Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:04, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Такое планирование поэтому скорее сосредотачивается на повышении результативности со временем, его цель максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.
Планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько этапов или стадий, основное назначение которых состоит в следующем:
Общие принципы планирования сформулированы А. Файолем.
Общеэкономические принципы:
Принципы участия и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новом методе интерактивного планирования.
Принцип участия показывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он предполагает, что никто не может планировать эффективно для кого-то другого. Лучше планировать для себя - неважно насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно насколько хорошо. Смысл этого: увеличить свои желания и способности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При этом главная задача профессиональных плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими для себя.
Принцип холизма состоит из двух частей: координация и интеграция. Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать эффективно, если ее выполнять независимо от остальных объектов данного уровня, а возникшие проблемы необходимо решать совместно.
Методы планирования
Расчетно-аналитический
метод основан на расчленении
выполняемых работ и
Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде.
26. Виды показателей в планировании, характеристика.
Планирование и оценка деятельности предприятия осуществляется с помощью оценки показателей. Они определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряжённость плана и эффективность его выполнения.
Показатели могут быть:
Утверждаемые (или директивные) и расчётные.
Количество директивных показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности.
Расчётные показатели - показатели, которые рассчитываются самим предприятием.
Качественные и количественные.
Качественные показатели характеризуют работу предприятия:
а) показатели качества продукции;
б) показатели использования всех ресурсов.
Количественные показатели - абсолютные, объёмные значения отдельных показателей:
а) объём реализации;
б) численность рабочих;
в) фонд оплаты труда;
г) валовая прибыль и др.
На их основе рассчитываются качественные показатели.
Соотносимость показателей планирования представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО ВИДАМ ПЛАНИРОВАНИЯ
стратегическое | долгосрочное | текущее | оперативно-календарное |
Наименование продукта | Перечень важнейшей номенклатуры продукции | Перечень и количество всей номенклатуры | детальный перечень и количество всей номенклатуры |
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат, в рублях | Сумма расходования ресурсов по видам | Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре реализуемой продукции | Нормы расходования ресурсов по видам |
Ориентировочные сроки исполнения | Календарные сроки исполнения | Точно установленные сроки исполнения | Почасовые и суточные графики исполнения |
Ответственные исполнители, без указания соисполнителей | Ответственные исполнители и соисполнители по видам работ | Подробный перечень исполнителей по этапам, видам и номенклатуре продукции | детальное распределение работ среди исполнителей |
Эффективность достижения цели, окупаемость затрат | Превышение дохода над расходами | Сумма чистого дохода | Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции |
В рыночных
отношениях предприятий действует
целая система взаимосвязанных
планово-экономических
В условиях рынка, как известно, главными конечными результатами выступают финансовые показатели, определяющие общую сумму прибыли или дохода предприятия. На величину конечных финансовых результатов воздействуют многие производственные, трудовые, социальные, экономические и иные промежуточные показатели. В соответствии с существующей отечественной теорией и практикой планирования все основные показатели принято группировать по таким направлениям деятельности предприятия, как производство и освоение новой продукции, труд и социальное развитие, материально-техническое обеспечение, инвестирование, финансы, реклама, кредитование и др. Каждый из названных плановых показателей является не только промежуточным с точки зрения финансовых результатов, но и конечным для своей стадии производства или функции планирования. При наличии четкого взаимодействия между исходными, промежуточными и конечными результатами в планово-производственной деятельности предприятий и фирм можно говорить и о существующих экономических механизмах, явлениях и процессах.
Между нормами и планами на всех предприятиях и фирмах в условиях рынка существует весьма прочный механизм взаимодействия. Зарубежный опыт передовых рыночных отношений учит, что все экономические явления, объединенные в однородные группы, бывают тесно связаны между собой. Вполне очевидно, что приобрести на рынке можно лишь то, что уже было кем-то предварительно произведено.
При внутрифирменном планировании необходимо наиболее полно учитывать существование самых разных экономических механизмов и их взаимодействие в современных рыночных отношениях.
В практике рыночного планирования необходимо полнее использовать механизмы взаимодействия всех плановых показателей с конечными результатами для достижения экономии ограниченных ресурсов и роста эффективности производства. Для этого необходимо прежде всего применять научно обоснованные нормы расхода всех ресурсов, в первую очередь затрат рабочей силы, предметов труда и средств труда. Такие прогрессивные нормативы служат основой разработки всех показателей комплексного плана социально-экономического развития предприятия и составления бизнес-плана реализации продукции.
Таким образом, в современных рыночных условиях на предприятиях торговли должны применяться различные по содержанию и назначению плановые нормы и показатели. На государственных и муниципальных предприятиях могут быть использованы как свободные либо расчетные рыночные показатели, так и утверждаемые либо обязательные планы-заказы или государственные (муниципальные) заказы-наряды.