Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"
Принципы организации выборов. В числе принципов организации выборов организация - выборов избирательными комиссиями, независимыми от государственных, муниципальных органов, негосударственных объединений. Здесь же территориальный принцип, заключающийся в проведении выборов в рамках избирательных округов, участков.
Принципы правового положения граждан в сфере выборов. Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Всеобщность, равенство, прямые выборы, тайное голосование - фундаментальные принципы права избирать и быть избранными, в том числе и для местных выборов.
Рассмотрим эти цензы и ограничения.
1. Наличие гражданства РФ. До последнего времени иностранцы, лица без гражданства не вправе были участвовать в местных выборах, как и в любых иных выборах в РФ.
В настоящее время положение изменилось. В списки избирателей на выборах в ОМСУ, для участия в местном референдуме в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им ФЗ, законами субъектов Федерации включаются иностранные граждане, отвечающие иным избирательным цензам и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум. Допуская иностранцев к участию в местных выборах, российский законодатель использовал имеющийся опыт других стран.
Правом избирать и быть избранными на местных выборах обладают и те российские граждане, которые одновременно обладают гражданством другого государства (других государств). Данный вывод следует из предписания ч. 2 ст. 62 Конституции РФ. Следует оговориться, что двойное или множественное гражданство не является препятствием для деятельного участия в местных выборах, если их носители отвечают и иным ограничительным цензам, введенным законодателем.
Таким образом, из числа избирателей на местных выборах исключаются лица без гражданства, а также иностранные граждане тех государств, с которыми у РФ отсутствуют соответствующие договоренности.
2. Возрастной ценз. Федеральный законодатель, однозначно определяя условием обладания активным избирательным правом (право избирать) достижение 18-летнего возраста для выборов любого уровня, применительно к пассивному избирательному праву (право быть избранным) вводит лишь минимальные возрастные пределы, которые субъекты Федерации в своих законодательных актах, устанавливая нормы о возрасте для пассивного избирательного права, не могут превышать. Среди подобных норм содержится и норма, вводящая минимальный возрастной предел для кандидатов на должность глав муниципальных образований, депутатов местных представительных органов, - минимальный возраст кандидатов не может превышать в данном случае 21 года. Таким образом, субъекты РФ вправе устанавливать возраст для обладания правом избираться на должность главы муниципального образования, в представительные органы местного самоуправления, но этот возраст должен определяться в пределах от 18 лет до 21 года включительно и не может быть более 21 года. Установление максимального возраста кандидата не допускается.
3. Постоянное
или преимущественное
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях. Местом жительства могут выступать жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, специализированные дома (общежития, гостиницы, приюты, дома маневренного фонда, дома для одиноких и престарелых, дома-интернаты), иные жилые помещения.
4. Недееспособные граждане, признанные таковыми по суду, не могут участвовать в выборах. Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним устанавливается опека.
5. Лишаются избирательного права лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). К данной категории не относятся лица, подвергнутые административному аресту, в отношении которых избрана мера пресечения - заключение под стражу, в отношении которых вынесен обвинительный приговор суда либо не связанный с лишением свободы, либо предусматривающий лишение свободы, но на день голосования еще не вступивший в законную силу.
6. Не
могут регистрироваться в
7. Лицо, замещающее должность главы МО, досрочно прекратившее исполнение данных полномочий по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия населением либо отрешенное от указанной должности, не может быть выдвинуто кандидатом на выборах, назначенных в связи с названным обстоятельством. Очевидно, что на последующих выборах данного главы муниципального образования указанное лицо вновь обретает пассивное избирательное право.
Каких-либо иных цензов, очерчивающих границы принципа всеобщего избирательного права, федеральное законодательство не предусматривает. Поэтому практику их введения на местах необходимо рассматривать как незаконную. Среди необоснованно вводимых ограничений избирательного права: указание на необходимость обладания высшим образованием, многолетним опытом хозяйственно-управленческой деятельности для претендентов на должности глав МО и т.п.
60.Избирательная система: понятие, виды. Применение избирательных систем в МО.
«избирательная система» в широком смысле - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти; «избирательная система» в узком смысле - способ голосования и определения результатов выборов.
Теоретическое осмысление термина «муниципальная избирательная система» находится в стадии становления.
С учетом анализа положений избирательного и муниципального законодательства муниципальную избирательную систему следует определять, как совокупность средств и мер, создаваемых и используемых государством для организации публичной власти на местном уровне.
Мировой практике известны различные типы муниципальных избирательных систем: цензовые, куриальные (разрядная или классная), система множественных вотумов (плюральная), комбинированная, система пропорционального представительства. Важной особенностью современной российской системы выборов на местах являются принципы всеобщего избирательного права, тайного голосования, добровольности, которые пронизывают всю многоуровневую нормативно-правовую базу муниципальных выборов, начиная с конституционных установлений и заканчивая актами местного нормотворчества МО.
Основными субъектами
муниципальной избирательной
Конституция РФ и федеральное законодательство не содержат никаких ограничений в использовании вида избирательной системы при проведении муниципальных выборов. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных ее форм.
Важной особенностью современной избирательной системы является увеличение числа выборных ОМСУ, численности депутатского корпуса представительных органов МО, закрепление в федеральном законодательстве такой новой формы прямого волеизъявления, как голосование по вопросам изменения границ или преобразования МО.
Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в МО, определяется уставом МО. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в МО в зависимости от численности избирателей в МО, вида МО и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов (ст. 23).
Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избирательная система используется лишь в отдельных муниципальных образованиях.
Для большинства муниципальных образований наиболее приемлема мажоритарная избирательная система, так как на муниципальных выборах обычно малое количество кандидатов и соответственно данная избирательная система дает наименьшие искажения итогов голосования.
61.Особенности муниципального
Понятие муниципальных (
Муниципальные выборы - стадия формирования местной публичной власти. Они являются единственным способом формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, а также замещения должностей глав муниципальных образований. В уставах муниципальных образований круг должностных лиц местного аппарата власти, подлежащих избранию, может расширяться.
Выделим ряд характерных черт выборов.
1. Выборы - один из основных институтов прямой демократии, непосредственного волеизъявления жителей и принятия ими публичных кадровых решений.
2. Выборы выступают
не только в качестве формы
прямого волеизъявления
3. Выборы, с учетом изложенного выше, есть сфера соединения институтов прямой и представительной демократии. Однако их основу все-таки составляют институты прямой демократии и главный из них - непосредственное коллективное голосование избирателей. Применительно к тем же непрямым выборам органов местного самоуправления следует обратить внимание на то, что органы местного самоуправления, становящиеся субъектами выборов, сами избираются непосредственно гражданами. Это заставляет рассматривать непрямые выборы, осуществляемые органами местного самоуправления, как продолжение прямых выборов, в ходе которых формируются последние.
4. Выборы позволяют
жителям непосредственно
5. Выборы обеспечивают
"вторжение" общественного
мнения в будущую деятельность
избираемых органов и
6. По своим
масштабам, широте участия
7. Наконец, выборы
помогают укреплять
С учетом сказанного
муниципальные (местные) выборы, по смыслу
избирательного законодательства, - общемуниципальное
мероприятие, в ходе которого избиратели
муниципальных образований
Виды выборов. Выборы бывают очередные, дополнительные, досрочные, повторные.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением установленного законом срока полномочий представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования. Они назначаются таким образом, чтобы вновь избранные органы местного самоуправления в идеале смогли приступить к исполнению полномочий сразу после истечения срока полномочий у ранее избранных органов. Таким образом, главная целевая установка очередных выборов - обеспечение преемственности муниципальной власти.
Дополнительные выборы направлены на замещение вакантных депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления работающего созыва. Такая вакансия может образоваться после отзыва депутата, перехода его на работу, несовместимую с депутатским мандатом, по иным причинам. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по многомандатному округу, дополнительные выборы назначаются тогда, когда в округе оказываются замещенными 2/3 мандатов. Дополнительные выборы не проводятся тогда, когда до истечения срока полномочий представительного органа работающего созыва осталось менее одного года. Цель дополнительных выборов - обеспечение максимального уровня представительности муниципальной власти.