Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ответы УРГЮА.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

39. Осуществление отдельных государственных  полномочий. Порядок контроля за  их осуществлением.

По вопросам осуществления  ОМСУ отдельных государственных  полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных ФЗ и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения НПА и осуществлять контроль за их исполнением.

Признанное в судебном порядке несоответствие ФЗ, законов  субъектов РФ, иных НПА РФ, предусматривающих  наделение ОМСУ отдельными государственными полномочиями, является основанием для  отказа от исполнения указанных полномочий.

ОМСУ несут ответственность  за осуществление отдельных государственных  полномочий в пределах выделенных  МО на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ОМСУ вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета  МО (на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии с ФЗ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена ФЗ.

ОМСУ вправе устанавливать  за счет средств бюджета МО дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий  граждан вне зависимости от наличия в ФЗ положений, устанавливающих указанное право.

Органы государственной  власти обязаны осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных  полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

ОМСУ и должностные лица МСУ обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

В случае выявления нарушений  требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Указанные предписания  могут быть обжалованы в судебном порядке.

40.Понятие и виды органов местного  самоуправления, их структура и  система.

ОМСУ - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом МО органы, осуществляющие функции публичной власти на территории МО. ОМСУ наделяются собственной компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной власти.

Структуру ОМСУ составляют:

представительный орган;

глава МО;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган МО;

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре ОМСУ представительного органа, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

ФЗ выделяет два вида ОМСУ. К первому относятся  выборные органы, образуемые в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ, уставами МО. Их наличие в МО является обязательным. Ко второму виду отнесены другие органы, образуемые в соответствии с уставами МО.

К выборным органам относится  представительный ОМСУ, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие и обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Представительный ОМСУ состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ. Представительный ОМСУ принимает решения в коллегиальном порядке.

В соответствии с ФЗ в  МО кроме представительного могут  формироваться иные ОМСУ. Их наименование, порядок формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами МО в соответствии с законами субъектов РФ. При этом устанавливается запрет на образование ОМСУ органами государственной власти и государственными должностными лицами.

41.Органы местного самоуправления  как юридические лица.

От имени  МО приобретать и осуществлять имущественные  и иные права и обязанности, выступать  в суде без доверенности могут  глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом МО.

ОМСУ, которые в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации  МСУ в РФ" и уставом МО наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми  для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с ФЗ.

ОМСУ не могут  быть участниками полных товариществ  и полными товарищами в товариществах  на вере. Они не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.

ОМСУ, как субъекты гражданского права, могут создавать муниципальные  предприятия и учреждения, участвовать  в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Основаниями для государственной  регистрации ОМСУ в качестве юридических  лиц являются устав МО и решение  о создании соответствующего ОМСУ с  правами юридического лица.

Основаниями для  государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа МО об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом МО.

Вместе с  тем законодатель установил, что в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек, в которых глава МО независимо от способа его избрания одновременно может быть председателем представительного органа поселения и главой местной администрации, представительный орган МО может не наделяться правами юридического лица.

42. Межмуниципальное сотрудничество: понятие, основные формы.

Вопросы местного значения, решаемые муниципальными образованиями, часто требуют совместной координации  усилий. Для этого МО могут создавать организации межмуниципального сотрудничества либо заключать соглашения (договоры) между собой, имеющие публично-правовой характер. Это так называемые правовые акты о сотрудничестве.

Законодательно МО предоставлено право на создание ассоциаций или союзов МО в каждом субъекте РФ.

В свою очередь, советы МО субъектов РФ могут образовывать единое общероссийское объединение МО, в которое должны входить советы МО не менее чем от двух третей всех субъектов Российской Федерации.

Советы и общероссийское объединение вправе действовать как юридические лица на правах некоммерческих организаций.

В настоящее время  такие союзы или ассоциации МО действуют практически во всех субъектах РФ. В качестве примеров таких ассоциаций можно привести: Ассоциацию МСУ Республики Карелия, Союз МО Сахалинской области, Союз МО Ульяновской области и др.

На общероссийском уровне действуют такие объединения  муниципальных образований, как  Конгресс Мо (учрежден 43 ассоциациями и союзами МО России), Союз российских городов, Союз малых городов России и др.

Целями таких ассоциаций и союзов МО являются: становление и развитие местного самоуправления как политического института и основы гражданского общества в России, создание условий для комплексного социально-экономического развития МО, координация взаимодействия муниципальных образований и их объединений с федеральными и региональными органами государственной власти для защиты интересов местного самоуправления, развитие межмуниципального сотрудничества.

При подготовке законопроектов, затрагивающих интересы МСУ, органы государственной власти должны запрашивать мнение ассоциаций и союзов муниципальных образований для учета интересов населения муниципальных образований. Вместе с тем советы не вправе вмешиваться в деятельность либо ограничивать деятельность муниципальных образований.

Помимо данных ассоциаций и союзов в РФ действуют специализированные ассоциации и союзы, такие, как Ассоциация ЗАТО; Союз развития наукоградов и др.

Договоры (соглашения) между МО о сотрудничестве могут заключаться как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления. Предметом подобных соглашений (договоров) могут быть решение конкретных проблем, затрагивающих интересы двух и более МО, объединение усилий для строительства какого-либо объекта, оказание друг другу определенной поддержки и иные предметы, вытекающие из вопросов местного значения.

Представительные органы МО для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Они могут также создавать автономные некоммерческие организации и фонды. При этом органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Так, к числу межмуниципальных хозяйственных обществ относится  Ассоциация сибирских и дальневосточных  городов (АСДГ), созданная для экономического взаимодействия городов Сибири и  Дальнего Востока, Союз городов Заполярья  и Крайнего Севера и др.

43.Место и роль представительного органа МО в системе МСУ: принципы организации и деятельности.

Представительный  орган – это выборный ОМСУ, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории МО.

В структуре ОМСУ МО ведущая роль принадлежит представительному органу. Представительный орган в своих решениях выражает волю граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования. Поэтому необходимы дополнительные меры по усилению представительной функции этого органа. На первый план должно выходить выражение представительным органом мнения избирателей, их социальных интересов, согласование усилий различных политических сил в муниципальных образованиях, формирование гражданской позиции населения. Представительный орган должен являться своего рода трибуной для выражения различных мнений представителями избирателей и для обсуждения жизненно важных вопросов муниципального образования.

Наименования представительных органов муниципальных образований различны. Чаще всего - Дума (городская, сельская или поселковая), Городское собрание.

Расходы на обеспечение  деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются  в местном бюджете отдельной  строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.

Управление и (или) распоряжение представительным органом МО или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа МО и депутатов.

Представительный орган  обладает правами юридического лица. Представительный орган МО имеет обособленное имущество, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права и обязанности, может быть истцом, ответчиком в судах, иметь печать, штамп, бланк с соответствующей символикой, счета в банковских и кредитных учреждениях.

 

44.Структура  представительного органа МО.

Закон от 6 октября 2003 г. установил, что организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО осуществляет глава МО, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

  В уставе МО важно четко закрепить внутреннюю организацию представительного органа, включающую его структурные подразделения: а) руководителей - главу МО или председателя представительного органа, заместителя (заместителей) руководителя представительного органа; б) комитеты и комиссии; в) территориальные депутатские группы; г) аппарат представительного органа.

Председатель  представительного органа. Председатель организует работу представительного органа; созывает его сессии (заседания); вносит на рассмотрение депутатов проект повестки дня сессии (заседания) органа; доводит до сведения депутатов, населения области информацию о времени и месте проведения сессии (заседания) и вопросах, выносимых на обсуждение депутатов; созывает внеочередные сессии (заседания) органа по собственной инициативе, либо по требованию группы депутатов количеством не менее одной трети от установленного числа депутатов, либо по требованию главы муниципального образования; ведет сессии (заседания) органа; ведает вопросами внутреннего распорядка органа; подписывает протоколы сессий (заседаний); в случае отмены или переноса сессии (заседания) оповещает депутатов с обязательным указанием причин отмены или переноса сессии (заседания); направляет для рассмотрения в соответствующие комитеты (комиссии) органа проекты решений; принимает решение о создании рабочих групп по подготовке проектов решений и иных нормативных правовых актов; решает вопросы распределения обязанностей между председателем и заместителями председателя; представляет орган во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, международными организациями; руководит работой аппарата, осуществляет наем и увольнение работников аппарата; от имени органа подписывает исковые заявления в судебные органы; открывает и закрывает расчетные (текущие) счета органа и является распорядителем по этим счетам; решает иные вопросы организации деятельности органа в соответствии с уставом и регламентом.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"