Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка
Ответы на вопросы по муниципальному праву
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно
В 80-х гг. XX в. упраздняется система трудовых коллективов и партийных ячеек, вводится должность председателя местного Совета, учреждается президиум местного Совета. На местах также действуют различные отделы, управления, комитеты и комиссии. Местные Советы решали все вопросы местного значения исходя из общегосударственных и партийных интересов, но не из интересов населения. Основной формой работы Советов были сессии. Внимание к проблемам самоуправления в нашей стране возросло во второй половине 80-х г., когда была признана необходимость перехода от административных к преимущественно экономическим методам управления. Постепенно стал утверждаться взгляд, что МС - это самостоятельный уровень осуществления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократическое устройство общества возможно лишь при отделении МС от государственной власти.
РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МС В 90-е гг. XX В.
В процессе реформирования советской системы МС можно выделить следующие основные этапы:
1) 1990-1991 гг. - принятие 9.04.1990 г. Закона СССР
«Об общих началах МС и местного хозяйства в СССР», который определил основные направления развития местных органов власти, решил вопросы формирования финансово-экономической базы МС, а также вопросы становления системы коммунального хозяйства. Основным органом местного самоуправления становились Советы, был провозглашен лозунг «Вся власть - Советам». Однако Советы были выведены из-под партийного контроля и надзора со стороны исполнительных комитетов. Органам государственной власти было запрещено вмешиваться в вопросы местного значения, а также в работу местных Советов. Было введено понятие «коммунальная собственность» как финансово-экономическая основа МС. Впервые было закреплено взимание подоходного налога с физических лиц в пользу местных бюджетов;
2) 1991-1993 гг. - принятие таких законодательных актов, как Закон РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР», Закон РФ 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга, органов МС» и др. С этого периода начинается новый этап в развитии МС, изменилось само понятие МС. МС рассматривалось как система организации деятельности граждан для самостоятельного под свою ответственность решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей на основе Конституции и законов РСФСР и республик в составе РСФСР. Впервые были разграничены формы участия населения в решении вопросов местного значения;
3) осень 1993
г. - регулирование вопросов
стали разработка и принятие всенародным голосованием Конституции РФ, которая четко определила функции, роль и место органов местного самоуправления в системе органов публичной власти;
4)с 1993 г.
по настоящее время - этот период
характеризуется формированием
современной системы органов
местного самоуправления. Наиболее
значительным из множества актов муниципального
законодательства стал принятый в 1995 г.
Закон РФ «Об общих принципах организации
местного само-управления в РФ». 25 декабря
1991 года официально установлено современное
название — РФ.
14. Признание и развитие МС в РФ.
Признание МС в РФ. Правовой базой Основных положений (концепции) являются Конституция РФ, Европейская Хартия местного самоуправления, федеральные законы и указы Президента РФ, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления в РФ. Конституция РФ установила, что единственным источником власти в РФ является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Основа экономической самостоятельности МС – признание и защита муниципальной собственности, в том числе собственности на землю и другие природные ресурсы. Данные конституционные положения относятся к основам конституционного строя РФ и направлены на обеспечение политико-правовой стабильности положения МС в системе публичной власти. Принцип самостоятельности МС обеспечивают и конституционные положения о праве органов МС на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также установление местных налогов и сборов. Участие граждан в осуществлении МС гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными в органы МС, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы МС, обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) ОМС, самостоятельно решать вопросы местного значения (как через органы местного самоуправления, так и путем прямого волеизъявления), самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления. Изменение границ территорий, в кот осуществляется МС, допускается с учетом мнения населения соотв. территорий. Гарантиями МС являются права на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос власти, а также запрет на ограничение прав МС, установленных Конституцией РФ и ФЗ.
Развитие МС в РФ. В н.в. на федеральном уровне в основном создана нормативно-правовая база, необходимая для организации и деятельности МС. В развитие конституционных норм о МС разработан и принят основной федеральный правовой акт, регламентирующий осуществление местного самоуправления в РФ – Фз “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” (сначала был № 154, потом № 131), а также ряд фз, регламентирующих вопросы проведения муниципальных выборов и местных референдумов, финансово-бюджетной деятельности местного самоуправления, организации муниципальной службы, деятельности муниципальных образований как субъектов гражданско-правовых отношений. РФ подписана и ратифицирована Европейская Хартия МС. Важным этапом дальнейшего развития реформы стало создание в 1997 году Совета по местному самоуправлению в РФ – федерального координационного центра при Президенте РФ, к компетенции которого отнесена разработка гос политики в области МС и мер по ее реализации. По инициативе объединений муниц образований при содействии Совета по местному самоуправлению в 1998 году учрежден Конгресс муниципальных образований РФ – общероссийская организация, защищающая права и представляющая интересы муниципалитетов во взаимодействии с гос властью, а также зарубежными и международными организациями, занимающимися вопросами местного самоуправления.
Из истории: Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» № 1760 от 26 октября 1993 г. была прекращена деятельность районных и городских Советов. Одновременно было утверждено Положение об основах организации МС в РФ на период поэтапной конституционной реформы. Оно предусматривало такую систему местного самоуправления: 1) в городских и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек - собрания, сходы граждан и выборный глава местного самоуправления; 2) в городских и сельских поселениях с населением до 50 тыс. человек - выборное собрание представителей и выборный глава местного самоуправления (глава администрации); 3) в городах и др поселениях с населением свыше 50 тыс. человек - выборное собрание представителей и назначаемый сверху либо избираемый населением глава местного самоуправления; 4) в сельских районах - глава местного самоуправления (глава администрации) без указания на то, избирается он или назначается; м.б. образован также ОМС, формируемый из представителей органов местного самоуправления городских и сельских поселений; 5) на территории сельсоветов - глава МС (глава администрации), тоже без указания на то, избирается он или назначается; м.б. образован орган местного самоуправления, формируемый из представителей органов местного самоуправления сельских поселений.
После принятия Фз «Об основах местного самоуправления» местное самоуправление не стало эффективным, реально функционирующим в соответствии с установленными принципами и данными правами. Ведь почти все гос. решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы. Процесс муниципальных реформ в России, можно разбить на 2 основных этапа, ссылаясь на Федеральную программу гос. поддержки МС, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. На 1-м этапе (в течение 1996 г.) создавались организационно-правовые основы МС, на втором (в течение 1997-1998 гг.) должно было сложиться реальное самоуправление, т. е. сформированы его экономич основы. основные задачи первого этапа реформы МС, хотя и с некоторым опозданием, в принципе были выполнены. Значительная работа была проведена не только в области законотворчества, но и в организационной сфере. Подтверждение тому - муницип выборы 1996-1997 гг., в результате которых в подавляющем большинстве субъектов РФ назначенные главы местных администраций сложили свои полномочия, а им на смену пришли новые (избранные населением) органы и должностные лица местного самоуправления. Выборы 2000-2001 гг. закрепили эти позиции и подтвердили, что население в целом принимало и продолжает принимать довольно активное участие в формировании муницип органов. проблемы экономического характера являлись на значительное время основным фактором, сдерживающим развитие МС в нашей стране. В связи с этим основные усилия в рамках второго этапа муниципальной реформы должны быть направлены прежде всего на завершение формирования экономич основ МС, являющихся гарантом обеспечения фин-хоз самостоятельности местных органов власти. И это было достигнуто принятием Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в 2003 году. Он существенно усложнил систему ОМС, приблизив ее к системе органов гос. власти субъектов РФ. В рамках МС необходимо создавать не только представительные, но и исполнит-распорядительные органы муниц. образований. В системе ОМС в обязательном порядке должны предусматриваться глава муниц образования и местная администрация. В целом, российская модель МС, закрепленная в Конституции РФ и конкретизированная в законодательстве, представляет собой форму народовластия.
15.Реформа МС в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Закон РСФСР 1991 «О местном самоуправлении в РСФСР». Закон попытался развести полномочия Совета как представительного органа и местной администрации. Компетенция была различной, но не всегда это последовательно соблюдалось. Начиналось противостояние Советов и исполнительных органов.
Получили
отражение некоторые
Октябрь 1993. Советы распущены, их функции переданы местной администрации. Указы Президента – нормативная база реорганизации МВ. Указ «О реформе представительны органов власти и ОМС в РФ». Создавалась Федеральная госкомиссия по вопросам реформы. Указ «О реформе МС», утверждалось Положение об основах организации МС в РФ на период поэтапной конституционной реформы. Представительные органы д.б. формироваться не во всех АТЕ (например, в городских и сельских поселениях до 5000 МС м.осуществляться непосредственно через собрания, сходы и выборных глав МС; до 50 тыс. выборный орган – собрание представителей и глав МС; на территориях нескольких поселений м.б. создан единый ОМС). Указ «О гарантиях МС», декабрь 1993 направлен на укрепление экономических основ МС. ОМС самостоятельно утверждали перечень объектов,составляющих муниципальную собственность. Полномочия МС сверх установленного ограниченного перечня полномочий осуществлялась местной администрацией, которая явно ставилась выше представительных органов. Глава МС председательствовал на заседании, м.б. членом представительного органа, как и другие члены администрации. Все направлялось на усиление роли местной администрации, объективно уводило в сторону от строительства демократического реального МС.
Конституция 1993. На обсуждениях большие разногласия. Одна из дискуссионных идей об отделенности ОМС от гос-ва. Нужно было установить ее как гарантию необратимости преобразований. Это идеи «общественной» теории. Помогло борьбе с традициями бюрократической АКС управления. Вместе с тем ОМС остались в системе публичной власти и служат одной из форм народовластия. Организационно отделенные от ОГВ, связаны с ними функционально.
Конституционные нормы хотя и нормы прямого действия, но требовали законодательной конкретизации. Нужен был ФЗ о МС. ФЗ от 28.08.1995 «Об общих принципах организации МС в РФ» был прогрессивным документом, закрепившим новую модель МС. Закреплялось право граждан на осуществление МС, предметы ведения МС. Это был первый системный подход к разграничению компетенции различных уровней госорганов и муниципалитетов.