Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

В современной рыночной экономике естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многих социальных вопросов. Естественные монополии – это стратегически важные отрасли, они обеспечивают единое экономическое, территориальное и оборонное пространства государства.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………...2
1. Сущность естественной монополии……………………………………………4
1.1Виды монополий…………………………………………………………4
1.2 Понятие естественной монополии и её признаки……………………..6
1.3 Роль естественной монополии в экономике страны………………….10
2. Реформирование естественных монополий в современной России…………12
2.1 Реформа в РАО “ЕЭС России”…………………………………………17
2.2 Реформирование в ОАО “Газпром”……………………………………22
2.3 Реформа в ОАО “Российские железные дороги”……………………...26
Заключение …………………………………………………………………………31
Литература ………………………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.docx

— 70.22 Кб (Скачать)

В России существует три основных и главных естественные монополии – это ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России” и РАО “РЖД”. Теперь мы подробно рассмотрим реформирование каждой из этих естественных монополий.

 

 

    1. ОАО РАО “ЕЭС России”

 

Электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;(2).

Еще в  80-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.  

В 90-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась  следующими показателями:

  • По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
  • Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
  • В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.
  • Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
  • Предприятия отрасли были информационно и финансово "не прозрачными".
  • Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это  вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали  бы стимулы для повышения эффективности  энергокомпаний и позволили существенно  увеличить объем инвестиций в  отрасли. В противном случае, при  дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия  проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

 

Цели  и задачи реформы

Основной  целью реформирования электроэнергетики России  было повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

В связи  с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется  конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы  поменялась структура отрасли: осуществилось разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных(производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создались структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

В естественномонопольных сферах произошло усиление государственного контроля.

Таким образом, создались  условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Цели  и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 "О реформировании электроэнергетики Российской Федерации".

Формируемые в ходе реформы компании представляли собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности созданные компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети перешли под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети интегрировались в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений теперь принадлежат общероссийскому Системному оператору.

Активы  генерации также объединились в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна ("ГидроОГК") – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО "Калугаэнерго", ОАО "Орелэнерго", ОАО "Брянскэнерго", ОАО "Тулэнерго". Наиболее активно  структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура  реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО "Калугаэнерго", а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том  же 2004 году началось создание новых  межрегиональных компаний. В последние  месяцы 2004 года созданы (прошли государственную  регистрацию) первые три ОГК и  две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО "ЕЭС России" принял решение  об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских  управлений были переданы (за некоторым  исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил  большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство  оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя  из семи ОГК, к августу – тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО "ГидроОГК".

Закончен  процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы  все 56 магистральных сетевых компаний.

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО "ЕЭС России" о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила  работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке  электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к  регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен  спотовый рынок – "рынок на сутки  вперед" (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства  России от 7 апреля 2007 года, предусматривается  постепенная замена регулируемых договоров  на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных  рынков предполагают постепенную либерализацию  розничных рынков электроэнергии параллельно  с либерализацией оптового рынка, при  сохранении обеспечения населения  электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезла прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сошли со сцены, на смену им появились новые компании целевой структуры отрасли.(20)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 ОАО “Газпром”

 

ОАО “Газпром”  - крупнейшая  газовая компания в мире, основными направлениями деятельности которой являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета  акций Газпрома – 50,002%.

Газпром располагает богатыми в мире запасами природного газа: его доля в мировых  запасах составляет 17%, в российских – 60%. Запасы Газпрома оцениваются в 29,85 трлн.м3, а их текущая стоимость – в 182,5 млрд. долл.(11)

Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением. Особенности реформирования газовой отрасли:

Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечить доступ сторонним производителям к его хранилищам. Во-вторых, структура издержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, в электроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяет нежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждает формировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. В результате оценки потенциальных выгод от либерализации в газовой отрасли не так однозначны, как, скажем, в электроэнергетике.

В России нет необходимости специально форсировать разделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игроками на рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики, например формально независимая от "Газпрома" компания "Итера". При этом для нормального развития конкуренции важно обеспечить для всех субъектов рынка равный доступ к трубопроводам и хранилищам. Одновременно нужно решать и проблему перекрестного субсидирования, которая для газовой отрасли является еще более острой, чем для электроэнергетики.

В рамках ОАО "Газпром" продолжается работа по всей технологической "цепочке" (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично распределения  природного газа). Программы реструктуризации "Газпрома" как раз и преследовали цель повышения эффективности системы управления единой корпорацией и существенного улучшения финансовой и маркетинговой деятельности, адаптированной к условиям рыночной экономики. В целом реструктуризация больше напоминала реакцию корпорации на общее ухудшение внешней экономической среды при сохранении в основном сложившейся производственно-технологической системы, чем корректировку естественно монопольного положения. Линия на использование возможностей и преимуществ единой компании остается для "Газпрома" доминирующей. Его руководство и акционеры занимают весьма осторожную позицию, резко противясь любым предложениям о раздроблении компании. В отличие от электроэнергетики для реформирования газовой отрасли первостепенное значение приобретает не столько создание конкурентной среды, сколько достижение необходимой финансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.

Реализуемая в настоящее время стратегия  реформирования ОАО "Газпром" характеризуется  определенной спецификой. Прежде всего  речь идет о политике консолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В 2004 - 2005 гг. "Газпром" активизировал скупку акций РАО "ЕЭС России" и его дочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5% акций энергохолдинга. Видимая цель - существенное увеличение размера пакета газового монополиста в капитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обмена акций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО ЕЭС "Газпром", по мнению экспертов, сможет реально претендовать по крайней мере на две тепловые ОГК. Возможность поставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночных обеспечит ему лидирующее положение на энергетическом рынке. Стратегия развития "Газпрома" на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшую газоэнергетическую компанию.

Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможных последствий указанных  процессов для российской экономики. Во-первых, помимо электроэнергетики  в стратегии "Газпрома" в качестве отраслей, представляющих интерес для  компании, упоминаются еще и металлургия, химия, нефтехимия, производство удобрений  и стройматериалов. Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принять участие в  переделе активов и в этих отраслях. Во-вторых, вхождение ставшего в 2005 г. de jure государственным "Газпрома" в формирующийся электроэнергетический  рынок в условиях, когда и крупнейшая ОГК - гидроэнергетическая - также будет  сохранена в госсобственности, серьезно подорвет позиции частных генерирующих компаний. В-третьих, возможен рост выручки "Газпрома" за счет использования  схемы давальческого сырья. В-четвертых, все указанные преимущества специфического рыночного позиционирования "Газпрома" имеют смысл только в том случае, если газовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтому следует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационное выделение естественно монопольной составляющей (то есть "трубы"), скорее всего будет отложено на более отдаленный срок Второй специфический элемент стратегии развития "Газпрома" - возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию. Еще до приобретения "Сибнефти" у "Газпрома" был весьма существенный по объемам собственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участником нефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о либерализации рынка акций газового монополиста еще больше укрепят его позиции.

Информация о работе Стратегическое планирование