Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

  Многообразие  форм организации и осуществления  МСУ обусловлено следующими причинами:

  1. На  организацию МСУ оказывает влияние  федеративное устройство РФ. Субъекты  самостоятельно осуществляют регламентацию  организации МСУ в рамках общих принципов, установленных К РФ.

  2. РФ  – многонациональная страна, регионы  которой отличаются самобытностью,  особенностью исторических и  иных традиций.

  3. Особенности  организации МСУ обусловлены  разнообразием типов поселений  (города фед.значения, приграничн. территории, ЗАТО др)

  4. Возможности  у населения самостоятельно определять  структуру органов местного самоуправления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  38. Муниципальные образования в РФ: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.

  МО - субъект гражд права, наделенный законом некоторыми функциями публичной власти и составляющий категорию публично-правовых образований, участв в гражданских правоотношениях. МО не входят в систему органов гос.власти.

  Согласно  ФЗ от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления (ОМС) в РФ, МО могут быть след видов: 1) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых МС осущ населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МС. 2) городское поселение - город или поселок, в кот МС осущ населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы МС. 3) муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах кот МС осущ в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМС. 4) городской округ – городское поселение, кот не входит в состав муниципального района и ОМС которого осущ полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муницип района, а также могут осуществлять отдельные гос полномочия, передаваемые ОМС ФЗ и законами субъектов РФ; 5) внутригородские территории городов федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой МС осущ населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМС 6) межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Признаками МО явл: - наличие единой населенной территории, в пределах кот осущ МС; - устав МО; - обособ муницип. собственность; - местный бюджет; - ОМС.

  При создании МО учитывается история развития местного сообщества, величина его  территории, тип поселений и их число, численность населения соотв поселений, наличие транспортной, иной инфраструктуры, пешеходная, транспортная доступность до административного центра и др.

  МО  м.б. преобразованы путем объединения, разделения, изменения статуса (напр., из гор.поселения в гор.округ), лишения статуса, упразднены (МО с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях, если численность населения не более 100 чел.), созданы на межселенных территориях. Осущ законами субъектов по инициативе населения (референдум), ОМС, орг.гос.власти субъектов, фед.орг.гос.власти.

  Границы территорий МО устанав и изменяются законами субъектов. Особенности территорий МО: 1. Территорию город или сельского поселения сост исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответст поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. 2. В границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющя МО. 3. Размеры территории поселения устанав-ся с учетом численности его населения. 4. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта и др.

  Территории МО. МС осущ на всей территории РФ. Наделение МО статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригор территории городов фед.значения осуществл. законами субъектов РФ.

  1. Муниципальный район: понятие, особенности статуса.

Административным  центром муниципального района является населённый пункт, который определён с учётом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Понятие «муниципальный район» появилось после принятия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В статье 15 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» определяются вопросы местного значения, которые должны решаться на уровне муниципального района. К ним, в первую очередь, относятся организация медицины и образования на территории района, обеспечение поселений подключением к коммуникациям, организация архивов, библиотек, осуществление функций опеки и попечительства. В компетенцию муниципальных районов входит развитие и содержание сети автомобильных дорог на территории района, транспортного обслуживания, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Муниципальный район ответственен за организацию охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной полицией.

В настоящее  время муниципальные районы в  большинстве случаев, являются распорядителями  бюджетов на всей территории района, включая территории поселений: сельские поселения, входящие в район, не имеют бюджетов, а лишь сметы расходов. В соответствии с законодательством, муниципальный район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района.

Муниципальные районы являются распорядителями консолидированных  бюджетов района. В соответствии с  законодательством, муниципальный  район также осуществляет выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счёт средств бюджета муниципального района. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Муницип выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.

Местный референдум голосование граждан, постоянно или преимущ проживающих в границах одного или неск МО, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции МС. Явл высшим непосредственным выражением воли участвующих в его проведении граждан и способом решения населением наиболее важных вопросов для МО. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в послед утверждении и имеет силу прямого действия.

Согласно  общим принципам проведения местного референдума: 1) граждане участвуют в Реф-ме непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается; 2) участие в Реф-ме явл добровольным; 3) никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме; 5) голосование осущ тайно; 6) граждане учааст в Реф-ме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания; 7) каждый гражданин имеет один голос; 8) Реф-м проводится на основе гласности.

Реф-м назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение Реф-ма на праздничный день. Решение о проведении реф-ма принимается не позднее чем за 55 дней до дня голосования и должно быть опубликовано в местных СМИ не менее чем за 45 дней до дня голосования.

Муниципальные выборы – наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления. Муниципальные выборы являются обязательными и периодическими. Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые местное население осуществляет местное самоуправление, а также могут получать свои полномочия главы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления. Срок, на который могут избираться органы местного самоуправления, не может быть меньше 2 лет и не более 5 лет. Значение муниципальных выборов также в том, что в ходе избирательной компании граждане посредством критической оценки работы органов местного самоуправления направляют их деятельность и оказывают влияние на них.

 Для обеспечения  реализации и защиты избирательных прав граждан, осущ подготовки и проведения выборов в ОМС создаются избирательные комиссии: а) избирательные комиссии МО; б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии. Полномочия, состав и порядок деятельности этих комиссий устанав-ся законами и уставами МО. Избирательные комиссии проводят всю подготовительную работу на избирательном участке, готовят списки избирателей и бюллетени для голосования, подводят итоги голосования. Соответ комиссия вправе признать выборы несостоявшимися, если: 1) в выборах приняло участие меньше 20 % от общего числа зарегистрированных избирателей; 2) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше чем количество голосов поданных против всех кандидатов и в других случаях, установленных в законе. 3) Законом субъекта Федерации минимальное количество голосов для признания выборов несостоявшимися может не устанавливаться.

На сегодняшний  день правовую основу муницип выборов составляют: Закон об общих принципах организации местного самоуправления, Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, законы о выборах в ОМС субъектов Федерации и уставы МО.

41. Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.

Для современного этапа развития законодательства о  муниципальных выборах характерно след: 1) совершенствование федер системы правовых гарантий, призванных обеспечить периодичность и обязательность проведения демократичных и свободных муниц выборов, их открытость и гласность, подлинность их результатов; 2) оптимизация времени и сроков проведения избирательных кампаний в муниципальных образованиях; 3) увелич объема правового регул-я орган-и и проведения муниц выборов на фед уровне в целях обеспечения единых избир-х стандартов и принципов; 4) стремление ряда субъектов РФ кодифицировать избир законод-во, включая и законодательство о муниципальных выборах.

Правовое  регулирование муниц выборов осущ на всех уровнях публичной власти в гос-ве: федеральном, субъектов Федерации и муниц-ном. Основу МС, принципов его организации и деятельности, формирования ОМС составляют принципы и нормы международного права, определяющие междунар избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократ избирательного процесса, учитываемые в практике правого регулирования муниц выборов.

На федер  уровне правового регулирования  закрепляются основные принципы орг-и  и проведения муниц выборов, основные гарантии реализации гражданами РФ конституц права на участие в выборах органов и должностных лиц МС.

Конс-я ст.32 закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы гос  власти и органы местного самоу-я, а  также участвовать в референдуме;

ФЗ«Об обеспечении  констит прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы мест самоуп-я» устан-ет прав нормы, обеспеч-е реализацию констит прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы мест самоуправления в случаях нарушения указанных прав;

ФЗ «Об  общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов гос власти субъектов РФ » от 6 октября 1999г.

ФЗ «Об  основных гарантиях избир прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ» от 12 июня 2002г. №67-ФЗ регламентирует демократические, свободные  и периодические выборы в органы гос власти, органы местного самоуправления, а также референдум, которые являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме;

ФЗ «Об  общих принципах организации  МС в РФ» от 6 октября 2003г № 131 – ФЗ в соотв с Конституцией РФ определяет роль МС  в осущ народовластия, правовые, эк и финансовые основы МС и гос гарантии его осущ-я, устанавливает общие принципы организации МС в РФ;

ФЗ «О гос-й автоматизированной системе РФ «ВЫБОРЫ» от 10 января 2003г. №20-ФЗ регламентирует Использование Гос автоматизированной системы РФ "Выборы" при подготовке и проведении выборов и референдума. Данная система является одной из гарантий реализации прав граждан РФ на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме;

Для совершенствования избир законодательства, регулирующего муниципальные выборы, важное значение имеет судебная практика по вопросам избир права, включая практику Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Субъекты  РФ на основе федерального законодательства принимают собственные законодат  акты, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов. Необходимо отметить, что на федер уровне за последние годы значительно увеличен объем правового регулирования гарантий организации и проведения выборов, включая и муниципальные. Кроме того, федеральное законодательство о местном самоуправлении устанавливает дополнительные гарантии самостоятельности муниципальных образований в решении вопросов их ведения, включая и некоторые вопросы, относящиеся к организации муниципальных выборов. Все это не могло не отразиться на развитии законодательства субъектов РФ о муниципальных выборах: нередко законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления в значительной мере, по сути, дублируют то, что уже урегулировано на федер уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"