Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа
Цель, целесообразность, целенаправленность, целеполагание являются центральными понятиями в современной теории и практике управления. Без цели невозможно представить управление деятельностью современного предприятия, ведь она определяет направление деятельности, методы достижения и задачи. Использования целеполагания в качестве ключевого элемента научного менеджмента было положено в свое время Ф.Тейлором. Он предложил определять для каждого работника амбициозные, но достижимые цели, основанные на тщательном анализе, и, кроме того, разрабатывать технологию их достижения.
Введение…………………………………………………………………...………..3
Целеполагание в управленческой деятельности………………………..…5
Классификация целей………………………………………………………10
Постановка целей организации…………………………………………....14
Дифференциация менеджмента фирмы по целям………………..............17
Управление на основе поставленных целей по П. Друкеру…………..…22
Практика целеполагания в современном менеджменте………………....29
Заключение……………………………………………………….................36
Список библиографических источников………………….……………...38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Цель, целесообразность, целенаправленность, целеполагание являются центральными понятиями в современной теории и практике управления. Без цели невозможно представить управление деятельностью современного предприятия, ведь она определяет направление деятельности, методы достижения и задачи. Использования целеполагания в качестве ключевого элемента научного менеджмента было положено в свое время Ф.Тейлором. Он предложил определять для каждого работника амбициозные, но достижимые цели, основанные на тщательном анализе, и, кроме того, разрабатывать технологию их достижения.
Каждое предприятие ставит перед собой задачи и цели, поэтому правильно сформулировать задачу – это наполовину решить ее. Данная курсовая работа раскрывает понятие целеполагание и описывает способы определения и правильной постановки цели. Добиться нужных результатов можно только в том случае, если цель понятна всем работникам организации и соответствует их внутренним устремлениям. Таким образом, любой проект начинается с понимания того, какие цели он преследует, кому из его участников это надо и зачем. Неудобство ситуации обычно заключается в том, что никто и никогда не рассказывает своих действительных целей. Нужно уделять самое серьезное внимание тому, чтобы понять и сформулировать для всех участников любого проекта действительные цели, ради которых стоит достигать результата проекта. В разных проектах этот этап работы может занимать от нескольких дней до нескольких месяцев, но без него нельзя двигаться дальше. Продолжать движение можно только тогда, когда цели сформулированы и согласованы, все участники проекта, как минимум, понимают ситуацию одинаково. В этом и заключается актуальность данной темы, нельзя добиться хороших результатов не поняв и не сформулировав цель данной деятельности.
Основной целью написания курсовой работы является всесторонний анализ целеполагания в современном процессе менеджмента.
Задачами
являются: проработка по нескольким пунктам
процесса превращения цели в согласованную
деятельность, определение системной
квалификации целей управления, рассмотрение
процесса целепостановки при формировании
и развитии организации, выявление признаков
и особенностей управления по целям.
Цели — это конкретное состояние отдельных параметров организации, на достижение которого направлена ее деятельность. Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Поэтому одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджмента, приобретающий все большее значение в условиях рыночной экономики.
В организации приходится решать многие вопросы, которые в той или иной постановке, в зависимости от вида деятельности и от отраслевой принадлежности организации, формируют цели ее хозяйственной деятельности. Формирование целей, или целеполагание, относится к важнейшей части методологии менеджмента. В соответствии с этим решение вопросов целеполагания менеджер должен осуществлять на основе системного подхода, опираясь на предпринимательский талант свой и своих коллег, высокую профессиональную компетентность, опыт, интуицию и добросовестное безусловное отношение персонала организации.
Определение места и роли целеполагания в процессе управления – один из наиболее важных вопросов теории, что обусловливает необходимость рассмотрения взаимосвязи целеполагания с такими понятиями, как планирование, стратегия и политика. Важнейшим атрибутом управления являются миссия организации, цели и задачи.
Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. В философии организации проявляются ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. И в случае узкое понимания миссии - сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация. То есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Правильно сформулированная миссия, хотя она и имеет всегда общий философский смысл, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Цель
– фундаментальное понятие
Можно выделить следующие свойства целей:
1.
соподчиненность, т.е. цели
2. развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизируется несколькими более локальными, частными целями;
3. соотносительная важность.
Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Главные цели определяют, что организация намерена делать в среднесрочной перспективе. Цели второго уровня (задачи) формируются для достижения целей первого уровня. Под задачами понимаются результаты, которые должны быть получены в краткосрочной перспективе обычно в течение года. Взаимоувязанное сочетание миссии, целей и задач определяет рамочные условия и направления деятельности организации. Цели организации реализуются через стратегию и тактику.
Тактика – система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Ее назначение – это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности. Тактические цели – это результаты, которые должны достичь подразделения и основные отделы фирмы. Ответственность за их достижение и реализацию планируемых действий несут менеджеры среднего звена.
Стратегия – основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепций, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии. Стратегические цели – общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем. Они относятся не к конкретным подразделениям, а к компании в целом. Стратегические цели часто называют официальными целями, так как в них формируются намерения организации. Обычно за их достижение отвечает высшее руководство.
Стратегия разрабатывается
Выбор цели, принявшей форму окончательного решения, позволяет перейти к выработке программы, т.е. к разработке плана действий и к определению необходимых ресурсов для достижения целей.1
Правила целеполагания и правила формулировки целей дополняют друг друга. Менеджер должен учитывать важность речевой коммуникации в системе управления. Можно выделить следующие требования к целеполаганию:
а) цели должны отражать интересы собственников, в числе которых могут быть отдельные физические лица, институциональные инвесторы либо те и другие вместе;
б)
целеполагание как процесс
в) цели компании могут вступить в противоречия с отдельными людьми и организациями, так или иначе связанными с деятельностью компании, - с группами влияния (если цели компании вступают в противоречие с их интересами, это может создать проблемы в достижении целей);
г) целеполагание должно отражать особенности внешней среды - функционирования экономики и отрасли, в которой оперирует компания;
д)
все сотрудники, принимающие решения
в компании, должны быть ознакомлены
с ее целями, представлять цели своего
подразделения в рамках компании,
принимать решения и
Вся система целей компании должна отвечать требованиям SMART:
Целеполагание
и целепостановка представляют прямую
связь между субъектом и
Невозможно переоценить значимость целей для организации. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в организации; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
Следует различать цели общие, или глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров.
Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы, что требует точного формулирования целей и их увязки с ресурсами.
К глобальным целям относят, например, обеспечение устойчивости положения по следующим направлениям: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых продуктов); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек производства, усиление рыночной конкурентоспособности выпускаемых изделий, проектирование новых рынков, организация заграничной деятельности); инвестиционная политика (размеры капиталовложений и их направления, в том числе в дочерние предприятия); кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, их оплата и обучение, подготовка управляющих технического персонала и квалифицированной рабочей силы для заграничных дочерних компании, подготовка местных управляющих на высшие руководящие посты в заграничных филиалах и дочерних компаниях); решение социальных вопросов.
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях.