Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 12:19, курсовая работа
Цель, целесообразность, целенаправленность, целеполагание являются центральными понятиями в современной теории и практике управления. Без цели невозможно представить управление деятельностью современного предприятия, ведь она определяет направление деятельности, методы достижения и задачи. Использования целеполагания в качестве ключевого элемента научного менеджмента было положено в свое время Ф.Тейлором. Он предложил определять для каждого работника амбициозные, но достижимые цели, основанные на тщательном анализе, и, кроме того, разрабатывать технологию их достижения.
Введение…………………………………………………………………...………..3
Целеполагание в управленческой деятельности………………………..…5
Классификация целей………………………………………………………10
Постановка целей организации…………………………………………....14
Дифференциация менеджмента фирмы по целям………………..............17
Управление на основе поставленных целей по П. Друкеру…………..…22
Практика целеполагания в современном менеджменте………………....29
Заключение……………………………………………………….................36
Список библиографических источников………………….……………...38
Существует два типа целей в зависимости от того, какой период времени требуется для их достижения. Это долгосрочные и краткосрочные цели. Краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, являются конкретизацией и детализацией долгосрочных целей. Они «подчинены» им и определяют деятельность организации в краткосрочной перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно через достижение краткосрочных целей организация шаг за шагом продвигается в направлении достижения своих долгосрочных целей.
Деятельность
менеджеров носит многоцелевой характер.
Наряду со стратегическими целями и задачами
им приходится решать огромное количество
текущих и оперативных. Кроме экономических,
перед ними стоят социальные, организационные,
научные и технические задачи. Наряду
с регулярно повторяющимся, традиционными
проблемами они должны принимать решения
по непредвиденным ситуациям и т.д. Классификация
целей (табл. 1) позволяет конкретизировать
задачу целеполагания и использовать
соответствующие механизмы и методы, разработанные
для классов целей.
Таблица 1 – Классификация целей менеджмента
Критерии классификации | Группы целей |
1. Уровень | Миссия
Общеорганизационные Специфические |
2. Период действия | Стратегические
Оперативные Тактические |
3. Содержание | Экономические
Социальные Организационные Технические Научные Политические Экологические |
4. Приоритетность | Особо приоритетные
Приоритетные Прочие |
5. Повторяемость | Постоянные
(повторяющиеся)
Разовые (новые) |
6. Деловая среда | Внутренние
Внешние |
7. Организационная структура | Цели организаций
Цели подразделений |
8. Измеримость | Количественные
Качественные |
9. Структура | Маркетинговые
Производственные Инновационные Финансовые Кадровые Административные |
10. Направленность | На получение
заданного результата
На осуществление той или иной деятельности На достижение того или иного состояния объекта управления |
11. Стадии жизненного цикла | Проектирование
и создание объекта
Зрелость объекта Рост объекта Завершение жизненного цикла объекта |
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения. Во- вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, так как она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая свои цели, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.
В
зависимости от специфики отрасли,
особенностей состояния среды, характера
и содержания миссии в каждой организации
устанавливаются свои собственные цели,
особенные как по подбору параметров организации,
желательное состояние которых выступает
в виде целей, так и по количественной
оценке этих параметров.
Создание и функционирование организаций является одним из видов целенаправленной системной деятельности, а сами организации фактически выступают инструментами достижения поставленных целей. Первоначально цели создания и функционирования предприятия формулируются, как правило, на содержательном (качественном) уровне, что позволяет судить только об общем предполагаемом направлении развитии системы. Важным этапом формирования модели управления является описание целей функционирования в терминах характеристик предприятия как сложной системы.
Процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. Это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.
В случае децентрализации при установлении целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной - процесс установления целей идет сверху вниз: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх, то есть нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.
Несмотря на то, что при разных подходах к установлению целей существуют значительные различия, общим требованием является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:
1.
выявление и анализ тех
2.
установление целей для
3. построение иерархии целей;
4.
установление индивидуальных
Влияние среды сказывается не только на установлении миссии организации. Цели также сильно зависят от состояния среды. Однако из этого никак не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят в среде. При правильном подходе к установлению целей руководство должно стремиться предвидеть то, в каком состоянии окажется среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявлять тенденции, характерные для процессов развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Конечно, предусмотреть все невозможно. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее, не абсолютизируя ситуации, они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.
При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.
Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.
Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуация получают представление не только о том, что им предстоит достичь, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.
Цели совершенно необходимы для успешного функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе. Однако, если цели плохо или неверно определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для организации. Большой опыт человечества по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны удовлетворять правильно сформулированные цели.
Установленные
цели должны иметь статус закона для
организации, для всех ее подразделений
и для всех членов. Однако из требования
обязательности целей никак не следуют
их вечность и неизменность, в силу динамизма
среды цели могут меняться. Можно подходить
к проблеме изменения целей следующим
образом: цели корректируются всякий раз,
когда этого требуют обстоятельства. В
этом случае процесс изменения целей носит
сугубо ситуационный характер. Но многими
организациями применяется подход систематического
упреждающего изменения целей. При таком
подходе в организации устанавливаются
долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных
целей вырабатываются детализированные
краткосрочные цели (обычно годовые). По
достижении этих целей разрабатываются
новые долгосрочные цели. При этом в целях
учитываются те изменения, которые происходят
в среде, и те изменения, которые происходят
в наборе и уровне требований, выдвигаемых
по отношению к организации со стороны
субъектов влияния. На основе новых долгосрочных
целей определяются краткосрочные, по
достижении которых опять происходит
выработка новых долгосрочных целей. При
таком подходе не происходит достижения
долгосрочных целей, так как они регулярно
изменяются. Однако постоянно в деятельности
организации присутствует долгосрочная
целевая ориентация и регулярно проводится
корректировка курса с учетом возникающих
новых обстоятельств и возможностей.
Управление процессом постановки целей, повышающих трудовую активность персонала, и оценки реализации получило название управление по целям (УПЦ). Управление по целям – это метод планирования, предусматривающий определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, проекта и работника, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности организации.2
Процесс управления по целям включает в себя несколько стадий. ( Рис. 1)
Рисунок 1. – Процесс управления по целям.
Постановка целей - самый сложный этап управления. В нем участвуют работники всех уровней. Процесс постановки целей не ограничивается рамками рутинных операций и призван ответить на вопрос: «К чему мы стремимся?». За решение поставленных задач должны нести ответственность конкретные сотрудники. Очень важно, чтобы в процессе постановки целей принимали участие большинство сотрудников, что стимулирует работников к их достижению. Если работа ведется в командах, в процессе постановки целей может принимать участие каждый член группы.
Разработка планов действий. План действия определяет конкретные шаги, необходимые для достижения поставленных целей. Такие планы разрабатываются как для отделов, так и для сотрудников.
Контроль над движением к целям. Периодически менеджеры должны контролировать «график» движения к целям, чтобы убедиться в том, что планы действия работают. Контроль обычно проводиться через 3, 6 и 9 месяцев после начала планового периода. Однако разработанный «маршрут» не является самоцелью, возможно, ситуация требует изменения намеченного курса. Главное – достижение конечных целей.
Оценка результатов деятельности. Последняя стадия процесса управления по целям заключается в оценке достигнутых результатов целей, отделов и работников. Оценка может быть положена в основу системы вознаграждения. Оценка деятельности отдела или компании в целом служит основанием для постановки цели на следующий год, и цикл управления по целям возобновляется. Управление по целям может применяться во всех компаниях.
Большинство менеджеров оценивают управление по целям как весьма эффективный управленческий метод, ориентирующих сотрудников на решение конкретных задач. Как и при внедрении любой системы, правильное использование управления по целям позволяет менеджменту рассчитывать на получение определенных выгод. В противном случае следует быть готовым к возникновению проблем.