Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Форма управления "совет - управляющий" продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее  время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути .

4."Комиссионная  форма". Комиссия образуется из выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского Правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. 5. Комбинированная форма. Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, голосуя "за" или "против" мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену администрации муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

11. Типичные организац-ые формы МС в мировой практике

Мировая практика показывает большое разнообразие в  организационно-правовых формах используемых на местном уровне. :

Форма "сильный  совет - слабый мэр" характеризуется ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основном представительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должность. 
Форма "сильный мэр - слабый совет". Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено только квалифицированным большинством голосов последовательно. Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую проблему, шаг к посту Губернатора или, даже, Президента. 
"совет - управляющий" отражает стремление "к очищению городской политики" и устранению коррупции, неэффективного и авторитарного управления. Управляющий 
представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в 
сфере общественного управления. Назначается на должность и увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком этой модели является невозможность или затрудненность влияния на политику, проводимую управляющим. Основные обязанности менеджера сводятся к следующему: - координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей; - готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджет муниципалитета; - контролировать исполнение решений совета; - представлять рекомендации по вопросам, требующим решения совета. 
В настоящее время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути .

"Комиссионная форма". Комиссия образуется из выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского Правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым "развяжут " друг другу руки.

Комбинированная форма. Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, голосуя "за" или "против" мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену администрации муниципального образования. Существуют  различные типы и модели местного самоуправления.

Англосаксонская - получившая свое распространение в Великобритании, США,Канаде, Австралии и др. странах, где местные представительные органы формально выступают как действующие автономно в пределах предоставленных им полномочий, а на местах отсутствует полномочный представитель Правительства, который бы опекал ОМС

Континентальная (французская) - модель в настоящее время распространена в странах франкоязычной Африки, Латинской Америки, Ближнего Востока, которая основана на сочетании прямого гос. управления на местах и МС и представляет собой классическую, иерархическую пирамиду, в которой нижестоящие звенья напрямую подчиняются вышестоящим.

Советская модель - в настоящее время является зарубежной и действует на

Кубе и в КНР. Она имеет принципиальное отличие  от основных зарубежных моделей. Правовую основу деятельности местных органов составляют Конституции и акты, издаваемые центральными законодательными органами; ОМС функционируют в системе органов гос. Власти; Отсутствуют муниципальная собственность, местные бюджетные и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

12.Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.

Развитие  муниципального права на территории России рассматривается поэтапно: 1) до 1864 г.; 2)в период 1864-1870 гг. Земская и городская реформы; 3) в период 1905-1907 гг.; 4) в послереволюционный период; 5)реформирование местного самоуправления, формирование современной системы органов местного самоуправления в 90-е гг. XX в.

1) МС В РОССИИ ДО 1864 г. Для обозначения системы МС этого периода в русской литературе использовался термин «земство». Земство - «совокупность местных жителей и местных, отличных от государственных интересов, связанных с развитием местного хозяйства, коммуникаций, медицины, народного образования, а также система управления этими местными делами посредством выборных представителей из населения». В середине XVI в. Основными сословно-представительными органами на местах были земские и губные избы - выборные самоуправляющиеся органы. Земские избы осуществляли финансово-налоговые (фискальные) функции, а губные избы - полицейско-судебные функции. Деятельность земских и губных изб была подконтрольна специальным отраслевым приказам, действующим в какой-либо отдельной области.

2) В XVII в. производится реорганизация местного самоуправления. На местах из центра стали назначаться воеводы, которые приняли на себя административные, полицейские, военные функции, а также функцию контроля за деятельностью земских, губных изб и городовых приказчиков. В этот момент в России сложилась стройная трехзвенная система местного самоуправления, которая была основана на системе админ-территориального устройства России. К1785 г. Россия была поделена на 23 губернии, 66 провинции и около 180 уездов К середине XIX в. российское государство оказалось поделено на 6 самостоятельных частей: Европейская Россия, Великое княжество Финляндское, царство Польское, Кавказский край, Сибирь. При этом каждая из этих частей единого государства имела свою систему административно-территориального устройства. Наиболее практичной на тот период являлась система органов местного самоуправления, основанная на выделении 4 групп административно-территориальных единиц: губернии, уезды, города, волости.

3) ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРИОД 1864-1870г.

Система МС, сложившаяся к сер XIX в., имела существенные недостатки. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в Положении от «О земских губернских и уездных учреждениях», что обозначило начало земской реформы. В соотв с Положением в систему земских учреждений были включены: 1) земские избирательные съезды, кот занимались избранием каждые 3 года нового земского гласного. Земский гласный - выборный член городских собраний. В земских избирательных съездах были представлены все сословия. Каждое сословие проводило - отдельный съезд, т. е. Проводилось 3 избирательных съезда - съезд уездных землевладельцев, съезд городских избирателей, съезд выборных представителей от сельских обществ. Недостатком этой представительной системы был имущественный ценз, к выборам допускалась лишь небольшая часть богатых земских жителей; 2) земские собрания - формировались на земских избирательных съездах. Выделялись губернские и уездные земские собрания, обладавшие различной компетенцией.

3)земские  управы, которые являлись исполнительными органами земских учреждений. Выделялись

губернские  и уездные земские управы, их личный

состав определяло земское собрание. Должностные лица земских управ не считались государственными чиновниками.

В систему органов городского самоуправления входили: 1) городское избирательное собрание – проводилось каждые 3 года для избрания городских гласных; 2)Городская дума (распорядительный орган) - состояла из председателя - городского головы (глава городской управы), гласных, председателя уездной земской управы и представителя духовенства. В обязанности Городской думы входило избрание состава городской управы; 3)городская управа (исполнительный орган) - в ее обязанности входили решение непосредственно городских вопросов, разработка проектов смет, взимание и распределение городских сборов. Городская управа была подконтрольна Городской думе.

4) МС В РОССИИ В ПЕРИОД 1905-1907 ГГ.

Появление Советов  в 1905 г. как особого органа

правления на местах ознаменовало переход к качественно новой организации органов МС. Советы принимают на себя функции органов власти на местах (отменяются квартирная плата, налоги и сборы, вводится восьмичасовой рабочий день). Решением Советов распускались городские думы и управы, которые противопоставлялись им. В основе системы Советов лежали многочисленные собрания, проводившиеся 2-4 раза в месяц для решения насущных вопросов городского общественного самоуправления. В период между собраниями деятельность Советов осуществляли депутаты, комиссии, секции и подсекции. Исполнительными органами на местном уровне являлись комитеты или бюро, комиссии, стачечные

комитеты. Советы носили централизованный, государственный  характер. В их обязанности входило  проведение на местах мероприятий, которые  были запланированы центральными партийными органами. Все решения Советы принимали исходя из партийной целесообразности.

3 марта 1917 г. была принята декларация, большая часть кот посвящалась реформе МС на основе всеобщего избирательного права. В итоге было созвано Особое совещание по реформированию местного самоуправления. По результатам работы данного совещания было принято решение о проведении реформы МС по след основным направлениям:

1} реформирование  городского самоуправления –  был учрежден принцип формирования городских органов самоуправления на основе демократических выборов. Предлагалось ликвидировать контроль органов гос власти за работой городских выборных органов. Впервые появляется понятие союзов и ассоциаций земств. 2) создание поселкового самоуправления по схеме ранее действовавшей системы городского устройства; 3) реформирование губернских и уездных земств. Вводилась новая земская единица - волостное земство. Были подготовлены проекты изменений Положения о земских губернских и уездных учреждениях, направленные на ликвидацию гос контроля и надзора за деятельностью земских учреждений; 4) преобразование полиции - предлагалось заменить систему полицейских органов, подконтрольных гос-ву, на систему выборной милиции - земской и городской. Были введены административные суды, в обязанности которых входило обеспечение законности на территории земской единицы. 
 

13. Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (МС) В РОССИИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (Советский)

После Октябрьской  революции остро встал вопрос о МС, вся власть на местах была передана Советам. Советом Народных Комиссаров (СНК) 27 декабря 1917 г. был принят решающий Декрет о роспуске Земского союза, в результате чего с органами МС было покончено. Огромную роль в сохранении и развитии системы городского и земского самоуправления могло бы сыграть политическое соглашение большевиков и левых эсеров о создании коалиционного правительства в декабре 1917 г. Левые эсеры в отличие от большевиков были ярыми сторонниками сохранения и совершенствования системы МС. Несмотря на это, на основании достигнутого политического соглашения был создан Комиссариат по местному самоуправлению, ставший ключевым органом в системе МС. В распоряжение Комиссариата были переданы следующие важнейшие институты МС:

1) Главное  управление по делам местного  хозяйства;

2) касса городского  и земского кредита;

3) земские  учреждения.

Существование Комиссариата по местному самоуправлению было недолгим. В марте 1918 г. После выхода левых эсеров из состава правительства решением СНК он был упразднен. В 1926-1926 гг. постановлением СНК были утверждены «Положение о городских Советах» и «Положение о местных финансах», которые сформировали относительно независимую хозяйственно-организационную власть на местах. Нормативной базой деятельности Советов являлись не столько акты центральных органов государственной власти, сколько партийные документы и решения ЦК партии, Президиума Верховного Совета и Совета Министров. Конституция РСФСР 1918 г. окончательно закрепила сложившуюся систему местных органов гос. власти, которая включала в себя  следующие уровни:

1) съезды  Советов, избираемые в процессе  многоступенчатых выборов. Впоследствии  на основе провозглашенного в Конституциях СССР 1936 г. и РСФСР 1937 г. принципа всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании система съездов Советов была упразднена, все представительные органы власти на местах стали называться Советами;

2) городские и сельские Советы, избираемые непосредственно населением на местах;

3) городские  и сельские комитеты, избираемые  городскими и сельскими Советами. Возврат к термину «местное  самоуправление» в России происходит  в 60-х гг. XX в., в систему МС  включались следующие органы власти: 1) местные Советы; 2) исполн-ые комитеты (исполкомы) - коллегиальные органы; 3)трудовые коллективы; 4)партийные ячейки

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"