Шпаргалка по "Муниципальное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:29, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на вопросы по муниципальному праву

Оглавление

Предмет и метод законодательного регулирования по вопросам организации МС
Муниципальное право и социальные условия его реализации.
Понятие, принципы и цели муниципального права.
Место муниципального права в системе российского права, соотношение с другими отраслями.
Система МП: понятие, основные институты.
МП как наука и учебная дисциплина.
Понятие, сущность, назначение, перспективы МС.
Муниципально-правовые нормы: формы выражения, структура.
Муниципально-правовые отношения: понятие, содержание, субъекты.
Роль органов гос. власти в осуществ. муниципально-правовых отношений.
Типичные организационные формы МС, используемые в мировой практике.
Исторические формы организации местного самоуправления в России, причины возникновения, трансформации, упразднения.
Организация публичной власти в советский период: положительные и негативные тенденции советского государственного строительства.
Признание и развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Реформа местного самоуправления в России (1991-2009), причины, основные цели, этапы осуществления.
Зарубежный опыт МС и российская практика.
Основные тенденции МС в России и за рубежом.
Научные концепции местного самоуправления и современная модель муниципального строительства в России.
Конституционные основы местного самоуправления в РФ: принципы организации, гарантии, контроль.
Конституция РФ о местном самоуправлении и европейские стандарты.
Европейская хартия местного самоуправления и законодательство РФ.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления: классификация, содержание, юридическое значение.
Роль Конституционного Суда РФ в защите муниципального права, повышении качества решений судов общей юрисдикции по вопросам организации местного самоуправления (на примере судебных решений).
Особенности законодательного регулирования вопросов организации и осуществления местного самоуправления в РФ.
Федеральное законодательство о местном самоуправлении: общая характеристика, перспективы совершенствования.
Законодательство субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении: современное состояние и направления развития.
Муниципальное нормотворчество в России: понятие, субъекты, формы.
Муниципальные правовые акты и законодательство Российской Федерации: соотношение, формы разрешения коллизий.
Российская судебная практика и правовая основа местного самоуправления.
Роль судебных органов в создании правовых условий осуществления местного самоуправления.
Правовые формы защиты местного самоуправления в Российской Федерации: теория и практика.
Система местного самоуправления в России: понятие, особенности, общая характеристика.
Назначение и функции местного самоуправления в Российской Федерации.
Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления по российскому законодательству.
Формы, цели, отличительные особенности государственного контроля в области местного самоуправления.
Общие принципы организации местного самоуправления в России: классификация, характеристика.
Организационные формы местного самоуправления в России: единые начала и многообразие.
Муниципальные образования в Российской Федерации: понятие, виды, принципы создания, границы и территория.
Муниципальный район: понятие, особенности статуса.
Муниципальные выборы и местный референдум: понятие, порядок назначения и проведения.
Муниципальные выборы: законодательство и судебные решения.
Формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления (опрос, правотворческая инициатива, собрания, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания и др.).
Муниципальные правовые акты: понятие, классификация, место в российском законодательстве.
Уставы муниципальных образований в системе муниципальных правовых актов: содержание, особенности юридической природы.
Органы местного самоуправления в РФ: формирование, взаимоотношения, особенности осущ. полномочий.
Порядок формирования и статус представительного органа местного самоуправления.
Глава муниципального образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.
Местная администрация в структуре органов местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.
Собрания (сходы) граждан в организационной структуре местного самоуправления.
Статус депутата представительного органа, иных выборных лиц местного самоуправления.
Отзыв депутатов представительных органов, иных выборных лиц местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы финансовой самостоятельности органов местного самоуправления (муниципальная собственность, местный бюджет, особенности бюджетного процесса, местные налоги и сборы).
Роль государства в обеспечении финансовой самостоятельности органов местного самоуправления.
Особенности участия органов местного самоуправления в гражданско-правовых отношениях.
Муниципальная служба: понятие, порядок прохождения.
Компетенция органов местного самоуправления в Российской Федерации: понятие, общая характеристика.
Общая характеристика и классификация вопросов местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления (понятие, содержание, классификация, законодательная основа).
Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по российскому законодательству, соотношение с государственным контролем и надзором.
Местно

Файлы: 1 файл

Ответы по МП.doc

— 766.50 Кб (Скачать)

Проведение  местного Реф-ма или схода граждан по вопросу определения структуры ОМС вновь образованного МО обеспечивают органы гос власти субъекта РФ при наличии соотв инициативы жителей вновь образованного МО.

Местный Реф-ум проводится если в течение 1 месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ МО выступила группа жителей МО, обладающих избирательным правом. Указанная группа должна организовать сбор подписей жителей МО, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 3% от их общей численности и представить подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию МО, кот проверяет подлинность собранных подписей, назначает дату проведения местного реф-ма.

При отсутствии инициативы граждан о проведении местного реф-ма структура ОМС определяется представительным органом вновь образованного МО после его избрания. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного МО, а также порядок избрания, полномочия и срок полномочий первого главы данного МО в случае отсутствия инициативы граждан о проведении местного реф-ма устанавливаются законом субъекта РФ. Выборы в ОМС вновь образованного МО проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию вновь образованного МО, кот назначает выборы в представит. орган данного МО и осущ иные полном-ия.

ОМС вновь  образованного МО являются правопреемниками ОМС, кот на день создания вновь образованного МО осущ полномочия по решению вопросов местного значения на соотв территории, в отношениях с органами госвласти РФ, органами госвласти субъектов РФ, органами МС, физ и юрлицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного МО.

 В решении  о структуре ОМС МО, принимаемом на местном референдуме, устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования ОМС; 2) порядок избрания и полномочия главы МО.

Полномочия  ОМС по решению вопросов местного значения: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниц- правовых актов; установление официальных символов МО; создание муниц предприятий и учреждений; установление тарифов на услуги, предоставляемые муницип предприятиями и учреждениями; организация теплоснабжения; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного соц-эк развития,

46.Порядок формирования и статус представительного органа МС.

    Представительный  орган МС — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать свое право на местное самоуправление. Порядок формирования:  Представительный орган является обязательным органом в структуре органов МС любого МО (поселение, муниципальный район, городской округ). Представительный орган МО обладает правами юридического лица.

Порядок его  формирования устанавливается Уставом  муниципального образования и зависит  от его вида. Представительный орган  поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района: 1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном ФЗ; 2) может избираться на муницип выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муницип района. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представит органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом МО и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек; 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федер значения опред уставом МО и не м.б. менее 10 человек.

В исключ компетенции МО находятся: 1) принятие устава МО и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соот с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития МО, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муницип собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муницип предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муницип предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия МО в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка мат-технич и организац обеспечения деятельности ОМС; 9) контроль за исполнением ОМС и должностными лицами МС полномочий по решению вопросов местного значения. 10) принятие решения об удалении главы МО в отставку. 

  1. Глава муницип образования: особенности избрания, полномочия, ответственность.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное Уставом муниципального образования и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В российских регионах применяются разные наименования должности главы муниципальных образований — «глава города (района, поселка, села)», «мэр города (района)», «глава местного самоуправления», «руководитель муниципального образования» и т. п. Основные полномочия:  1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; 2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; 3) издает в пределах своих полномочий правовые акты; 4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования. 5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Порядок избрания: Федеральный закон предусматривает несколько возможных вариантов порядка избрания и полномочий главы муниципального образования: 1. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации. Данная структура позволяет: - усилить взаимосвязь избирателей с местным самоуправлением. - сосредоточить в руках главы муниципального образования наибольший объём полномочий и реальные рычаги власти. Используется в большинстве муниципальных образований в России. 2. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является председателем представительного органа муниципального образования, а глава местной администрации назначается по конкурсу. Данная структура не очень распространена, позволяет выборному главе муниципального образования «царствовать, но не править». 3. Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава местной администрации назначается представительным органом по конкурсу. 4. Глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации, хотя может возглавлять представительный орган и является главой местной администрации, когда такая структура допускается только в сельских поселениях, потому что там управленческий аппарат невелик и нет необходимости разграничения полномочий главы местной администрации и председателя представительного органа. 
 
 
 

  48. Местная администрация  в структуре органов  местного самоуправления: порядок формирования, полномочия.

  Местная администрация (МА) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования.

  МА  наделяется уставом муниципального образования (МО) полномочиями по решению  вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных полномочий, переданных фед.законами и законами субъектов.

  МА  руководит глава на принципах  единоначалия. Главой МА является глава  МО либо лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом МО. Контракт с главой МА заключается на срок полномочий представительного органа, но не менее чем на два года.

  Порядок проведения конкурса устанавливается  представительным органом МО и должен предусматривать опубликование условий конкурса. Лицо назначается на должность главы МА представительным органом МО из числа кандидатов, представленных по результатам конкурса. Контракт с главой МА заключается главой МО.

  Глава МА, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу МО; представляет представительному органу МО ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности МА; обеспечивает осуществление МА полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных гос.полномочий.

  МА  обладает правами юридического лица. Структура МА утверждается представительным органом МО по представлению главы  МА. В структуру МА могут входить  отраслевые (функциональные) и территориальные  органы МА.

  Глава МА не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

  Полномочия  главы МА прекращаются досрочно в  случаях: смерти; отставки по собственному желанию; расторжения контракта; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы РФ на ПМЖ; прекращения гражданства РФ; призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; преобразования, упразднения МО; утраты статуса МО; увеличения численности избирателей МО более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ МО.

  Контракт  с главой МА может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

  1) представительного  органа или главы МО - в связи  с нарушением условий контракта  в части, касающейся решения  вопросов местного значения,

  2) высшего  должностного лица субъекта (руководителя  высшего исполнительного органа  гос.власти субъекта) - в связи  с нарушением условий контракта  в части, касающейся осуществления  отдельных гос.полномочий, переданных  органам местного самоуправления фед.законами и законами субъектов.

  3) главы  МА - в связи с нарушениями условий  контракта органами местного  самоуправления и (или) органами  государственной власти субъекта.

  49. Сходы граждан  в организационной  структуре местного  самоуправления.

  В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. для решения вопросов местного значения проводится сход граждан (СГ). СГ правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

  СГ  осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования (МО), в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа МО. СГ может созываться главой МО самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

  Проведение  СГ обеспечивается главой МА. Участие  в СГ выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На СГ председательствует глава МО или иное лицо, избираемое СГ. Решение считается принятым, если за него проголосовало более  половины участников СГ. Решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

  Решения, принятые на СГ подлежат обязательному  исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные  лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на СГ, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

  СГ  может проводиться в целях  выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном  на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальное право"