Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка
Ответы на вопросы по муниципальному праву
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно
На основании изложенного
Конституционный Суд
1.
Признать пункт 3 статьи 49 Федерального
закона от 28 августа 1995 г. "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
В Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросу обжалования в судебном порядке актов местного самоуправления посвящена ст. 78. Согласно этой статье в суде могут быть обжалованы решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления.
Закон не ограничивается приведенной нормой ст. 78 и акцентирует роль суда применительно к тем или иным аспектам муниципальной жизни. Так, в ст. 22 говорится о возможности обжалования в суде гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, другими уполномоченными органами и должностными лицами решения о назначении референдума, а также решения, принятого на референдуме.
В статье
48 предусмотрена возможность
Вместе с тем нельзя не видеть некоторой несогласованности регулирования в Федеральном законе 2003 г. и в специальных актах. В частности, Закон 2003 г. говорит об отмене муниципальных актов судом, а Гражданский процессуальный кодекс РФ - о признании акта недействующим. Казалось бы, это одно и то же, поскольку недействующий акт нельзя применять и, следовательно, он фактически отменен.
Однако
в российском праве проповедуется
концепция, особенно активно поддерживаемая
Конституционным Судом РФ, что
суд дает оценку сути норм и в связи
с их несоответствием акту большей силы
объявляет норму недействующей. А отменяет
норму (акт) тот орган, который ее (его)
принимал. Поскольку отмена акта может
задержаться, возникает юридический парадокс:
недействующая по решению суда норма формально
действует, поскольку не отменена органом,
ее принявшим. Чтобы этого не происходило,
Закон предусматривает такие угрожающие
меры, как возможный роспуск представительного
органа и отрешение от должности главы
муниципального образования, местной
администрации, своевременно не исполнивших
решение суда. А ситуация была бы гораздо
проще, если бы в судебном решении было
сказано как о признании нормы недействующей,
так и о ее отмене с момента вступления
в силу судебного решения.
30. Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Граждане, проживающие на территории муниципального образования, ОМС и должностные лица МС вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными актов органов гос власти и гос должностных лиц, ОМС и должностных лиц МС, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, нарушающих права МС. Судебный контроль необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юр лиц от ошибок, от несправедливых решений административных органов. Независимый статус судьи призван обеспечить законность, непредвзятость, справедливость и объективность судебного контроля.
Право МС на
судебную защиту закреплено в 133 статье
Конституции РФ и статье 11 Европейской
хартии МС, что свидетельствует о значимости
этого права как важнейшей гарантии МС
в РФ и др гос-х, ратифицировавших Хартию
МС. Значимость судебной защиты обусовлена
еще и тем, что существующие в рос законодательстве
дефекты чаще всего ликвидируются не законодательной
гос властью, а судебной, путем судебного
толкования правовых норм. Конст-я закрепила
право граждан на осуществление МС в качестве
неотъемлемого, гарантированного госуд-м:
судебной защите подлежат как непосредственно
права граждан на осущ МС, так и права ОМС,
посредством кот граждане осущ МС, соот-но
право обращаться в суд имеют как муниципальные
образования, так и сами граждане.
К объекту судебной защиты МС относится
обширный комплекс прав: 1)самостоят.
МС в пределах собственных полномочий
(статья 12; 2) право граждан осущ-ть местное
самоуп-е путем прямого волеизъявления
и через органы местного самоуправления
(ст 3, 32, 130 Конституции РФ); 3) право граждан
участвовать в референдуме, избирать и
быть избранными в органы МС (ст 32 Конституции
РФ);
4) право граждан самостоятельно определять
структуру ОМС (ст 131 Конституции РФ); 5)
право граждан на участие в решении вопроса
об изменении границ территорий, в которых
осущ МС 6) право граждан самостоятельно
владеть, пользоваться и распоряжаться
муниципальной собственностью (статья
130 Конституции РФ); 7) право ОМС на самостоятельное
распоряжение муниц собств-тью, формирование,
утверждение и исполнение местного бюджета,
установление местных налогов и сборов,
осущ-е охраны общественного порядка,
решение иных вопросов местного значения
(статья 132 Конституции РФ); 8) право МС на
компенсацию доп расходов, возникших в
результате решений, принятых органами
гос власти 9) право ОМС на наделение гос
полномочиями, но исключительно законом
и с передачей материальных и финансовых
средств . В н.вр накоплен значительный
объем суд практики, имеющей значение
для понимания роли МС в соврем. полит.
жизни России. Главное место в суд.практике
занимают постановления и определения
Констит. Суда РФ, к компетенции кот отнесено
рассмотрение соответствия правовых актов
основополагающим нормам росс законодательства
– нормам Конституции РФ. Важн.значение
для понимания содержания проблемы суд
защиты МС имеют также решения судов общей
юрисдикции, кот. хотя и не признаются
источниками права, однако рассмат-ся
специал-ми как образцы рассмотрения проблем,
связан. с осущ-ем местного самоуп-я. Выводы
используются в правотворческой деятельности,
направленной на совершенствование правовых
норм, регулирующих вопросы МС.
31. Правовые формы защиты местного самоуправления в РФ: теория и практика.
Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ устанавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреждение подобных нарушений.
Одновременно выделяется круг субъектов - потенциальных нарушителей, действия которых органы местного самоуправления могут обжаловать в судебном порядке. Прежде всего, речь идет: 1) О государственных органах и их должностных лицах. 2) Об органах и должностных лицах местного самоуправления. 3) О предприятиях, учреждениях и организациях. 4) Об общественных объединениях.
Таким образом, право на судебную защиту играет особую роль во всей системе правовых гарантий местного самоуправления. Необходимо отметить то, что в суд могут обращаться не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования.
Сегодняшнее законодательство не позволяет ОМС защищать свои права в КСуде, вернее можно защищать соответствующее право в Конституционном суде только путём обращений граждан. В основном все исследователи рассматривают судебную защиту прав местного самоуправления, как вид правовой гарантии прав местного самоуправления. Традиционно право на судебную защиту, согласно российскому законодательству, органов местного самоуправления трактуется более широко, чем в европейской хартии о правах местного самоуправления (там не говорится о гражданах, а только об органах местного самоуправления). В суд могут быть обжалованы акты как нормативного, так и индивидуального характера.
Гарантией правовой защиты местного самоуправления является обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.
Также правовая защита МС гарантируется определенными гос органами, которые в рамках своих полномочий обеспечивают защиту прав МС, учет их интересов при осуществлении гос политики в различных сферах жизни общества.
Правовая защита интересов и прав МС обеспечивается федеральными и региональными программами развития местного самоуправления. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. утверждена Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления, реализация которой рассчитана на 1996-1998 гг.
Обеспечению
правовой защиты местного самоуправления
служит также право муниципальных
образований объединяться в союзы
и ассоциации, главная цель которых
– координация деятельности муниципальных
образований, более эффективное осуществление
своих прав и интересов. Федеральный закон
«Об общих принципах организации местного
самоуправления в РФ», устанавливает,
что в каждом субъекте Федерации должно
действовать региональное объединение
муниципальных образований – совет муниципальных
образований субъекта. Вступление России
в 96г. в Совет Европы и ратификации
в 98г. Европейской Хартии МС дают дополнительные
международные гарантии прав МС в РФ.
32. Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
МС в России осущ. в различных организационных формах, что закреплено в ст.130 Конституции РФ. В рамках соотв МО эти формы в своей совокупности образуют систему МС, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения в интересах населения.
Единство системы МС обусловлено тем, что: a) основывается на демократических принципах организации местного самоуправления; b) строится с учетом роли и функций местного самоуправления в обществе и государстве, а также исторических и иных традиций; c) определяется населением соответствующих муниципальных образований самостоятельно; d) все ее организационные формы находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости; e) разграничением предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления.
Система МС основывается на след принципах: a) Организационное обособление МС, его органов в системе управления гос-ом и взаимодействие с органами гос. власти в осущ. общих задач и функций. ММС признается в качестве самостоят уровня и самостоят формы осущ народовластия. ОМС не входят в систему органов гос. власти. b) Многообразие организационных форм осуществления МС, кот. связано: с федеративным устройством России; многонациональным составом населения России; с конституционной возможностью самого населения избирать приемлемую для себя организационную модель местного самоуправления. c) Коллегиальность и единоначалие в деятельности МС. d) Ответств-ть ОМС и должностных лиц перед населением. Она проявляется в использовании населением МО разнообразных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц МС. Основания и виды ответственности устанавливаются в уставе МО.
В отличие от единой системы гос. органов в пределах всего государства, МС образует единую систему только в рамках отдельного конкретного МО. Системы МС различных муниципальных образований независимы между собой и могут иметь существенные организационные различия в пределах обусловленных Конституцией РФ.
Организационные формы осущ МС: Законодательно закреплено несколько форм, посредством кот осущ МС в России. Первая группа представлена формами непосредственной демократии, осущ посредством различных форм прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих на территории МО. Непосредственная демократия играет особую роль в реализации местного самоуправления, которая определяется прежде всего тем, что посредством таких форм прямой демократии, как выборы, собрания и сходы населения и других, обеспечивается формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местного самоуправления – его органов. Вторую группу составляют выборные и др ОМС, на кот возлагается основная повседневная работа по осуще МС на территории соотв МО.
В третью
группу входят формы участия населения
в осуществлении местного самоуправления
в территории муниципального образования
в пределах улицы, дома и т.п., центральное
место в которой занимает территориальное
общественное самоуправление. В их деятельности
проявляется непосредственная гражданская
инициатива населения, различных его групп.
33. Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Под функциями местного самоуправления понимается то, что характеризует основные направления муниципальной деятельности. Они обусловлены природой местного самоуправления, а также теми целями и задачами, к достижению которых стремится местное самоуправление.
Перечень полномочий органов местного самоуправления (а полномочия можно рассматривать как правовое выражение их деятельности) позволяет суммарно выделить следующие основные функции этих органов. 1. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Местное самоуправление призвано обеспечить самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов местного значения. Поэтому важной стороной муниципальной деятельности должно быть создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. К этим условиям, прежде всего, относятся:а) наличие выборных органов местного самоуправления;б) использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии; в) наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения. Участие населения муниципального образования в решении местных дел осуществляется через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно.