Стратегическое планирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 10:45, контрольная работа

Краткое описание

В ряде стран индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования. Среди этих стран выделяется Франция, так как французская система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования ЕС. Существенные моменты этой системы и ее эволюция заключаются в следующем.

Оглавление

1) Французский опыт индикативного планирования
2) План материально-технической обеспеченности
3) Затраты на производство и центры ответственности, как объект контроллинга
и списка использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование.doc

— 300.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

5. Французский опыт индикативного планирования

В ряде стран индикативные планы доказали свою эффективность  в качестве одного из средств государственного регулирования. Среди этих стран  выделяется Франция, так как французская  система оказала стимулирующее  влияние на развитие макропланирования в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изучаются и используются органами межгосударственного регулирования ЕС. Существенные моменты этой системы и ее эволюция заключаются в следующем.

На их формирование повлияло то обстоятельство, что восстановление и модернизация экономики осуществлялись в русле политики Шарля де Голля, которая ставила задачу упрочения  международного значения Франции, в  том числе на основе подъема экономики. Важную роль в решении данной задачи сыграла система индикативного планирования, опиравшаяся на высокую долю госсобственности в народном хозяйстве, сохранившуюся и поныне. Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.

Отказы и сбои рынка  могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы. Одной из характеристик рынка является его «близорукость», поэтому он не всегда считается лучшим советчиком для принятия решений, имеющих долгосрочное воздействие. Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы. В сегодняшней Франции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единой сельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и цены на обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных цен осуществляется в условиях свободных рынков.

Французское планирование основано на 3 постоянных функциях.

1. Это коллективный  процесс выявления сильных и  слабых сторон французского общества, идентификация проблем, поставленных  экономическим и социальным развитием,  и предложение конкретных решений.

2. Оно вырабатывает систему правил, направленных на обеспечение более совершенного функционирования экономики и рынка.

3. Оно формирует целостную  систему среднесрочных задач  и приоритетов такой государственной  политики, которая вписывается в  долгосрочную перспективу.

Остановимся подробнее  на этих трех функциях.

1. Одним из наиболее  существенных вкладов французского  планирования является коллективное  изучение сил и слабостей экономики  и неадаптированностей французского  общества. Нейтральность и критическое  изучение социальных партнеров обеспечивают большую объективность, которая всегда была силой аналитических проработок французского планирования. Что является базой для постановки проблем экономического и социального развития и поиска конкретных решений.

Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французское планирование основывается на подключении к анализу и процессу принятия решений всех экономических и социальных партнеров. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Французское планирование выполняет, таким образом, значительные информационные функции и влияет на поведение экономических агентов. Как писал Жан Моне в своей работе, положившей начало планированию: "поскольку выполнение плана потребует сотрудничества со стороны всех партнеров, необходимо, чтобы все жизнеспособные силы страны участвовали в его разработке".

2. Планирование вырабатывает  также целую систему правил  и данных, направленных на обеспечение  лучшего функционирования экономики  и рынка. Это экономическое  и социальное руководство, однако  оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.

"Планирование на  французский манер" существенным  образом отличается от централизованного  планирования, осуществлявшегося ранее  в странах Восточной Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор.

3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и дальней перспективе.

Итак, система индикативного  планирования, существующая во Франции  уже более полувека, характеризуется определенным постоянством и отличается от организации планирования в других странах. Особенностью системы французского планирования является ее индикативность, которая выражается в неразрывной связи рыночных механизмов и государственного регулирования. В то же время французский план дополняет рынок, корректируя его недостатки и указывая на возможные направления развития. Иными словами, индикативные планы не являются обязательными к исполнению, а носят рекомендательный характер. Плановые документы содержат лишь ориентиры государственного прогноза о желаемом развитии экономики, а также включают решения о государственных расходах и капиталовложениях.

Французская система  планирования имеет как общие  для любой системы планирования функции, так и специфические:

Планирование благоприятствует развитию рынка;

Планирование является результатом диалога и объединения  усилий различных экономических  и социальных агентов для решения  проблем в различных сферах (информационная функция);

Планирование сочетается с долгосрочным прогнозированием, обеспечивая целостное представление о дальнейших вариантах развития в средней и долгосрочной перспективе;

Наконец, планирование во Франции - руководство к действию, а не директивное указание.

В целом французская  система планирования отличается гибкостью структуры и организации, согласованностью на всех этапах разработки плана. Существенную роль в этом играет Генеральный Комиссариат планирования, обеспечивающий реализацию плана, контроль за его выполнением, а также занимающийся решением долгосрочных структурных проблем и прогнозированием.

Следует отметить, что  за все время своего существования  система французского планирования не оставалась неизменной, а отражала экономико-политическую ситуацию в  стране. Так, если первые планы были направлены исключительно на модернизацию французской экономики в послевоенный период, то последние планы стали носить приоритетный стратегический характер, а отраслевые программы стали центральным их элементом. Одновременно планирование превратилось из инструмента регулирования экономики в средство поддержки бизнеса.

Индикативное планирование во Франции на современном этапе  приближается к стратегическому  планированию крупных транснациональных  корпораций и служит одним из средств, позволяющих направлять и регулировать современную сложную и конкурентную экономику, где субъекты хозяйствования должны постоянно адаптироваться к эволюциям технологий, идей и международного окружения.

В этих условиях государство  по-прежнему играет важную роль в регулирование  рыночной системы. Западные эксперты до сих пор называют французскую экономическую политику «дирижизмом»: сохраняется крупная государственная собственность, а деятельность бизнеса строго регламентируется. Однако, именно благодаря этому во 2-ой половине ХХ века Франции удается занять одно из ведущих мест на мировой арене. В настоящее время Франция занимает пятое место по душевому ВВП и четвертое место - по доли в мировом экспорте среди стран Западной Европы.

 

 

25. План материально-технической  обеспеченности

Разработка планов материально-технического обеспечения производства способствует более успешному решению проблем снабжения сырьем, материалами, комплектующими, топливом, энергией и другими ресурсами. От качественного и своевременного обоснования плана зависит выполнение производственной программы предприятия.

В структуре затрат промышленного  производства доля материальных затрат достигает 70 и более процентов. Поэтому  снижение материалоемкости продукции  является важнейшим направлением снижения ее себестоимости.

В ходе разработки плана материально-технического обеспечения должна предусматриваться максимально возможная экономия ресурсов. Она достигается путем замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми, уменьшения отходов и потерь за счет внедрения новых прогрессивных технологических процессов, снижения массы машин и изделий без ухудшения их качества, более точного расчета конструкций, выбора оптимальных запасов прочности, правильного выбора размеров, марок и профилей материалов. Рациональное расходование материальных ресурсов - важнейший фактор повышения эффективности производства. Экономия материальных ресурсов способствует ускорению темпов роста производства, так как при том же количестве предметов труда может быть обеспечен больший объем выпуска продукции.

Поэтому задачей плана материально-технического обеспечения является определение оптимальной потребности предприятия в материальных ресурсах для осуществления производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. При этом различают потребность к расходу и к завозу.

Потребность к расходу устанавливает количество материалов, которые необходимы предприятию для выполнения плана объема продаж и других работ, связанных с производством и реализацией продукции, для ремонтно-эксплуатационных нужд, капитального строительства и др.

Потребность к завозу показывает, сколько предприятие должно получить материалов из внешних источников.

План материально-технического обеспечения состоит из двух частей:

1) расчетов потребности  в материально-технических ресурсах;

2) балансов материально-технического  обеспечения.

Расчет потребности  материально-технических ресурсов в зависимости от характера применяемых материалов производится в следующих таблицах:

- потребность в сырье  и материалах;

- потребность в топливе  и энергии;

- потребность в оборудовании.

Определение потребности  в материальных ресурсах производится по основным направлениям производственно-хозяйственной  деятельности в соответствии с прогрессивными нормами их расхода с учетом плана  организационно-технических мероприятий по применению экономичных видов материалов, отходов производства, вторичных материальных и топливно-энергетических ресурсов.

Балансы материально-технического обеспечения разрабатываются в виде перспективных, годовых, квартальных и месячных планов снабжения, определяющих потребность в материальных ресурсах и источники их получения.

Исходными данными для  разработки плана материально-технического обеспечения являются:

- планируемый объем  выпуска продукции в ассортименте  и номенклатуре;

- информация о конъюнктуре рынка товаров;

- прогрессивные нормы расхода  материальных ресурсов;

- анализ расхода материальных  ресурсов в отчетном периоде;

- изменение остатков незавершенного  производства на начало и конец  планового периода;

- планы технического и организационного развития, технического перевооружения и реконструкции предприятия, капитального строительства.

План материально-технического обеспечения  является основой заключения договоров  с поставщиками соответствующих  материальных ресурсов.

При планировании потребности в материально-технических ресурсах используется ряд методов расчета. Их выбор определяется особенностями потребления материалов и наличием соответствующей информации. Наиболее общими из этих методов являются метод прямого счета; методы, основанные на учете данных о рецептурном составе продукции, нормативных сроках износа, формулах химических реакций.

Отличительные особенности определения  потребности в оборудовании вытекают из различия участия его в процессе производства по сравнению с материалами. Оборудование переносит свою стоимость на готовый продукт по частям и практически не изменяет своих физико-химических свойств, а материалы после их потребления теряют свою потребительную стоимость, переходя во вновь созданный продукт, и полностью переносят на него свою стоимость.

Информация о работе Стратегическое планирование