Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

  50. Статус депутата  представительного  органа, иных выборных  лиц местного самоуправления.

  Ст.40 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ»: статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления (ЧВО), выборного должностного лица МС (ВДЛ).

  Депутату, ЧВО, ВДЛ обеспечиваются условия  для беспрепятственного осущ своих полномочий. Срок полномочий депутата, ЧВО, ВДЛ устанавл уставом МО и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, ЧВО начин со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа МС нового созыва. Депутаты осущ свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представит органа МО, а если численность представит органа МО менее 10 человек, - 1 депутат.

  Полномочия  ВДЛ начин со дня его вступления в должность и прекращ в день вступления в должность вновь избранного должностного лица МС. Решение об изменении срока полномочий, а также решение об изменении перечня полномочий ВДЛ применяется только к лицам, избранным после вступления в силу соответствующего решения. ВДЛ могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соотв. с ФЗ и уставом МО.

  Гарантии  осущ-я полномочий депутата, ЧВО, ВДЛ устанавливаются уставами МО в соотв с фед.законами и законами субъектов.

  ВДЛ не могут быть депутатами Гос.Думы Фед.Собрания РФ, членами Сов.Федерации Фед.Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов гос.власти субъектов, занимать иные гос.должности РФ, гос.должности субъектов, а также должности гос.гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы.

  Осущ-е свои полномочия на постоянной основе депутат, ЧВО, ВДЛ не вправе: 1) заниматься предприним деятельностью; 2) состоять членом управления коммерч организации, если иное не предусмотрено ФЗ или если ему не поручено участ в управлении этой организацией; 3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподават, научной и иной творческой деятельности, если они не финансируются иностр организац. 4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностран некоммерческих неправительственных организаций

  Депутат, ЧВО, ВДЛ не могут быть привлечены к уголовной или административной ответ-ти за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и др действия, соответств их статусу, в т.ч. по истечении срока их полномочий. Положение не распространяется на случаи, когда этими лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за кот предусмотрена ФЗ. Указанные лица, осущ полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражд или уголов делу либо делу об администр. правонарушении.

  Полномочия  депутата, ЧВО, ВДЛ прекращаются досрочно в случаях: смерти; отставки по собственному желанию; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на ПМЖ; отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий соотв ОМС;  призыва на военную службу и др.

51.Отзыв  депутатов представительных  органов, иных  выборных лиц местного  самоуправления

  Согласно  ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г., население  муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом. Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Законом.

  Отзыв — это процедура, позволяющая  избирателям отстранять от должности  ранее на нее избранных или назначенных должностных лиц.

  Европейская хартия местного самоуправления определяет, что статус местных вы-борных лиц  должен обеспечивать свободное осуществление  их полномочий, а также что функции  и деятельность, несовместимые с  мандатом местного выборного лица, могут быть установлены только законом или основополагающими правовыми принципами(ст.7). Институт отзыва депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления является характерным признаком императивного мандата. Императивный мандат жестко связывает позицию выборного лица с местными интересами, волей, наказами и другими поручениями избирателей.

  Основания отзыва. Анализ уставов муниципальных образований, свидетельствует, что во многих из них используется формулировка «утрата доверия» в качестве основания для отзыва депутатов, членов выб. орг. местн. самоуправл., выборных долж. лиц местн. самоуправл. Понятие «доверие» носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения. Таким образом, формулировка «утрата доверия» носит общий характер и не конкретизирует причины данной утраты. Это означает, что названные причины определяет само население в ходе голосования по отзыву. Чаще всего утрата доверия наступает вследствие неудовлетворенности деятельностью выбор. орган., должн. лиц местн. самоупр.. Ее причинами оказываются:1)нарушение прав и законных интересов граждан;2)нарушение действующего законодательства;3)недобросовестное выполнение депутатских полномочий, предвыборных программ и должностных обязанностей;4)утрата контактов с избирателями, игнорирование ведения приема граждан, формальное рассмотрение их обращений;5)совершение действий, порочащих звание выборного лица, и др.

  Как показывает практика, основания и порядок  отзыва депутатов, глав муниц. образований и иных выбор. должн. лиц, закрепленные в уставах муниц. образований, во многом определены как федеральным законодательством ,так и законодательством субъектов РФ.

  В Федеральном  законе особо оговорено, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).

  Процедура отзыва. Граждане — инициаторы отзыва депутата, главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц подают заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в избирательную комиссию муниципального образования. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично, с указанием фамилии, имени, отчества, д.р., адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. В заявлении должны содержаться:

  ― сформулированное предложение об отзыве депутата, главы  муниципального об-

  разования, иного выборного должностного лица;

  ― изложение  мотивов возбуждения вопроса  об отзыве депутата, главы муниципаль-

  ного  образования, иного выборного должностного лица;

  ― сведения об уполномоченном представителе инициативной группы.

  К заявлению  должны быть приложены документы подтверждающие наличие оснований отзыва депутата, главы муниц. образ. и иных выборных должностных лиц.

  После этого информируется депутат, одновременно копии указанных документов направляются в представительный орган местного самоуправления.

  После проходит голосование, гласно. Чтобы  отзыв состоялся, нужно более 50% голосов  за отзыв депутата.

  После опубликования результатов голосования  об отзыве депутата, главы муниц. образования, иных выборных должностных лиц местного самоуправления представительный орган местного самоуправления в десятидневный срок назначает новые выборы главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    52. Конституционно-правовые  основы финансовой  самостоятельности  органов местного  самоуправления 

    Гарантии  финансово-экономической  самостоятельности  местного самоуправления.

    Важнейшей гарантией самостоятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения выступает закрепляемая законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления.

    Европейская хартия местного самоуправления устанавливает (ст. 9), что органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления должны быть соразмерны полномочиям, предоставленным им Конституцией или законом.

    Гарантии  финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления выражаются в том, что:

    1) органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной  собственностью (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации). ст. 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет порядок распоряжения и управления муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются и управляют муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (ст. 49);

    2) органы местного самоуправления  вправе передавать муниципальное  имущество во временное или  постоянное пользование физическим  и юридическим лицам, федеральным  и региональным органам государственной  власти, органам местного самоуправления, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местный бюджет. 3) органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

    4) наличие муниципального бюджета  является обязательным условием  осуществления местного самоуправления. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации).

    Конкретизируя это конституционное положение, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил, что формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними региональными законами (ч. 3 ст. 52).

    А. Органы государственной  власти обязаны передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Кроме того, Конституция Российской Федерации  в ст. 133 устанавливает такую гарантию местного самоуправления, как право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

    Б. Органы местного самоуправления устанавливают местные  налоги и сборы (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации). В статье 9 Европейской хартии местного самоуправления установлено, что по меньшей мере часть финансовых ресурсов органов местного самоуправления должна пополняться за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе определять в пределах, регламентируемых законом. В России перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Кроме того, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установил порядок зачисления в местные бюджеты доходов от региональных налогов и сборов (ст. 58) и доходов от федеральных налогов и сборов (ст. 59).

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"