община выполняет под свою ответст--ть все админист. функции, кроме тех, кот поручены др структурам; регулирует сферу д-ти посредством устава, кот не д.противоречить закону; имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответстве-ть, но в соотв с законом. Это «смешанная», гибридная модель. Четыре типа организационного устройства общин: магистратный (магистрат – коллегиальный исполнительный орган, бургомистр – первый среди равных, члены избираются представительным органом), бургомистерский (бургомистр – председатель представит органа общины и городской управы), северо-германский (в представительном органе председательствует бургомистр, избирается городской голова, директор), южно-германский (наряду с представительным органом, главный орган общины – обербургомистр, избираемый гражданами).
Нет двух гос-в, кот имели бы одинаковые модели местной власти. Каждое гос-во выстраивает свое, основываясь на мировой практике и собственном опыте.
17.Основные тенденции местного самоуправления в России и за рубежом
Мировые тенденции противоречивы. С одной стороны только МС позволяет децентрализовать осуществление госвласти, сделать так, чтобы человек, оставаясь гражданином гос-ва в той же мере практически не чувствовал его присутствия в повседневной жизни. С другой стороны – продолжающаяся во всем мире социальная унификация, рост миграции населения, снижение социальной роли собраний по месту жительства, необходимость обеспечения должной безопасности каждого в густонаселенных районах приводят к определенной стагнации МС, усилению присутствия госвласти на местах.
Вместе с тем данные тенденции (унификация, новые принципы обеспечения безопасности и прочее) показывают объективное существование и неискоренимость МП. Общество, отрицающее МС, не м.считать себя цивилизованным.
1.В
унитарных гос-вах вопросы МС
находятся в ведении
2.Система
муниципальных органов в большинстве
случаев определяется административно-
Теория МС возникла в западных странах одновременно с появлением нового института МВ.
Теория свободной (естественной) общины возникла в середине 19 в. в Бельгии и Франции в рамках школы ЕП и получила развитие в трудах германских и русских ученых. Сторонники – А.Токвиль, Н.Гербер, Г.Аренс. Наряду с тремя ветвями власти (З, И и С) следует выделить четвертую – общинную или коммунальную. Община по самой природе имеет право на самостоятельное, не зависимое от центральной власти существование. Гос-во не создает, а лишь признает общину. Круг общинных дел отличен от государственных. Госвмешательство в ее дела недопустимо. ДЛ самоуправления – не государственные, а общинные чиновники. В результате коммунальные органы создавали «государство в государстве».
Развилась в общественно-хозяйственную теорию. На первый план выдвигался не естественный и неотчуждаемый характер прав общины, а негосударственная, хозприрода д-ти ОМС. Б.Н.Чичерин: определение МС – организация общества как оно есть. Местные учреждения д.б.построены на тех же началах, на которых строится общество.
На смену во второй половине 19 в. пришла государственная теория. Немцы Штейн и Гнейст. Наши С.Безобразов, А.Градовский, Н.М.Коркунов. МС – часть гос-ва, МС сводилось к возложению на местное сообщество (точнее, на выборные органы) задач госуправления. Всякое управление публичного характера – дело государственное, главный смысл МС – не в обособлении от гос-ва, а в службе его интересам и целям.