Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:12, шпаргалка
Работа содержит ответы на 90 вопросов по дисциплине "Муниципальное право".
3) отношения, в которых
находит свое воплощение
Муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы:
1) отношения, в которых
одной из сторон выступает
муниципальное образование.
2) отношения, в которых
одним из субъектов выступает
население муниципального
3) отношения, в которых
одной из сторон является
Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений является население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.
Субъектами муниципально-
Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.
Особый правовой статус муниципальных
образований проявляется также
и в том, что именно к ведению
муниципальных образований
6. МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ
Субъектами муниципально-
– муниципальные образования;
– население муниципальных образований;
– собрание (сход) граждан;
– органы местного самоуправления;
– граждане;
– депутаты представительных органов местного самоуправления.
Субъекты муниципально-правовых отношений можно условно подразделить на два вида.
К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет муниципальное образование как городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иную населенную территорию, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Ко второму виду относятся субъекты, наделенные правом принимать решения, участвовать в принятии решений по вопросам местного значения. Статья 12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления гарантирует право населения городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления. Субъектами муниципально-правовых отношений, наделенными полномочиями на решение вопросов местного значения, являются выборные и другие органы местного самоуправления. К ним относятся: представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо местного самоуправления, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Субъектами муниципально-
Закон ничего не говорит о
возможности участвовать в
7. СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.
Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:
1) местное самоуправление в системе народовластия;
2) основы местного
3) предметы ведения и
полномочия местного
4) гарантии местного
5) ответственность органов
местного самоуправления и
Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-пра-вовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.
Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.
Второй элемент системы
составляют нормы, закрепляющие основы
деятельности местного самоуправления:
территориальные, организационные, финансово-экономические.
Они определяют порядок создания,
объединения, преобразования или упразднения
муниципальных образований, установления
и изменения их границ и наименований,
а также закрепляют принципы организации
местного самоуправления, основы взаимоотношений
выборных и других органов местного
самоуправления, условия и порядок
прохождения муниципальной
Четвертый элемент системы – группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.
Следовательно, пятый элемент
составляют нормы, устанавливающие
ответственность органов
8. ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Источники муниципального права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Источники муниципального права
устанавливают государственные
и международные гарантии осуществления
местного самоуправления, а также
ответственность органов и
Выделяют три группы источников муниципального права.
1. Нормативные правовые
акты, принимаемые на федеральном
уровне, Конституция РФ – главный
источник муниципального права
и федеральные законы. В Конституции
содержатся нормы,
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. 21 июля 2007 г.) содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области местного самоуправления, перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, основы деятельности местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления, государственные гарантии местного самоуправления и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Европейская хартия местного самоуправления действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. и в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы РФ.
2. Нормативные правовые
акты, принимаемые органами
3. Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; решения представительных органов местного самоуправления, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и другие нормативные правовые акты муниципальных образований (муниципальные правовые акты).
Также источники муниципального права классифицируют: по юридической силе (уровень юридической силы правового акта зависит от вида акта, его места в системе правовых актов государства); по предметам ведения местного самоуправления, которые в этих источниках затрагиваются (по этому основанию они могут подразделяться на акты, касающиеся управления муниципальной собственностью, местными финансами); по кругу субъектов, их принявших (акты, которые принимает население муниципального образования, и акты, которые принимают органы местного самоуправления; акты органов государственной власти по вопросам местного самоуправления и акты муниципальных образований и т. д.) и др.
9. МЕСТО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ
Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.