Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

    ОМС могут наделяться отдельными гос полномочиями субъекта РФ по решению след вопросов:

1) формирование и содержание архивных фондов субъекта РФ;  2) предупреждение чрезвычайных ситуаций и ликвидация их последствий; 3) организация и осущ программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологич безопасности; 4) создание и обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение Красной книги субъекта РФ; 5)поддержка сельскохозяйственного производства, развитие малого и среднего предпринимательства;  6) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; 7) организация транспортного обслуживания населения; 8) организация предоставления общедоступного и бесплатного образования; 9) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия ; 10)создание и поддержка государственных музеев, учреждений культуры и искусства; 11)организация оказания медицинской помощи; 12) социальная поддержка и социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей;   13)создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организация деятельности таких комиссий;  14)организ и осущ деятельности по опеке и попечительству;   14)осущ мероприятий в области охраны;   15)установление подлежащих гос регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) и осуще контроля за их применением.

    ОМС поселений, муниципальных районов и городских округов обладают след полномочиями: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов; 2) установление официальных символов муниципального образования; 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование МУ, формирование и размещение муницип заказа; 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муницип предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами; 5) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; 6) организац и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниц выборов, местного референдума, 7) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного соц-эк развития МО; 8) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика и  классификация вопросов местного значения.
 

  Вопросы местного значения - это вопросы  непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО,решение кот осущ населением и органам и ОМС и затрагивает интересы каждого гражданина. Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения МС, разделены  по типам муниципальных образований  на вопросы местного значения поселения, муниципального района и городского округа. Вопросы местного значения можно  классифицировать в зависимости от степени участия  государства в их регулировании.

1.Вопросы, в которых ОМС осущ вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для решения общих с федер и регион органами власти(в частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды, обеспечение противопожарной  безопасности и др.)2.Вопросы, в кот. юр самостоятельность сочетается с технологической зависимостью от Гос и его структур (энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение,  дорожное строительство). 3.Вопросы, в решении кот ОМС обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в принятии решений по этим вопросам,так и в нормативноправовом регулировании порядка их решения    (формирование,утверждение и исполнение соответ. бюджетов,контроль за их исполнением, установлением,изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных  налогов и сборов, владение, пользование  и распоряжение муницип.  имуществом).   

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с  повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих граждан  жилыми помещениями в соотве с жилыми помещениями в соотв с жилищным законодательством, организация  строительства и содержание муниципального жилищного фонда,  создание условий  для жилищного строительства, организация  в границах поселения тепло- и  водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение  первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации  досуга и обеспечения жителей  поселения услугами организаций  культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и  озеленения территории, планирование застройки поселений, организация  освещения улиц, установки уличных  указателей, и т.п. Многие вопросы  местного значения отнесены к предметам  ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения  отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы - муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения  отнесена организация транспортного  обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района - организация транспортного  обслуживания населения между поселениями  в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация  сбора и вывоза бытовых отходов  и мусора; организация библиотечного  обслуживания населения; организация  ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню муниципального района - организация утилизации и  переработки бытовых отходов  и мусора; организация библиотечного  обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация  ритуальных услуг и т.д.   

Полностью на уровень муницип. района вынесены вопросы: организация охраны общественного порядка; предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время; организация основных видов медицинской помощи; организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т.д.) возложены на органы гос. власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

58. Полномочия  органов местного самоуправления.    

Полномочия  органов местного самоуправления могут  быть сгруппированы след образом: - полномочия  по управлению; - полномочия  по организации; - полномочия  по руководству; - полномочия  по применению админ  - правовых режимов; - полномочия  по контролю.     

К полномочиям по управлению относятся  полномочия по сбору, обработке, анализу  информации, передаче информации др органам, по прогнозированию, по планированию, по учету.     

К полномочиям по организации относятся  полномочия по обеспечению и организации  чего - либо, координации деятельности субъектов управления.     

К полномочиям по руководству относятся  полномочия по созданию, назначению, регулированию, руководству и стимулированию (созданию условий).     

К полномочиям по применению административно - правовых режимов относятся полномочия по участию органов местного самоуправления в разрешительной системе (квотирования, лицензирования, аттестации, выдачи разрешений и т.п.).      

Полномочия по контролю могут рассматриваться и  как осуществляемые  ими самостоятельно, и осуществляемые совместно с органами гос власти или иными властными  структурами.   

Основными формами реализации полномочий ОМС являются правотворчество  и правоприменение.   

Правотворчество выражается в принятии устава муниципального образования, внесении в него изменений  или дополнений, издании муниципальных  правовых актов; при установлении официальных  символов муниципального образования; при создании муниципальных предприятий  и учреждений, формировании и размещении муниципального заказа; установлении тарифов на услуги, предоставляемые  муниципальными предприятиями и  учреждениями, и т.д.    

Правотворчество ОМС - это подзаконное правотворчество, или, как иначе его называют др ученые, - нормотворчество. В любом  случае это форма деятельности уполномоченных субъектов местного самоуправления по созданию, изменению и отмене правовых норм.   

Поскольку органы МС могут  принимать НПА и ненормативные (индивидуальные, общие) правовые акты, то принятие правовых актов любого содержания (содержащих и не содержащих норм) относится  к форме реализации полномочий органов  местного самоуправления.   

Правоприменение может выражаться в организационном  и материально-техническом обеспечении  подготовки и проведения муниципальных  выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ МО, преобразования МО; в организации выполнения планов и программ комплексного соци-эконо развития МО, а также организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, при предоставлении данных органам государственной власти; осуществлении международных и внешнеэкономических связей и т.д.   

Обращение органа местного самоуправление или  его должностного лица в суд с  иском или заявлением в защиту публичных интересов также является реализацией полномочий в порядке правоприменения.  
 

  1. Осуществление ОМС отдельных государствен полномочий.  
 

   В соотв с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ ОМС могут наделяться отдельными гос полномочиями. Следовательно, помимо вопросов местного значения, особым предметом ведения органов местного самоуправления является выполнение ими отдельных государственных полномочий.   

В процессе осущ органами гос  власти своей деятельности возникает необходимость реализации ими полномочий на более низком территориальном  уровне, чем уровень субъектов  РФ.   

Выполнение  местными сообществами и их органами не только собственных вопросов местного значения, но и определенной части  гос полномочий исторически  практиковалось всегда. В России ОМС искони исполняли  определенный объем гос  полномочий и гос обязанностей.  Гос полномочия сегодня - это гос  полномочия РФ и  гос полномочия субъектов  РФ.   

Гос полномочия РФ представляют собой права и обязанности органов гос власти РФ по решению вопросов, отнесенных к ведению РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а  также иными нормативными правовыми  актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ. Государственные  полномочия субъекта Российской Федерации  представляют собой права и обязанности  органов государственной власти и должностных лиц государственной  власти субъекта федерации по решению  вопросов, отнесенных к ведению субъекта федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта федерации, а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ.   

Наделение государственными полномочиями - это  передача государственных полномочий органу местного самоуправления, осуществляемая путем исключения каких-либо полномочий из сферы ведения органов государственной  власти и включения их в компетенцию  органов местного самоуправления либо предоставления органом государственной  власти принадлежащего ему права  решения какого-либо вопроса органам  местного самоуправления.    

Наделение ОМС отдельными гос полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными гос полномочиями субъектов федерации - законами субъектов федерации.             Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.    

№ 131-ФЗ не предусматривает необходимости  получения согласия ОМС на передачу им отдельных  госу полномочий.    

В № 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение передаваемых гос  полномочий осущ только за счет субвенций из соотв  бюджетов.    

Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, их территориальных  сообществ самостоятельно решать вопросы  местного значения, предполагает ответственность  органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"