Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка
Ответы на вопросы по муниципальному праву
Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно
42.Формы участия граждан в осуществлении МС
В соот со ст. 33 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" должно основываться на двух принципах.
Первый принцип - законность, т.е. соблюдение положений Конституции РФи, Федерального закона "Об общих принципах организации МС в РФ». Второй принцип - добровольность непосредственного осущ населением МС и участия населения в осущ-ии МС. Правотворческая инициатива граждан (ПИГ) - это предоставление определенному числу граждан права непосредственно вносить проект правового акта на рассмотрение ОМС. Минимальная численность инициативной группы граждан не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации ПИГ, подлежит обязательному рассмотрению ОМС или должностным лицом МС, к компетенции кот относится принятие соответ акта, в течение 3 месяцев со дня его внесения.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. ТОС осущ в поселениях населением путем проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
ТОС может осуществляться в пределах определенных территорий проживания граждан. Это подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом МС соотв поселения.
Органы территориального общественного самоуправления осущ след полномочия: 1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории; 2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан; 3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, вправе вносить в ОМС проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами МС, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Публичные слушания (ПС) Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом, главой муниципального образования могут проводиться ПС.
ПС проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы МО. На публичные слушания должны выноситься следующие проекты и вопросы: 1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав;2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, вопросы о преобразовании муниципального образования.
Собрание граждан. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц МС, осуществления ТОС на части территории муницип образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом в порядке, установленном уставом муниципального образования. Как правило, такое собрание назначается представительным органом в течение определенного срока после поступления письменного заявления, подписанного группой граждан, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования и обладающих избирательным правом.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами МС, к компетенции кот отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.
Конференция граждан (собрание делегатов).
В соотв со ст. 30 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Опрос граждан Согласно ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Жители
муниципального образования должны
быть проинформированы о проведении опроса
граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
В ст. 2 Федерального закона о местном самоуправлении, можно выделить следующие существенные признаки муниципального правового акта.
Во - первых, это документально оформленное решение, т. е. выраженное в обязательной письменной форме, принятое в установленном порядке и процедуре, содержащее необходимые реквизиты правовое предписание. Во - вторых, принятое по вопросам местного значения, т. е. для непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования или решения задач межпоселеннческого характера, либо по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В - третьих, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила, т. е. нормативные предписания, или имеющий индивидуальный правоприменительный характер регулирования. В - четвертых, обязательное исполнение на территории муниципального образования, т. е. имеющие властный характер, подлежащее применению гражданами, гос. и муниципа. органами, организациями, и должностными лицами.
Федеральный закон о местном самоуправлении под термином «муниципальный правовой акт» признает решения по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее или изменяющее общеобязательные правила или имеющие индивидуальных характер.
В ст. 7 ФЗ о местном самоуправлении уточняются способы издания муниципальных правовых актах - они могут приниматься как непосредственно населением муниципальным образования (на местном референдуме, собрании или сходе граждан), так и органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Муниципальные правовые акты являются подзаконными актами, их положение в системе правовых актов, определяется в ст. 7 Федерального закона о местном самоуправлении.
1.
В систему муниц. правовых актов входят:
1) устав муниципального образования, правовые
акты, принятые на местном референдуме
(сходе граждан); 2) нормативные
и иные правовые акты представительного
органа муниципального образования;
3) правовые акты главы муниципального
образования, местной администрации и
иных органов местного самоуправления
и должностных лиц местного самоуправления,
предусмотренных уставом муниципального
образования. 2. Устав
муниципального образования и оформленные
в виде правовых актов решения, принятые
на местном референдуме (сходе граждан),
являются актами высшей юридической силы
в системе муниципальных правовых актов,
имеют прямое действие и применяются на
всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны
противоречить уставу муниципального
образования и правовым актам, принятым
на местном референдуме (сходе граждан).
Устав муниципального образования — нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании. У.м.о. представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт, являющийся своего рода малой конституцией на территории муниципального образования. Юридическое значение У.м.о. состоит в том, что он является правовым актом, в котором городское, сельское или иное поселение закрепляет свой статус муниципального образования (определяет предметы ведения, компетенцию органов местного самоуправления, порядок и механизмы реализации гражданами, местными сообществами права на местное самоуправление). У.м.о. принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума и подлежит обязательной государственной регистрации. Устав вступает в силу с момента его официального опубликования, которое производится после его регистрации.
У.м.о. является
актом учредительного характера, отличается
всеобъемлющим и
У.м.о. обладает высшей юридической силой по отношению к нормам, принимаемым органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно. Такие нормы должны соответствовать У.м.о., его концептуальным положениям, принципам и нормам. Особенность У.м.о. и в особом порядке его принятия, внесения в него изменений и дополнений. Эти особенности закреплены в самом У.м.о. (например, принятие устава квалифицированным большинством депутатов представительного органа местного самоуправления, голосование на конференции, собрании или сходе граждан либо голосование в форме референдума).
45.Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотнош-я, осущ полномочий.
Структура омс: представительный орган муницип образования, глава муницип образования, местная администрация, контрольный орган муницип образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
Порядок формиров, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность ОМС определ уставом МО. ОМС не входят в систему органов гос власти.
Структура ОМС в случае создания вновь образованного МО на межселенных территориях или путем преобразования существующего муниципального образования определ населением на местном референдуме или представительным органом МО и закрепляется в уставе МО.