Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"
Глава МО является высшим должностным лицом МО и наделяется уставом МО собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наименование должности главы МО устанавливается в уставе МО (глава города, мэр, глава поселка и т.д.).
Уставом же определяется срок полномочий главы МО (от 2 до 5 лет) и порядок вступления в должность. Полномочия главы МО начинаются со дня его официального вступления в должность. Днем вступления в должность считается реализация дополнительных условий для занятия должности, например, принесение присяги (клятвы). Торжественная присяга приносится в срок, определяемый уставом, после официального опубликования итогов муниципальных выборов.
51.Компетенция главы МО.
Полномочия главы МО. Глава МО имеет следующие исключительные, т.е. только ему принадлежащие полномочия:
1) представляет МО в отношениях с ОМСУ других МО, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени МО;
2) подписывает
и обнародует в порядке,
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать
созыва внеочередного
Он может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом МО. Объем и содержание полномочий главы во многом зависят от набора вопросов местного значения соответствующего МО.
Глава МО издает постановления, распоряжения, приказы. НПА издаются главой, как правило, в форме постановлений, индивидуальные акты - в форме распоряжений, приказов. Приказы обычно принимаются по вопросам внутренней деятельности подведомственных главе ОМСУ.
Глава города: обеспечивает на территории города исполнение законодательства РФ и области, устава города, а также иных НПА ОМСУ; представляет город и ОМСУ внутри РФ и в международных отношениях, подписывает соответствующие договоры и соглашения. Глава участвует в заседаниях городского Совета депутатов; докладывает Совету депутатов о положении дел на территории МО, оказывает содействие в осуществлении своих полномочий депутатам и комиссиям городского Совета.
Глава возглавляет на принципе единоначалия администрацию города. Он принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе ОМСУ, обеспечивает организацию и проведение местных референдумов и выборов, обсуждение гражданами решений органов местного самоуправления, разрабатывает и представляет на утверждение городского Совета схему управления муниципальным образованием. Именно глава разрабатывает и утверждает структуру и штаты администрации города и поселковых администраций. Он утверждает положения об органах и структурных подразделениях администрации города; осуществляет руководство гражданской обороной, привлекает в случаях ЧС, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, пожаров сотрудников и имущество предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к устранению (ликвидации) их последствий, защите здоровья и жизни людей. Глава представляет населению МО и городскому Совету депутатов ежегодный отчет о деятельности администрации города; представляет и защищает интересы населения города, ОМСУ в суде, АС, в органах государственной власти и МСУ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством, уставом.
52.Прекращение полномочий главы МО: основания и порядок.
Срок полномочий главы МО, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом МО и не может быть менее 2 и более 5 лет. Срок полномочий главы МО, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа. Полномочия главы МО должны начинаться с момента его вступления в должность. Соответственно с этого момента должны прекращаться полномочия прежнего главы. Такой подход обеспечивает преемственность муниципальной власти.
В уставах МО
важно четко устанавливать
Полномочия главы МО могут быть прекращены досрочно в случае:
его смерти;
отставки по собственному желанию;
отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;
признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства;
прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в ОМСУ;
его отзыва избирателями;
установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы МО;
досрочного прекращения полномочий представительного органа МО, если глава МО был избран из состава данного органа;
утраты поселением статуса МО в связи с его объединением с городским округом;
увеличения численности избирателей МО более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ МО или объединения поселения с городским округом.
В случае досрочного прекращения полномочий главы МО его полномочия временно исполняет должностное лицо МСУ, определяемое в соответствии с уставом МО.
В случае досрочного прекращения полномочий главы МО, избранного на муниципальных выборах, досрочные выборы главы МО проводятся в сроки, установленные ФЗ.
53.Ограничения,
связанные с деятельностью
Глава МО, избранный на муниципальных выборах, не вправе:
быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания
РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, занимать иные государственные должности, государственные должности субъектов, государственной гражданской службы, муниципальные должности муниципальной службы;
исполнять полномочия депутата представительного органа МО или выборного должностного лица МСУ иного МО, за исключением случаев, установленных ФЗ.
Глава МО не вправе:
1) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в
ОМСУ МО, главой которого он является;
2) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и другое имущество, предназначенное только для служебной деятельности;
3) при осуществлении полномочий на постоянной основе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
4) получать гонорары за публикации и выступления в качестве главы МО;
5) получать от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным и областным законодательством вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных полномочий;
6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности ОМСУ МО с ОМСУ других МО, а также с органами государственной власти и ОМСУ иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
7) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено ФЗ, или, если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
8) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
9) образовывать в ОМСУ структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов;
10) участвовать
в качестве защитника или
Нарушение главой МО требований может являться основанием для отзыва избирателями главы МО, избранного на муниципальных выборах в порядке, предусмотренном уставом МО.
54.Контрольный орган МО: общая характеристика.
Контрольный орган МО – это ОМСУ, образуемый в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" (ст. 38) предполагает два варианта формирования контрольного органа МО. Этот орган формируется либо на муниципальных выборах, либо представительным органом в соответствии с уставом МО.
Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом МО, подлежат опубликованию (обнародованию). ОМСУ и должностные лица МСУ обязаны представлять в контрольный орган МО по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Органы бюджетно-финансового контроля МО осуществляют контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за исполнением местного бюджета, расходованием средств, выделенных местному из других бюджетов, а также за использованием объектов собственности муниципального образования. Наименование органов бюджетно-финансового контроля в муниципальных образованиях различно: контрольно-счетные палаты, контрольные палаты, счетные палаты, ревизионные комиссии и др.
Как правило, контрольный орган состоит из председателя контрольного органа и аудиторов.
В настоящее время активно идет процесс становления бюджетно-финансового контроля в муниципалитетах. И во многом от того, насколько подробно в уставах МО будут урегулированы контрольные полномочия органов бюджетно-финансового контроля, зависит эффективность всего бюджетного процесса на местном уровне.
55. Ответственность выборных лиц МСУ перед населением. Голосование по отзыву выборных лиц МСУ.
ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» устанавливает основания ответственности органов и должностных лиц МСУ перед населением: утрата доверия населения. Эта правовая категория – «утрата доверия населения» – является важнейшим элементом не только правовой доктрины местной, муниципальной демократии, но и народовластия в целом.
Закон не определяет порядка и условий ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ в результате утраты доверия: они устанавливаются в уставе МО.
Практика и муниципальное законодательство знают следующие правовые институты, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам МСУ: местный референдум; и отзыв. Через эти институты муниципальной демократии население выражает свою волю, свое отношение к выборному органу или должностному лицу МО.
В уставе МО могут быть закреплены основания и виды ответственности иных органов и должностных лиц МСУ, которые замещают свою должность по контракту либо по решению представительных органов местного самоуправления, выборного должностного лица МСУ.
Отзыв - это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на них избранных или назначенных должностных лиц.
Федеральный законодатель особо оговаривает, что основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Поэтому принятию решения о проведении голосования по отзыву должно предшествовать судебное установление фактов принятия соответствующих противоправных решений, совершения противоправных действий (бездействия).
Не могут служить основанием для отзыва депутата, главы муниципального образования, иных выборных должностных лиц факты невыполнения ими своих обязанностей, если они вызваны объективными, не зависящими от них причинами, а также несогласие избирателей с их политическими взглядами.