Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

3) объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сфере, при условии выполнения по договорам с научными организациями, расположенными на территории данного муниципального образования, работ, составляющих (в стоимостном выражении) не менее 50% объема их основной деятельности.

  К особенностям статуса наукоградов и организации местного самоуправления можно отнести:

  1) решение о присвоении (лишении) городскому округу статуса наукограда принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Указанный статус может быть присвоен на срок до 25 лет. Статус наукограда м.б. сохранен после истечения указанного срока, либо при необходимости городской округ может быть досрочно лишен данного статуса в соответствии с законодательством;

  2) решение о присвоении статуса наукограда сопровождается утверждением Президентом РФ основных направлений деятельности и программы развития наукограда, представленных Правительством РФ;

  3) финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующий субъектов РФ, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ.

  В настоящее  время в Российской Федерации  насчитывается семь наукоградов: Дубна, Королев, Реутов и Фрязино Московской области, Обнинск Калужской области, рабочий поселок Кольцово Новосибирской области, Мичуринск Тамбовской области.

  Присвоение  муниципальному образованию статуса  наукограда РФ является основанием для  финансирования из фед. бюджета в  виде субвенций доп. расходов наукоградов  РФ, кот. выделяются в соответствии с Порядком предоставления субвенций из фед. бюджета для финансирования дополнительных расходов наукоградов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 682.

  Субвенции из фед. бюджета и расходы наукоградов  РФ, осуществляемые за счет данных субвенций, не учитываются при распределении межбюджетных трансфертов из фед. бюджета и бюджетов субъектов РФ.

  Особенности организации  местного самоуправления  на приграничных  территориях

  Особенности осущ МС на приграничных территориях в настоящее время определяются Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе РФ».

  Особенности организации МС на пограничных территориях  обусловлены установлением пограничного режима в пограничной зоне и в  российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ. Пограничная зона устанавливается в пределах территории административного района, города, прилегающей к Государственной границе РФ на суше, по морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.

  ОМС приграничных территорий и их должностные лица:

  оказывают помощь органам и войскам Фед. пограничной службы РФ, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Гос. границе РФ, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию;

  создают условия для участия граждан  на добровольных началах в защите Гос.границы РФ в пределах приграничной территории.

  Уставами  муниципальных образований, расположенных  полностью или частично на приграничной территории, м.б. предусмотрены должностные  лица местного самоуправления по пограничным вопросам. 
 
 
 
 
 

  
  1. Особенности организации и  осуществления местного  самоуправления в  городах федерального значения.

  Города  фед. значения Москва и Санкт-Петербург, являясь субъектами Федерации, имеют  собственную структуру органов гос. власти: представительный (законодательный) и исполнительный орган гос. власти города и вправе создавать свои уставные суды.    

   Вместе  с тем и Москва, и Санкт-Петербург  — не только субъекты Федерации, но и города. Согласно же Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселениях (ст. 131).  

   1) в  городах фед. значения в соответствии  с их уставами и законами  могут не создаваться выборные  городские органы местного самоуправления (ст. 14).  

   2) в  городах фед. значения создаются внутригородские муниципальные образования (ст. 12).  

  3) МС  на внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уставами и законами данных субъектов Федерации (ст. 12).  

   4) в  целях сохранения единства городского  хозяйства предметы ведения находящихся на территориях городов федерального значения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами данных субъектов Федерации (ст. 6).

         5)  объединение или преобразование  внутригородских муниципальных  образований, установление или  изменение их территорий осуществляются  законами городов федерального значения в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 12).  

   6) установлено,  что население городских поселений,  входящих в состав территории  городов фед. значения как субъектов  Федерации (например, в Москве — это г. Зеленоград), не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.   

   7) предусмотрено  регулирование федеральными законами особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.   

   При  этом на города фед. значения  распространяются общие положения  Закона об общих принципах  организации местного самоуправления о том, что:  

   а)  осуществление местного самоуправления  органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14); 

   б)  образование органов местного  самоуправления, назначение должностных  лиц местного самоуправления  органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 17);  

   в)  муниципальные образования (включая и внутригородские муниципальные образования) имеют муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.     

   Органы  местного самоуправления не входят  в систему органов государственной  власти.    

    
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"