Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ответы УРГЮА.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Выделяют  следующие принципы:

1) принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий – текстуально закреплен в Конституции РФ. Он распространяется на все основы  МСУ и проявляется как правовая, организационная, экономическая и финансовая самостоятельность в решении вопросов местного значения;

2) сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (выражается в органической связи и взаимообусловленности осуществления местного самоуправления гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления);

3) неподчиненность одного МО другому МО в пределах своей компетенции;

4) обязательность наличия представительного ОМСУ в  МО либо осуществление его полномочий собранием (сходом) граждан;

5) приоритетная роль представительных ОМСУ в системе ОМСУ (их ведущая роль обусловлена тем, что представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть);

6) гласность деятельности по осуществлению МСУ;

7) обеспечение органами государственной власти МО минимальных местных бюджетов;

8) гарантированность государством минимальных государственных социальных стандартов по удовлетворению основных жизненных потребностей населения, обеспечение которых отнесено к ведению муниципальных образований;

9) государственные гарантии и поддержка МСУ;

10) принцип субсидиарности, взаимодействия и сотрудничества органов местного самоуправления с органами государственной власти в обеспечении жизнедеятельности населения основывается на единстве источника их власти, на единстве во многом целей, задач и функций, на взаимной ответственности за соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, за создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В зарубежных странах принципы местного самоуправления не представляют собой застывшую догму и достаточно мобильно изменяются в соответствии с развитием общества и государства. Тенденциями развития современных принципов местного самоуправления в зарубежных странах следует считать взаимопроникновение идей или принципов из различных теорий и моделей местного самоуправления и универсализацию принципов местного самоуправления на базе международно-правовых актов.

Таким образом, в муниципальном  праве  сложились  различные  понимания гарантий местного самоуправления:

1. Гарантии понимаются  как реально существующие условия  и средства, обеспечивающие реализацию  местного самоуправления.     

2. Как  совокупность  правовых  норм,  гарантирующих   осуществление           местного самоуправления.

3. Гарантии местного  самоуправления рассматриваются  в  первых  двух смыслах сообща, это точка зрения большинства.

В отношении классификации  можно сказать, что  практически  все  авторы базируются на предметном критерии и выделяют: политические,  экономические, социальные, правовые и т.д. гарантии.

Черты:

1) самостоятельное решение вопросов местного значения;

2) ОМСУ не входят в систему органов государственной власти;

3) ОМСУ не относятся ни к одной ветви власти;

4) население самостоятельно формирует ОМСУ.

Принципы ОМСУ:

1)Принцип  самостоятельности:

  • Население самостоятельно формирует ОМСУ;
  • Самостоятельно решает вопросы местного значения;
  • Экономическая самостоятельность заключается в правовой собственности (владеть, пользоваться, распоряжаться) муниципальным имуществом, т.е. сдавать в аренду, покупать;

2)Принцип  народовластия: население участвует в решении основных вопросов формирования ОМСУ, выбирает глав муниципальных образований, решает территориальные вопросы;

3)Принцип  социальной справедливости: распределение доходов среди малоимущих слоев населения, позволяющие достойно жить;

4)Принцип  демократизма: референдумы, свободные выборы;

5)Принцип  верховенства закона: НПА муниципальных образований должны соответствовать КРФ;

6)Принцип  законности: заключается в том, что ОМСУ и органы государственной власти равны перед законом;

7)Принцип  гласности: через СМИ публикуется деятельность органов государственной власти;

8)Принцип  плановости: бюджет МО рассчитывается на определенный срок и расходуется с соответствии с целевыми программами по целевому назначению;

9)Принцип  объективности: т.е. разрабатывая целевые программы должны объективно смотреть на жизнь.

 

24.Административно-территориальное  и муниципально-территориальное устройство: понятие, соотношение.

Административно-территориальное  деление. Такое деление относится  к компетенции субъектов РФ, за исключением наименования административно-территориальных  единиц, большинства населенных пунктов, организации закрытых административно-территориальных  образований (ЗАТО). Эти вопросы территориального устройства относятся к компетенции РФ.

Административно-территориальное  деление - разделение территории субъекта Федерации на административно-территориальные единицы, населенные пункты для упорядоченного осуществления на его территории функций государственного управления, МСУ, общественно-политической жизни в интересах граждан всей РФ, жителей данного субъекта РФ, его отдельных территориальных единиц и населенных пунктов. В отличие от данного деления устройство территорий МО преследует лишь цель упорядочения осуществления МСУ. От административно-территориального деления следует отличать также деление территории, классификацию населенных пунктов для нужд градостроительной деятельности.

Административно-территориальная единица - внутренняя часть территории субъекта Федерации в установленных границах, имеющая свое наименование, постоянный центр, характеризующаяся единством, непрерывностью, включающая, как правило, один или несколько населенных пунктов, выделяемая с целью комплексного решения на ней всех тех государственных и местных задач, что необходимы для обеспечения жизнедеятельности местного населения, населения субъекта Федерации, страны.

Населенный  пункт - место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности, отдыха и сосредоточивающее в определенной черте жилье, административные и хозяйственные постройки.

Наиболее  распространенными видами административно-территориальных  единиц являются районы (уезды), сельсоветы (сельские округа, волости). Виды населенных пунктов - села, деревни, станицы, сельские, дачные, курортные, пригородные поселки, поселки городского типа, города, районы в городах. Законодательство об административно-территориальном устройстве содержит собственные критерии их выделения, отнесения населенных пунктов к той или иной группе. Очевидно, что терминологическое обозначение административно-территориальных единиц, населенных пунктов перекликается с терминологическим обозначением муниципальных образований. Есть административный район и муниципальный район, село, город как населенные пункты и сельское, городское поселения как муниципальные образования. Поэтому важно уяснить соотношение административно-территориального деления и территориальной организации местного самоуправления.

Соотношение административно-территориальных  единиц, населенных пунктов и МО. При первом подходе субъекты Федерации использовали совмещение административно-территориального деления и территорий муниципальных образований, когда административно-территориальные единицы и муниципальные образования отождествлялись. Такой подход имел место, Н., в Пермской, Челябинской областях. В соответствии с ним при определении административно-территориальной единицы обязательным ее признаком называлось наличие органов местного самоуправления.

Второй подход связан с относительным обособлением административно-территориальных и  муниципальных образований в  пределах единого административно-территориального устройства субъекта Федерации. Указанная  концепция была использована в Законе "Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области". Ее суть: административно-территориальными образованиями в области являются районы и административные округа в составе районов, а муниципальными образованиями - городские и сельские поселения, волости, принявшие уставы муниципальных образований. В административно-территориальных единицах осуществляется государственное управление территориальными органами государственного управления области, а в муниципальных образованиях - местное самоуправление органами местного самоуправления. Названный Закон допускал, что в случае объединения поселений в границах района в единое муниципальное образование государственное управление в границах районов может осуществляться органами местного самоуправления, на которые областным законом возлагается исполнение отдельных государственных полномочий (ч. 2 ст. 6).

Третий подход заключается в юридическом разведении административно-территориального и  муниципально-территориального деления. Он выражается в рассмотрении любых административно-территориальных единиц и населенных пунктов как государственных образований, служащих в определенных случаях базой для складывания муниципальных образований. При этом административно-территориальные единицы и муниципальные образования как бы разводятся по степени их универсальности: первые - пространственная форма решения государственных задач; вторые - пространственная форма решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий. Разведение административно-территориального и муниципально-территориального деления предусматривалось в Законах Свердловской области "Об административно-территориальном устройстве Свердловской области", "О порядке образования, преобразования и упразднения муниципальных образований в Свердловской области", "О территориях и границах муниципальных образований в Свердловской области".

Закон от 6 октября 2003 г. не отождествляет территориальную  организацию местного самоуправления и административно-территориальное  деление. Городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа территориально могут не совпадать с населенными пунктами, административными районами, сельсоветами, сельскими округами. В границах административного района, допустим, могут действовать два муниципальных района или муниципальный район и городской округ. Если же, например, городское поселение как муниципальное образование совпадает с территорией города как населенного пункта, то изменение границ городского поселения как муниципального образования не означает обязательного изменения границ города и наоборот. Аналогичным образом при совпадении границ муниципального и административного района изменение границ муниципального района не меняет границ административного района, а изменение границ административного района не меняет границ муниципального района.

В то же время  Закон от 6 октября 2003 г. не отрывает полностью территориальную организацию  местного самоуправления от административно-территориального деления. Территории тех же городских, сельских поселений как муниципальных образований выделяются не произвольно, а с учетом особенностей населенных пунктов, их границ. Так, Закон устанавливает, что в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта.

Территориальная основа местного самоуправления представляет собой муниципально-территориальное устройство, которое включает в себя муниципально-территориальное деление и муниципально-территориальный процесс.

Муниципально-территориальное  деление – разделение территории субъекта  РФ на МО для упорядоченного осуществления на их территории местного самоуправления.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение - городское или сельское поселение.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные или иные органы местного самоуправления.

Сельское  поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные ОМСУ, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые ОМСУ ФЗи законами субъектов РФ.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и ОМСУ которого осуществляют полномочия по решению установленных ФЗ № 131 вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые ОМСУ ФЗ и законами субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"