Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многих социальных вопросов. Естественные монополии – это стратегически важные отрасли, они обеспечивают единое экономическое, территориальное и оборонное пространства государства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...2
1. Сущность естественной монополии……………………………………………4
1.1Виды монополий…………………………………………………………4
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки……………………..6
1.3 Роль естественной монополии в экономике страны………………….10
2. Реформирование естественных монополий в современной России…………12
2.1 Реформа в РАО “ЕЭС России”…………………………………………17
2.2 Реформирование в ОАО “Газпром”……………………………………22
2.3 Реформа в ОАО “Российские железные дороги”……………………...26
Заключение …………………………………………………………………………31
Литература ………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.docx

— 70.22 Кб (Скачать)

- -

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………...2

1. Сущность естественной монополии……………………………………………4

1.1Виды монополий…………………………………………………………4

1.2 Понятие  естественной монополии и её  признаки……………………..6

1.3 Роль естественной монополии в экономике страны………………….10

2.  Реформирование естественных монополий в современной России…………12

2.1 Реформа  в РАО “ЕЭС России”…………………………………………17

2.2  Реформирование  в ОАО “Газпром”……………………………………22

2.3 Реформа  в ОАО “Российские железные дороги”……………………...26

Заключение …………………………………………………………………………31

Литература ………………………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современной  рыночной экономике естественные монополии  играют ведущую роль в обеспечении  устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу  относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют  большое значение в решении многих социальных вопросов. Естественные монополии – это стратегически важные отрасли, они обеспечивают единое экономическое, территориальное и оборонное пространства государства.

Естественные монополии – это целые комплексы, обеспечивающие всю страну необходимыми  товарами и услугами. Экономическая безопасность страны и стабильность в экономике зависит от их акционирования. Их влияние на Российскую экономику очень велико.

Понятие естественной монополии считается  применимым с момента выхода в 17.08.1995 г. федерального закона ‘‘О естественных монополиях’’.

Отраслевой рынок может быть отнесён к естественной монополии, если для любых допустимых объёмов выпуска, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, будет минимальной, если отрасль состоит из одной единственной фирмы. Это свойство издержек называется суббадитивностью.

Изучение реформирования естественных монополий актуально в настоящее время, потому что, не смотря на многолетнее обсуждение планов реформирования естественных монополий, их содержание по-прежнему остаётся не ясным из-за туманности формулировок по многим ключевым вопросам.

Цель  курсовой работы – изучить сущность реформирования естественных монополий.

В соответствии с выбранной темой в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

- Рассмотрение  основных видов монополий.

- Изучение понятия естественной монополии и её признаков.

- Изучение  роли естественных монополий  в экономике страны.

  -Исследование тенденций и задач реформирования в современной России, а так же факторов определяющих ход реформ.

  -Изучение  реформирования в целом основных крупных естественных монополий (ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Российские железные дороги”).

Объект  исследования – естественные монополии.

Предмет исследования – реформирование естественных монополий.

Методы  исследования: анализ монографий, периодической  печати, экономико-статистических данных, базовой учебной литературы, справочной литературы и прочих актуальных источников информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность естественной монополии.

 

    1. Виды монополий.

 

Монополия – тип рыночной структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Рассматривая модель монополии, предположим, что не существует диверсификации цен – продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продаёт по единой цене.

К основным признакам  монополии следует отнести следующие:

  1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
  2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо покупают его, либо обходятся без него.
  3. Фирма –монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены», или «диктующим цену».
  4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.
  5. Имеются ограничения в доступности информации, например технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции. (17)

Различают следующие  виды монополий:

       Административная    монополия (закрытая)   возникает    вследствие     действий государственных органов.  С  одной  стороны,  это  предоставление  отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода  деятельности (выдача государством патентов  и лицензий). С  другой  стороны,  это  организационные  структуры   для   государственных предприятий,  когда  они  объединяются   и   подчиняются   разным   главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,  как  правило,  группируются  предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке,  как  один  хозяйственный  субъект  и между ними не существует конкуренции

       Экономическая  монополия (открытая)  является  наиболее   распространенной.   Ее появление обусловлено экономическими причинами, она  развивается  на  основе закономерностей  хозяйственного  развития.  Речь  идет  о  предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К  нему  ведут  два пути.  Первый  заключается  в  успешном  развитии  предприятия,   постоянном увеличении  его  масштабов  путем  концентрации  капитала.   Второй   (более быстрый) основывается на  процессах  централизации  капиталов,  то  есть  на добровольном объединении или  поглощении  победителями  банкротов.  Тем  или иным путем или при помощи  обеих,  предприятие  достигает  таких  масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

       Естественная монополия возникает вследствие объективных причин.  Она

отражает  ситуацию,  когда  спрос  на  данный   товар   в   лучшей   степени

удовлетворяется одной или  несколькими фирмами. В  ее  основе  особенности

технологий  производства  и  обслуживания  потребителей.  Здесь  конкуренция

невозможна  или  нежелательна.  Примером  могут  служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д.  В  этих  отраслях  существует  ограниченное количество,  если  не  единственное  национальное  предприятие,  и  поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке. (19)

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие естественной монополии  и её признаки.

 

Естественные  монополии имеют огромную социальную значимость, от которой зависит благосостояние граждан в целом.

Само  понятие естественной монополии  считается известным и легализованным в нашей стране с момента выхода в 17.08.1995г. федерального закона «О естественных монополиях». К настоящему времени разработаны, официально утверждены и приняты к исполнению концептуальные и программные документы о структурных социально-экономических преобразованиях в сферах естественной монополии.

Согласно  ст.3 федерального закона, “естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров”.(1)

Это определение  отражало представление в нашей  стране ко времени выхода закона о  монополии – как «естественной», так и «неестественной». Важнейшей  характеристикой для отнесения  рынка к естественно-монопольному является существенное понижение средних  издержек производства по мере  роста  выпуска. Но  чтобы определить естественную монополию этого свойства не достаточно.

В рамках же современной теории определение  естественной монополии строиться  следующим образом. Пусть все  действующие на отраслевом рынке фирмы имеют доступ к одним и тем же технологиям и соответственно одинаковый вид зависимостей совокупных производственных издержек от объёмов выпуска при оптимальном использовании всех ресурсов (оптимальных технологиях). При этом существенно, что видов выпускаемой продукции (услуг) может быть несколько, т.е. имеется возможность рассматривать фирмы не только как однопродуктовые, но и как многопродуктовые; именно такой уровень агрегации представления отрасли, когда в расчетах можно учесть реальную диверсификацию выпуска, открывает дополнительную возможность оптимизации структуры производства. Предполагается, что объемы выпуска обусловлены известными для данной отрасли кривыми спроса. При таком описании отраслевой рынок может быть отнесён к естественной монополии, если для любых допустимых объёмов выпуска, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, будет минимальной, если отрасль состоит из одной единственной фирмы. Такое свойство  функции издержек называется субаддитивностью; соответственно оно и подлежит проверке при выявлении сферы естественной монополии. (4,30)

Проблемы  реструктуризации и реформирования естественных монополий связаны  с их инфраструктурной составляющей. В институциональной структуре большинства естественных монополий можно выделить несколько элементов:

1) материально-транспортные  сети, по которым продукт поставляется потребителю (это, на пример, рельсы, трубы, линии электропередачи и т.д.).

2) операции или иная специфическая деятельность по эксплуатации этих сетей (системные операторы, диспетчеризация).

3) рынки,  на которых происходит согласование  спроса и предложения по услугам  инфраструктурной сети ( федеральный  оптовый рынок электроэнергии  мощности – ФОРЭМ, подконтрольный  РАО “ЕЭС России”).

4) непосредственно  производство товаров и услуг  предприятиями, входящими в состав  естественной монополии. 

Как можно  видеть, три из четырёх элементов  выступают частью производственной инфраструктуры, поэтому понятие инфраструктурной отрасли употребляется как синоним естественной монополии. Естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении потребностей граждан в передвижении, электроэнергии, газоснабжении и т.п.

Основные признаки естественных монополий:

1) Производство  продукции эффективнее при отсутствии  конкуренции из-за экономии на масштабе производства (трубопроводный транспорт, железные дороги). Минимизация общественных издержек достигается за счет того, что валовые издержки оказываются меньше, если вся продукция производиться одной фирмой. Фактор экономии от масштаба абсолютно значим для монопродуктовых монополий ( в области водо-, газо-, теплоснабжении не разумно строить разные трубопроводы). Для многопродуктовых естественных монополий действует фактор экономии от разнообразия. Происходит в том случае, когда производство комплекса продуктов или услуг на единственном предприятии обходиться дешевле, чем производство каждого из них на специализированном предприятии (например, в железнодорожном транспорте невозможно существование раздельных путей для газо- и пассажироперевозок).  В настоящее время в экономике  сфера деятельности многопродуктовых монополий шире, поэтому значимость фактора экономии от масштаба постепенно снижается.

2) наличие высоких барьеров для входа новых фирм в отрасль, при которых обществу выгоднее иметь лишь одну фирму. “Высота” упомянутых   барьеров определяется объёмом необходимых инвестиций, которые нужны для создания инфраструктурной сети. Эти вложения всегда менее привлекательны для инвесторов, чем в другие сферы экономики, что обусловлено длительными сроками окупаемости, а так же высоким уровнем рисков и продолжительным периодом амортизации основных фондов, наличием многочисленных регулирующих органов в данной сфере деятельности. Издержки, связанные  со строительством  таких сооружений, столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится. Это признак не только естественной монополии, но и монополии в целом.

Информация о работе Стратегическое планирование