Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многих социальных вопросов. Естественные монополии – это стратегически важные отрасли, они обеспечивают единое экономическое, территориальное и оборонное пространства государства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...2
1. Сущность естественной монополии……………………………………………4
1.1Виды монополий…………………………………………………………4
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки……………………..6
1.3 Роль естественной монополии в экономике страны………………….10
2. Реформирование естественных монополий в современной России…………12
2.1 Реформа в РАО “ЕЭС России”…………………………………………17
2.2 Реформирование в ОАО “Газпром”……………………………………22
2.3 Реформа в ОАО “Российские железные дороги”……………………...26
Заключение …………………………………………………………………………31
Литература ………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.docx

— 70.22 Кб (Скачать)

3) важнейшим  признаком естественной монополии является отсутствие  близких субститутов её продукции. С точки зрения покупателя это означает, что нет приемлемых альтернатив и ему приходиться покупать у монополиста необходимую продукцию по той цене, которую он диктует. Спрос на эту продукцию является не эластичным по цене товара, потому что отсутствует возможность замены товара и услуг на равноценные. Этот признак позволяет монополии получать высокий монопольный доход, обусловленный не ростом эффективности, а путём завышения тарифов и цен на продукцию.

4) общественная важность блага, соображения экономической выгоды для государства и населения, а так же национальной безопасности. Некоторые предприятия могут быть защищены от конкуренции по политическим мотивам для гарантирования стабильной доходности услуг, важных с позиции общественных интересов.

5) сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяжённых в пространстве сетей, в том числе организационной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени. (3,9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Роль естественных монополий

.

Для государства  – естественные монополии это  важнейший бюджетообразующий и  структурообразующий фактор развития экономики. Они  являются стратегически  важными отраслями и играют особенную  роль в национальной безопасности страны, обеспечивая единое территориальное, экономическое и оборонное пространство государства.( см. приложение А)

Естественные  монополисты способны существенно  влиять на экономический рост и увеличивать  его темпы (например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов, транспортных перевозок железной дорогой). Заключение долгосрочных соглашений между монополистами, а так же их интеграция по производственной цепочке  предполагают создание основы для роста  внутреннего рынка  и повышения инвестиционной привлекательности  экономики на мировом рынке.(11)

Естественные  монополии, являясь крупнейшими  предприятиями в стране и производя  существенную часть ВВП в стране:

- выступают  в качестве крупнейших потребителей  продукции отраслей, обеспечивающих  их функционирование. Обновление  и развитие материально-технической  базы естественных монополистов  вызывает рост производства в  смежных и зависимых отраслях, увеличивает число рабочих мест  и налоговых поступлений в  бюджет.

- играют  стабилизирующую роль в экономике. 

- оказывают  определяющее значение  на выработку  стратегической линии поведения  в средне- и долгосрочной перспективах, используя преимущества своего  монопольного положения на рынке,  а так же достаточно высокую  устойчивость.

Стратегическим  направлением развития естественных монополий  является образование и развитие глобальных альянсов.

Естественные  монополии – это целые комплексы, обеспечивающие всю страну необходимыми  товарами и услугами. Экономическая  безопасность страны и стабильность в экономике зависит от их акционирования. Влияние производственной инфраструктуры на общую экономическую ситуацию продолжает неуклонно расти.  Отрасли, такие как электроэнергетика, нефтедобывающая и газовая промышленность, трубопроводный и железнодорожный транспорт имеют удельный  вес в российской экономике. Основными естественными монополиями на федеральном  уровне в России принято считать ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, ОАО “Российские железные дороги”, на локальном уровне  - предприятия, функционирующие в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). “На три естественные монополии ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и РАО “РЖД”, занимающие всего 4% рабочих и служащих, приходиться 13,5% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2000 г.” Три вышеуказанные монополии составляют важную часть государственного сектора, и всей российской экономики. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий, близких им по типу, таких как «Транснефть», министерство атомной энергетики, «Сбербанк».

Определённым  агрегированным показателем влияния  естественных монополий на экономику  следует считать их вклад в  инфляцию. По расчетам экспертов Института  проблем естественных монополий (ИПЕМ), вклад естественного монопольного сегмента в России в рост индекса  потребительских цен составляет не менее 1/3. (11)

Особая  роль естественных монополий обусловлена  целым набором специфических  факторов, присущих нашей стране (природный, климатический, географический, геополитический  и др.). Эти факторы обуславливают  необходимость организации огромной территории России в единое целое  экономическое пространство, обеспечения  энергетического, транспортного оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные инфраструктурные предприятия естественных монополий, приобретая государствообразующий характер в условиях России, выступая связующим звеном национальной экономики и государства. (11)

  1. Реформирование естественных монополий в современной России.

 

Ещё в 90-е годы во многих странах осуществлялись фундаментальные преобразования в ряде отраслей, традиционно находившихся в государственной или муниципальной собственности, – электроэнергетике, газоснабжении, железнодорожном и трубопроводном видах транспорта, телекоммуникациях, в сфере жилищно-коммунальных услуг. Основные  тенденции реформирования  сводятся к следующему.

Уменьшение жёсткости государственного управления отраслями естественных монополий за счет государственно-частного партнёрства на базе объединения ресурсов государства и бизнеса. Речь идет о таких формах этого партнёрства, как концессии, делегирование функций специализированного управления, коммерциализация, государственные и муниципальные заказы и контракты и т.д.

Структурное вычленение собственно монопольного “ядра” как  ключевой составляющей естественной монополии и его  организационное отделение от потенциально конкурентных звеньев, способных по правилам рынка работать (разделение крупной монополии на так называемые бизнес-дивизионы) с раздельным учётом деятельности.

Воздействие процессов  глобализации на традиционное ограничение конкуренции в естественно монопольных отраслях. При расширении экономического пространства и географических масштабов рынка монополизм (даже естественный) в свою очередь, ограничивается возникающей конкуренцией, у потребителя появляется больше возможностей выбора поставщика.  (9,102).

Российский процесс реформирования естественных монополий отличает высокая  степень подражательности, бездумного копирования чужого опыта (не без  давления со стороны МВФ). Вообще, то, что было сделано с естественными монополиями, не принесло никакого положительного эффекта ни с точки зрения повышения производительности, ни с точки зрения эффективности, снижения издержек, модернизации технического состояния и обновления, расширения производственных фондов.  Издержки естественных монополий растут, а эффективность их снижается.(12)

Реформы в сфере естественных монополий  должны быть нацелены не только на осуществление  структурных преобразований в части  организации и управления соответствующими отраслями, но и на создание в процессе реформирования условий и механизмов поддержания их потенциала, развития на новой технической и технологической  основе.

В России естественные монополии с  точки зрения финансового положения  их отраслевых систем не однородны. Эти  подсистемы обладают различными возможностями  формирования инвестиционных ресурсов и фондов. Следовательно, при реформировании необходимо предусмотреть и выявление дополнительных, альтернативных (государственным бюджетам различных уровней) источников финансирования инвестиционной инновационной деятельности в отрасли.

В обобщенном виде можно назвать  следующие важнейшие факторы  определяющие ход российских реформ в естественно-монопольных структурах:

  • Проявление ряда ретроспективных тенденций, сложившихся за рамками рассматриваемого периода, в том числе и негативных, определяющих долгосрочные и устойчивые диспропорции в развитии производственной инфраструктуры;
  • Наличие общего макроэкономического фона российских реформ, осуществление которых определяло мероприятия по реформированию инфраструктурных отраслей;
  • Генезис российского монополизма (любого, естественного и “неестественного”) – как административного, инициированного “сверху” ,а не как сложившегося в процессе развития рыночных отношений, - что привносит в процессы реформирования дополнительные трудности (прежде всего при проведении институциональных преобразований);
  • “запаздывающий ” характер реформ в инфраструктурных отраслях в общем пакете мер по реформированию отраслей народного хозяйства, - что в ряде случаев тормозит поступательный ход социально-экономических преобразований в стране, и в тоже время в силу исключительной роли сетевых инфраструктурных объектов в отечественной экономике зачастую демпфирует последствия не всегда обоснованных шагов по реформированию на макроуровне;
  • Магистральный характер транспортных и энергетических сетей страны, особенности формирования их структуры и типологии, влияющие на возможности развития конкурентных сред (как в рамках межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции);
  • Многообразие форм и способов  (не всегда полностью легитимных) проведения через отраслевые министерства комплекса мероприятий отраслевого характера, направленных на выживание отрасли в новых хозяйственных условиях;
  • Особенности мероприятий по государственному регулированию инфраструктурных отраслей в сфере их естественной монополии, направленных на преодоление сращивания функций государственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта и ориентированных на обеспечение эффективности деятельности естественно-монопольных отраслевых структур в интересах общества. (4,24-25).

Стратегия реформирования естественных монополий может реализоваться  по двум направлениям. Первое направление – меры прямого государственного вмешательства и создания барьеров входа в отрасль с целью сохранения естественно-монопольной структуры: установление цен (тарифов на услуги) на уровне, выгодном обществу; целенаправленное выделение средств на новые технологии и т.п. Второе – меры опосредованно государственного вмешательства (через систему ряда законодательных и других институциональных актов) для создания и поддержки конкурентных сред, совместимых с естественной монополией и вынуждающих её работать в режимах, эффективных с позиций общественной полезности.1(3,284)

 В России сложилось два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники первого считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности функционирования всей экономики (отделение транспортных сетей, сохраняющих монопольное положение, от производителей газа, электро- и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны поставляться в условия конкуренции. Вторая альтернатива заключается в распространении конкуренции только после учета трансформационных издержек, поскольку разукрупнение крупнейших компаний (например ОАО “Газпром”), может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту трансакционных издержек в экономике, повышению тарифов при снижении инвестиций.2

Структурная реформа в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности их деятельности, рационального использования производственного потенциала и формирования конкурентных отношений.(3).

В качестве главных задач реформирования естественных монополий выделены:

  • Совершенствование системы регулирования естественных монополий, а так же дерегулирования видов деятельности , не относящихся к сферам естественных монополий, и формирование рынков этих видов деятельности на основе конкуренции;
  • Повышение транспарентности естественных монополий, прозрачности финансовых потоков субъектов естественных монополий;
  • Поэтапное прекращение практики перекрёстного субсидирования различных групп потребителей при одновременной адресной поддержке социально не защищённых групп населения;
  • Углубление правовой регламентации взаимоотношений между участниками естественно-монопольных рынков, публичности цен (тарифов), введения единых правил доступа к сети на недискриминационой  основе.(3,285-286).

Государственное регулирование является одной из главных задач реформирования. Рассмотрим его подробнее.

К задачам государственного регулирования  относятся (в теории несовершенной  конкуренции): цены естественных монополий должны быть максимально приближены к уровню предельных издержек; должна быть обеспечена только нормальная прибыль; производство естественных монополий должно быть эффективным.

В законе предполагаются следующие  методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

    • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня;(3,278)
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, либо установление минимального уровня их обеспечения в случае не возможности удовлетворения в полном объёме потребителей в товаре, производимом субъектом естественной монополии с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.(3, стр.278)

Информация о работе Стратегическое планирование