Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ответы УРГЮА.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Сильная сторона  Закона от 6 октября 2003 г. - допущение, пусть  и минимальное, выбора населением разных моделей формирования и организации  местной власти. До сего времени  доминировала одна модель, включающая представительный орган местного самоуправления и, как правило, главу муниципального образования. Теперь предусмотрены разные схемы формирования (выборов) органов местного самоуправления, в том числе вариант косвенных выборов представительного органа местного самоуправления муниципального района.

 

20.Понятие  и юридически значимые признаки  местного самоуправления.

МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Под МСУ понимается право и реальная способность ОМСУ регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона под свою ответственность в интересах местного населения.

Самостоятельная и под свою ответственность активность. Самостоятельная активность - осуществляемая людьми по своей воле и в своем интересе.

В правоведении принято различать положительную  и негативную ответственность. Положительная  ответственность - это понимание  важности своих действий для общества, стремление и желание выполнить  их как можно лучше, эффективнее, быстрее, надлежащее осуществление своей социальной роли. В правовой сфере она связана с социально-правовой активностью, проявлением инициативы при реализации правовых предписаний. Негативная ответственность связана не с собственным сознанием личности, а с внешним воздействием на нее со стороны общества, государства, иных лиц. Ее суть - возложение на индивидов обязанности претерпевать лишения за совершенные ими правонарушения.

Конечно, законодатель, говоря об ответственности населения, имеет в виду ответственность положительную. Деятельность под свою ответственность - это не обязанность населения претерпевать коллективные лишения, применяемые государством, а обязанность деятельно осуществлять собственные самоуправленческие права, полномочия. Правда, ответственное самоуправление предполагает, что в случае ненадлежащего осуществления гражданами своих прав вытекающие отсюда неблагоприятные социально-экономические, политические, т.п. последствия ложатся на население и могут государством не компенсироваться.

Активность, признаваемая и гарантируемая Конституцией. Признаваемая активность - осуществляемая людьми как их естественное социальное притязание в одностороннем порядке независимо от ее правового допущения. Государство с помощью правовых средств лишь упорядочивает, оформляет самоуправленческую активность местного населения, не учреждая ее. Конституция как бы говорит, что законодатель по своему усмотрению не вправе вводить или упразднять местное самоуправление. Задача законодателя, таким образом, ограничивается творческой конкретизацией разбираемого института. Отсюда местное самоуправление осуществляется населением по его собственному праву, а не по праву государства.

Гарантируемая активность - подкрепляемая, защищаемая государством с помощью ряда мер, прежде всего, тех, что предусмотрены конституционно. Имеется в виду законодательное, материальное, организационное, методическое, тому подобное содействие местному населению, органам местного самоуправления со стороны государства. МСУ как праву населения корреспондирует обязанность государства, его органов обеспечивать условия для его деятельного осуществления.

Содержание МСУ. Его составляют вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, решение которых в соответствии с законодательством осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Таким образом, вопросы местного значения - это совокупность дел, во-первых, нацеленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности местных сообществ жителей и, во-вторых, решаемых самими этими сообществами самостоятельно или предрасположенных к такому решению, пусть и посредством публичного управления, разделяющего управляющих и управляемых. Круг вопросов местного значения очерчен в гл. 3 Закона от 6 октября 2003 г.

Пространственные  рамки МСУ. Такие рамки законодатель устанавливает с помощью категории "муниципальное образование".

МО - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Отличительные признаки МО: а) осуществление в его рамках местного самоуправления; б) обособленная муниципальная собственность; в) местный бюджет; г) наличие органов местного самоуправления (представительного, исполнительно-распорядительного, главы муниципального образования); д) населенная территория; е) устав муниципального образования, зарегистрированный в установленном законодательством порядке.

Субъектный  состав местного самоуправления. Для формализации субъектного состава МСУ законодатель использует двухуровневую модель. К первому уровню он относит население соответствующих муниципальных образований. Следовательно, основой управленческой деятельности являются воля и интересы местных сообществ, то, что объединяет отдельных жителей в единый территориальный коллектив. При этом под едиными интересами жителей следует понимать органичный сплав индивидуальных и групповых интересов, складывающихся на местах. Таким единым интересом, например, выступают энергетические, транспортные, жилищно-коммунальные, торговые сети, рынок труда и капитала, учреждения образования и здравоохранения, обеспечивающие удобное жительство и эффективное взаимодействие людей во всех сферах их жизнедеятельности.

Второй уровень  составляют отдельные жители, иные непосредственно изъявляющие свою волю субъекты по отношению к общемуниципальным интересам. Это, конечно, и органы местного самоуправления. Общие запросы жителей выявляются в процессе их взаимодействия, задавая программу деятельности ОМСУ. Последние в правовой сфере выступают правопредставителями своих местных сообществ. Однако отдельные жители по отношению к собственным интересам (не интересам местного населения в целом) должны рассматриваться как первичные субъекты самоуправления.

Черты:

1) самостоятельное решение вопросов местного значения;

2) ОМСУ не входят в систему органов государственной власти;

3) ОМСУ не относятся ни к одной ветви власти;

4) население самостоятельно формирует ОМСУ.

Принципы ОМСУ:

1)Принцип  самостоятельности:

  • Население самостоятельно формирует ОМСУ;
  • Самостоятельно решает вопросы местного значения;
  • Экономическая самостоятельность заключается в правовой собственности (владеть, пользоваться, распоряжаться) муниципальным имуществом, т.е. сдавать в аренду, покупать;

2)Принцип  народовластия: население участвует в решении основных вопросов формирования ОМСУ, выбирает глав муниципальных образований, решает территориальные вопросы;

3)Принцип  социальной справедливости: распределение доходов среди малоимущих слоев населения, позволяющие достойно жить;

4)Принцип  демократизма: референдумы, свободные выборы;

5)Принцип  верховенства закона: НПА муниципальных образований должны соответствовать КРФ;

6)Принцип  законности: заключается в том, что ОМСУ и органы государственной власти равны перед законом;

7)Принцип гласности: через СМИ публикуется деятельность органов государственной власти;

8)Принцип плановости: бюджет МО рассчитывается на определенный срок и расходуется с соответствии с целевыми программами по целевому назначению;

9)Принцип объективности: т.е. разрабатывая целевые программы должны объективно смотреть на жизнь.

 

21.МСУ   как форма осуществления публичной  власти.

В настоящее время  российское общество решает задачи проведения широкого круга реформ во всех сферах жизни. На повестке дня стоит задача сформировать современное гражданское общество и построить правовое государство. Успешная реализация названных задач будет зависеть от совокупности различных факторов и, в первую очередь, от участия в этих процессах граждан РФ. Одним из главных условий стабильного развития гражданского общества и правового государства в России является активное участие граждан в общественно-политических процессах, в том числе и на муниципальном уровне.

Конституция России устанавливает, что в РФ признается и гарантируется МСУ. МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно. ОМСУ не входят в систему органов государственной власти (ст. 12). Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ. Местное самоуправление - это также и деятельность местных сообществ, и сформированных ими органов по самостоятельному и под свою ответственность решению вопросов местного значения, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Границы такой деятельности определяются Конституцией и законами государства.

В части 1 ст. 1 ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" конституционное положение о том, что в РФ признается и гарантируется МСУ дополнено также императивным указанием на то, что МСУ и осуществляется на всей территории РФ. То есть осуществление МСУ является не правом, а обязанностью соответствующих местных сообществ. Это вытекает и из характеристики МСУ как формы осуществления народом своей власти. Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В РФ народ осуществляет свою власть посредством органов публичной власти трех уровней - федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и ОМСУ. Именно местная (муниципальная) власть является ближайшим уровнем публичной власти к гражданину.

При этом население, даже по своей воле, не вправе упразднять местное самоуправление. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 ноября 2000 г. указал, что как само муниципальное образование, так и право проживающих на его территории граждан на осуществление местного самоуправления возникает на основе Конституции РФ и закона, а не на основании волеизъявления населения МО. Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ положения ряда законов Курской области, в которых предусматривалась возможность для населения муниципального образования посредством проведения референдума отказаться от реализации права на организацию МСУ, поскольку тем самым допускалось прекращение осуществления МСУ на территории субъекта РФ.

Граждане  РФ осуществляют МСУ посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. При этом в ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ" установлено, что иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории МО, обладают при осуществлении МСУ правами в соответствии с международными договорами РФ и ФЗ.

Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Как и другие права  граждан, права на осуществление МСУ, установленные Конституцией РФ и ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ", могут быть ограничены исключительно ФЗ. И сделано это может быть только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 

22.Субъект  и объект местного самоуправления: понятие, виды, особенности

Муниципально-правовые отношения - это те урегулированные нормами права общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления.

В муниципально-правовых отношениях:

участвует определенный круг лиц, на которых в тот или  иной момент распространяется действие соответствующих муниципально-правовых норм;

регламентируется конкретное поведение участников этих отношений;

обеспечиваются субъективные права и юридические обязанности в области местного самоуправления посредством специальных юридических средств.

Важнейшим элементом  муниципально-правового отношения  являются его участники-субъекты. Субъектами муниципально-правовых отношений являются лица, участвующие в муниципально-правовых отношениях, и являющиеся носителями прав и обязанностей в сфере местного самоуправления.

Субъектами  муниципального права (участниками  муниципально-правовых отношений) являются: население МО; граждане РФ, а также граждане, имеющие иное гражданство или лица без гражданства; органы и должностные лица местного самоуправления; государство и отдельные государственные органы (МО, РФ, субъекты Федерации, федеральные и региональные органы государственной власти); юридические лица.

Объект=субъект=население

 

23.Принципы  и гарантии осуществления местного  самоуправления.

Принципы местного самоуправления – предусмотренные ФЗ требования (условия), определяющие природу МСУ, его место и роль в системе народовластия, основания и порядок формирования и деятельности ОМСУ, юридические механизмы и гарантии реализации права граждан на местное самоуправление. Таковыми являются: гарантированность местного самоуправления, его самостоятельность в решении вопросов местного значения; многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность органов местного самоуправления перед населением; их выборность, открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"