Шпаргалка по "Муниципальному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:01, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Муниципальное право"

Файлы: 1 файл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО ответы УРГЮА.doc

— 800.50 Кб (Скачать)

Источник  муниципального права - это внешняя форма выражения муниципально-правовой нормы, представляющий собой нормативный правовой акт содержащий муниципально-правовые нормы.

Источник права - внешняя форма выражения и существования правовых норм.

Выделяют  следующие формы проявления источников муниципального права:

а) нормативно-правовые акты, в том числе международно-правового  характера;

- Конституция РФ. Она  содержит нормы, закрепляющие  исходные начала и принципы  организации местного самоуправления, гарантии прав местного самоуправления.

- Не следует забывать  о приоритете международно-правовых  актов. Особое место в этом  ряду занимает Европейская хартия МСУ.

- ФЗ. Важнейшим источником муниципального права является ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 28 августа 1995 г.

- Указы Президента  РФ, постановления Правительства  РФ, содержащие муниципально-правовые  нормы.

- Постановления палат  Федерального Собрания РФ.

НПА федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы муниципального права.

- Постановления Конституционного  Суда РФ.

б) правовые (муниципальные) обычаи: составляют нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ. Это конституции республик, уставы других субъектов РФ, законы субъектов о МСУ, о выборах в ОМСУ.

в) нормативные  договоры: входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения МО, ОМСУ и должностными лицами МСУ.

г) юридические (судебные, административные) прецеденты.

Виды правовых актов МО:

1) устав МО;

2) регламент представительного ОМСУ, в котором определяется порядок работы представительного ОМСУ, его депутатских образований и внутренних органов (депутатских групп, комиссий, комитетов и т.п.);

3) решение как акт коллегиального (как правило, представительного) ОМСУ, который носит общий, в том числе нормативный, характер;

4) постановление - акт главы МО (главы администрации), имеющий, как правило, нормативный характер;

5) распоряжение - акт главы МО (главы администрации) - издается по оперативным и другим текущим вопросам и имеет ненормативный характер;

6) положение - правовой акт, в котором систематизируются нормы статусного или тематического содержания (утверждается решением представительного ОМСУ или постановлением главы МО - главы администрации);

7) приказы и инструкции, акты отраслевых, межотраслевых, территориальных органов местной администрации, содержащие ненормативные положения оперативно-распорядительного характера;

8) заявления, резолюции, обращения  и другие акты представительного  ОМСУ (имеют ненормативный характер и связаны с оценкой представительным органом тех или иных событий и фактов, определением отношения к ним).

 

5. Конституция  РФ как источник муниципального  права

Особую роль в регламентации местного самоуправления играет Конституция РФ. В литературе высказываются мнения о том, что, с сугубо теоретической точки зрения, в Конституции можно было бы и не определять общий статус МСУ, достаточно было признать, что государство гарантирует местное самоуправление. Однако в связи с тем, что МСУ в России в современных условиях устанавливается сверху, необходимы были достаточные конституционные гарантии его утверждения и развития. Это обстоятельство обусловило закрепление в ст. ст. 12, 130 - 132 Конституции РФ общей модели МСУ. Данная причина не единственная. Новое конституционное законодательство наделило широкими полномочиями в сфере МСУ субъекты РФ. Отсюда необходимость закрепления в российской Конституции модельной конструкции МСУ, являющейся базовой для субъектов РФ.

Таким образом, в основе иерархии муниципального законодательства находится Конституция РФ. В ее нормах МСУ характеризуется как одна из основ конституционного строя страны, форма народовластия, они закрепляют негосударственный, но властно-публичный статус ОМСУ. Конституция распространяет на МСУ республиканскую организацию аппарата власти, но выводит его из сферы действия принципа разделения власти, учреждает институт муниципальной собственности, указывая, что муниципальная собственность признается и защищается наравне с частной, государственной, иными формами собственности (гл. 1). В ней определено, что МСУ призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Население осуществляет местное самоуправление непосредственно (с помощью форм прямой демократии), а также через ОМСУ. ОМСУ, согласно Конституции РФ, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Конституция предусматривает необходимость гарантий учета мнения населения при изменении границ МСУ, самостоятельного определения населением структуры ОМСУ. Конституция предусматривает возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, судебную защиту МСУ, обязательность компенсации дополнительных расходов местного самоуправления, возникших в связи с решениями государственных органов, запрет на ограничение прав МСУ, установленных самой Конституцией и ФЗ.

 

6. Федеральное  законодательство как источник муниципального права.

Законодательство - совокупность связанных между собой законов, иных НПА, нормативных договоров (международных и внутригосударственных), правовых позиций конституционных (уставных) судов. Связи между составляющими законодательство актами сложны и многообразны. С их учетом в законодательстве выделяют ряд его внутренних структур, в частности, иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную), федеративную и комплексную.

Иногда законодательство сводят только к системе законов, обращая внимание на их особый статус в среде иных правовых актов.

Иерархическая (вертикальная) структура. В ней правовые акты размещаются в зависимости от их юридической силы. Наивысшей юридической силой обладает Конституция РФ. За ней идут законы РФ о поправках к Конституции РФ, международные (межгосударственные) договоры РФ. Далее, по принципу убывания юридической силы, следуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы РФ, РСФСР, законы Союза ССР, подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти, конституции, уставы субъектов Федерации, законы субъектов Федерации, подзаконные акты исполнительных органов власти субъектов РФ, уставы МО, акты ОМСУ.

Правовые позиции  конституционных (уставных) судов по своей юридической силе, видимо, должны приравниваться к нормам конституций, уставов, смысл которых в них  раскрывается.

Отраслевая (горизонтальная) структура. В ней правовые акты объединяются в зависимости от особенностей предмета и метода правового регулирования.

Федеративная  структура отражает форму государственного устройства страны и делит между собой акты разных уровней власти (федеральные акты, акты субъектов Федерации, муниципальные акты). Именно федеративная структура отражает разграничение предметов ведения и полномочий между РФ, субъектами РФ, МО.

Комплексная структура законодательства. Главный критерий ее формирования - наличие разнородных, но единых предметов правового регулирования, требующих целостного воздействия на них актов разной юридической силы, разных отраслей законодательства, разных уровней власти. В комплексной структуре законодательства выделяют, например, природоохранительное, транспортное законодательство, законодательство о молодежи, ветеранах, женщинах.

Классификатор правовых актов  отражает по преимуществу отраслевую и комплексную структуру законодательства. Его рубрики выделяются на основе особенностей отдельных сфер жизни (хозяйственная деятельность, образование, наука, здравоохранение, оборона), средств регулирования (информация, финансы, индивидуальные правовые акты), объектов правового регулирования (природные ресурсы), правовых режимов (гражданское, административное, уголовное право).

Статусная структура  законодательства. Наряду с иерархической, отраслевой, федеративной, комплексной  структурами необходимо выделить статусную  структуру. Она строится на обособлении  нормативных правовых актов (их структурных  фрагментов), нацеленных на закрепление статуса отдельных субъектов права. Статусное членение не предполагает разделение всего массива актов национального законодательства на отдельные группы без остатка, когда конкретный нормативный правовой акт входит только в какую-то одну группу. Оно дополняет иные способы структурирования, позволяющие решить эту задачу. Статусная структура акцентирует внимание на правовом положении разных субъектов права.

Именно  в рамках статусной структуры  законодательства выделяется законодательство о местном самоуправлении (муниципальное законодательство).

Муниципальное законодательство не вписывается в федеративную структуру  законодательства, поскольку включает множество видов актов, исходящих  от разных правотворческих органов. Нормативные акты в сфере МСУ вправе принимать и РФ, и ее субъекты, и МО. Акты муниципального законодательства не вписываются в иерархическую структуру в качестве какого-то одного ее звена, поскольку разнородны по своей юридической силе. Муниципальное законодательство затруднительно рассматривать и как элемент отраслевой структуры законодательства. Оно призвано обеспечить самостоятельный публично-правовой статус местных сообществ жителей во всех сферах их жизнедеятельности. Следовательно, муниципальное законодательство должно вбирать в себя акты большинства традиционно выделяемых отраслей российского законодательства.

Муниципальное законодательство можно было бы рассматривать в  качестве элемента комплексной структуры  законодательства, если бы не разнородность  регулируемых им отношений и не значительное число федеральных и региональных законодательных актов, выступающих системообразующими для статуса МО. Муниципальное законодательство вбирает нормы большинства отраслей российского права.

Внутреннее структурирование муниципального законодательства. Его целесообразно проводить с учетом критериев всех вышеназванных структур законодательства. Муниципальное законодательство основано на началах иерархии, отраслевой дифференциации, разделения правотворческих полномочий между разными органами. Так, отраслевая и комплексная структуры способны показать, в каких сферах и какими правовыми возможностями обладают те или иные субъекты муниципального правотворчества. Полномочия МО, их ОМСУ содержат многие рубрики Классификатора правовых актов, имеющие отраслевую или комплексную природу. Это рубрики о муниципальной собственности, приватизации муниципального имущества, включении МО в гражданский оборот, муниципальном жилищном фонде, его приватизации, коммунальном хозяйстве, регулировании труда (службы) муниципальных служащих, местных бюджетах, налогах и сборах, городском транспорте.

Иерархическая и федеративная структуры в рамках муниципального законодательства помогают увидеть  и при необходимости формально  закрепить иерархию в среде тех  актов, которые определяют статус МО, ОМСУ, муниципальных организаций, местного населения, а также правотворческие возможности принимающих их органов.

 

7. Законодательство  субъектов РФ как источник  муниципального права.

К полномочиям  органов государственной власти субъектов Федерации относятся: правовое регулирование вопросов организации МСУ в субъектах РФ; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области МСУ в случаях и порядке, установленных ФЗ; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц  МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов по предметам совместного ведения; правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности ОМСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми ОМСУ наделены законами субъектов РФ.

В основе законодательства о МСУ субъектов Федерации, строящегося  на фундаменте общероссийского законодательства, лежат нормы конституций республик в составе России, уставов других субъектов, посвященные регулированию МСУ. На их базе принимаются законодательные акты субъектов Федерации: комплексные (о МСУ), специализированные (о порядке выборов органов и должностных лиц МСУ, о порядке образования, преобразования и упразднения МО и др.).

 

8. Муниципальные  правовые акты как источник  муниципального права: понятие,  система, особенности принятия.

Муниципальный правовой акт представляет собой  решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных ОМСУ ФЗ, законами субъектов РФ, принятое населением МО непосредственно, ОМСУ и (или) должностным лицом МСУ, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории МО, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, как официальные письменные документы, могут быть нормативными и ненормативными (индивидуальными).

НПА – это принятый (изданный) в определенном порядке официальный письменный документ, выражающий волеизъявление населения (избирателей), полномочного ОМСУ, должностного лица МСУ по установлению, изменению или отмене норм права - общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение и адресованных неопределенному кругу лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Муниципальному праву"