Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка
Ответы на вопросы по муниципальному праву
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно
Правовые нормы – это правила поведения, устанавлив, закрепляющие и регулир общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности МС. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права. Нормам МП присущи те общие черты, кот характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниц-правовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации МС закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.
Нормы МП классифицируются по видам. В основу классификации м.б. положены различные критерии. По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниц-правовые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности МС (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы). По характеру предписаний они делятся:1) на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления); 2) обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права); 3) запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, ФЗ.
По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.
По территории действия нормы МП м.б. федеральными (действуют на всей территории России), действие кот ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муницип. образования.
Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, права и обязанности граждан, других субъектов муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений непосредственно населением муниципальных образований, процедуру реализации права населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.
Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на три группы: 1) отношения, связанные с организацией местного самоуправления (образование, объединение, преобразование муниципальных образований, утверждение символики муниципальных образований, определение структуры органов местного самоуправления); ·2) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований (решение жителей муниципального образования непосредственно, либо через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования); ·3) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий (процесс реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий).
Субъектами муниципально-правовых отношений являются:
1) муниципальные
образования (городские, сельские поселения,
несколько поселений, объединенных общей
территорией (районы, уезды), сельские
округа (волости, сельсоветы), часть поселения);
2) органы местного самоуправления; 3) население
муниципального образования (граждане
для проведения местных референдумов,
муниципальных выборов, сходов (собраний
и т.д.); 4) выборные и другие органы местного
самоуправления (депутаты представительных
органов местного самоуправления);5) органы
территориального общественного самоуправления
(советы микрорайонов, комитеты микрорайонов,
квартальные, уличные и домовые комитеты);
6) ассоциации и союзы муниципальных образований,
имеющие своей целью координацию деятельности,
более эффективное осуществление прав
и интересов муниципальных образований;
7) органы государственной власти, предприятия,
учреждения, организации различных форм
собственности, общественные объединения,
добровольные объединения (ассоциации).
Данные субъекты выступают участниками
муниципальных отношений в тех случаях,
когда они взаимодействуют с органами
местного самоуправления, осуществляющими
свои функции и задачи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
к 9 вопросу:
Субъекты муниципальных правоотношений
можно условно подразделить на три группы:
1. Особый
субъект (муниципальное
Муниц-правовые отношения возникают, изменяются либо прекращаются в связи с определенными обстоятельствами, условиями, именуемыми юридическими фактами. Из курса теории государства и права известно, что в зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События — это явления, не зависящие от воли человека. Под действиями же понимаются юридические факты, которые происходят по воле людей. Так, например, инициатива на принятие нормативного акта по конкретному вопросу местного значения, исходящая от населения, порождает возникновение муниципально-правовых отношений между населением и определенным органом местного самоуправления.
Событиями,
выступающими как юридические факты,
могут являться, например, рождение
и естественная смерть человека, которые
влекут за собой возникновение или
прекращение муниципально-
В целях более глубокого изучения муниц-праавов отношен. можно условно классифицировать на группы:
1. По целевому назначению: - правоустановительные (например, при поступлении на муниципальную службу);
- правоохранительные
(например, при решении вопроса
о судебной защите и
- постоянные (например, отношения при
управлении муниципальным имуществом).
3. По содержанию: - отношения, связанные
с организацией местного самоуправления;
- отношения, характеризующие муниципальную
деятельность по непосредственному обеспечению
населения муниципальных образований;
- отношения, в которых находит свое воплощение
деятельность органов местного самоуправления
по осуществления отдельных государственных
полномочий. 4.По характеру правового регулирования:
- отношения, регулируемые нормами конституционного
права (например, возникающие при определении
структуры органов местного самоуправления,
при проведении муниципальных выборов);
- отношения,
регулируемые нормами
- отношения,
регулируемые нормам
10. Роль органов государственной власти в осуществлении муницип-правовых отношений.
Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституций Российской Федерации, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Федерации, законами субъектов Федерации. Законодательное регулирование субъектами Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Федеральные законы, законы субъектов Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. В случае противоречия норм муниципального права содержащихся в законах, положениям Конституции РФ, применяются положения Конституции РФ.
Положения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
К
основным полномочиям Федерации
и субъектов Федерации в
· принятие и изменение законов о местном самоуправлении;
· регулирование порядка передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
· наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
· принятие программ развития местного самоуправления;
· регулирование
отношений между
· компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых государственными органами;
· защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
· обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
· регулирование особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
· регулирование муниципальной службы;
· установление
государственных минимальных
· судебная защита
прав местного самоуправления
С учетом особенностей и специфики стран выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом:
1. Форма "сильный совет - слабый мэр" характеризуется ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основном представительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хоз и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должность.
2.Форма "сильный мэр - слабый совет". Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено только квалифицированным большинством голосов последовательно. 3. Форма "совет - управляющий" отражает стремление "к очищению городской политики" и устранению коррупции, неэффективного и авторитарного управления. Управляющий представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в сфере общественного управления. Назначается на должность и увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком этой модели является невозможность или затрудненность влияния на политику, проводимую управляющим.
Основные обязанности менеджера сводятся к следующему: - координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей; - готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджет муниципалитета; - контролировать исполнение решений совета; - представлять рекомендации по вопросам, требующим решения совета.