Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:12, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Муниципальное право".

Файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 151.62 Кб (Скачать)

1. ПРЕДМЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО  ПРАВА 

 

Муниципальное право подобно  любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между  собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли  права различаются прежде всего по предмету регулирования. Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

 

В связи с этим важно  уяснить, что представляет собой  местное самоуправление, в чем  его специфика.

 

Согласно ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной  собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого  волеизъявления, через выборные и  другие органы местного самоуправления.

 

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и  на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральный  закон от 28 августа 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное  самоуправление, муниципальным образованием. Каждое муниципальное образование  имеет необходимые для решения  вопросов местного значения муниципальную  собственность, местный бюджет и  выборные органы самоуправления.

 

Таким образом, местное самоуправление – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения  муниципальных образований (непосредственно  или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его  исторических и иных местных традиций.

 

Деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого  волеизъявления граждан. Также решения  органов и должностных лиц  местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для  исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования  предприятиями, учреждениями и организациями  независимо от их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

 

В соответствии со ст. 3 Конституции  РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная  власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная  власть). Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так  и муниципальную)непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления. Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

 

Муниципальное право, как  и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких  правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых  и определяет характер правового  регулирования.

 

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли  права, того или иного правового  приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного  регулирования. Императивный метод  регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное  на субординации, прямом подчинении. Дозволение, предоставляющее субъектам отношений  право на самостоятельный выбор  своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования  присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.

 

Характер правового регулирования  муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление – это форма реализации власти народа. Законодательство о местном  самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность  в соответствии с законами. Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы  частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а  также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях  условия использования приватизируемых  или передаваемых в пользование  объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

 

Используются в муниципальном  праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов  права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население  городского, сельского поселения  независимо от его численности права  на осуществление местного самоуправления.

 

Кроме императивного и  диспозитивного методов, в муниципальном  праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ  НОРМЫ 

 

Правовые нормы – это  правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. В совокупности они  образуют муниципальное право как  отрасль российского права. Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с  тем муниципально-пра-вовым нормам присущи и свои особенности. Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

 

Нормы муниципального права  классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

 

По объекту правового  регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-право-вые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы).

 

По характеру предписаний  они делятся:

 

– на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

 

– обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина. Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

 

– запрещающие (нормы-запреты, устанавливающие, чего нельзя делать). Эти нормы закрепляют то или иное правило запретительного характера, обеспечивают, в частности, неприкосновенность прав местного самоуправления. Например, запрещается ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, федеральными законами.

 

По степени определенности предписаний нормы муниципального права делятся на императивные и диспозитивные. Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, требуется их официальное опубликование (обнародование). Диспозитивные нормы предусматривают возможность расширения перечня вопросов, отнесенных законодательством к вопросам местного значения, по инициативе самих муниципальных образований, что непосредственно предусматривает ст. 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

 

По территории действия нормы  муниципального права могут быть федеральными (действуют на всей территории России), действие которых ограничивается территорией конкретного субъекта Федерации, а также местными, действующими в пределах отдельного муниципального образования.

 

Кроме того, различают материально-правовые и процессуальные нормы. Материально-правовые нормы закрепляют полномочия органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, права  и обязанности граждан, других субъектов  муниципального права. Процессуальные нормы определяют порядок выборов  и деятельности органов местного самоуправления, порядок принятия решений  непосредственно населением муниципальных  образований, процедуру реализации права населения на правотворческую  инициативу в вопросах местного значения.

4. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

 

Муниципальное право, как  и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких  правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых  и определяет характер правового  регулирования.

 

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли  права, того или иного правового  приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диапозитивный. Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного  регулирования. Императивный метод  регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное  на субординации, прямом подчинении.

 

Дозволение, предоставляющее  субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в  основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диапозитивный метод регулирования  присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.

 

Характер правового регулирования  муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права.

 

Местное самоуправление –  это форма реализации власти народа. Поэтому, в частности, законодательство о местном самоуправлении устанавливает  обязательность решений органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность  в соответствии с законами. Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы  частного права.

 

Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права  собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной  собственности, от имени муниципального образования. Они вправе передавать объекты муниципальной собственности  во временное или постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а  также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях  условия использования приватизируемых  или передаваемых в пользование  объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный  характер правового регулирования, широко используется в муниципальном  праве.

 

Используются в муниципальном  праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов  права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст. 133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст. 12 Закона об общих  принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население  городского, сельского поселения  независимо от его численности права  на осуществление местного самоуправления.

 

Кроме императивного и  диспозитивного методов, в муниципальном  праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

5. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ 

 

Муниципально-правовые отношения – это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Муниципально-правовые отношения подразделяют:

 

1) на отношения, связанные  с организацией местного самоуправления;

 

2) отношения, характеризующие  муниципальную деятельность по  непосредственному жизнеобеспечению  населения муниципальных образований;

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"