Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 08:04, шпаргалка
Ответы на 64 вопроса.
- матричная.
Структура организации
Основные
структурные подразделения
22. Торговое предприятие как система, вид, свойства системы, краткая характеристика.
Торговое предприятие - имущественный комплекс:
- используемый
организацией для купли-
- включающий
земельные участки, здания, сооружения,
оборудование, инвентарь, товары, права
требования, долги, фирменное наименование,
товарные знаки, знаки
К характерным признакам функционирования предприятия как производственной системы относятся:
Предприятие представляет собой динамичную систему, обладающую способностью претерпевать изменения, переходить их одного качественного состояния в другое, оставаясь в то же время системой благодаря таким ее свойствам, как:
результативность (способность получать эффект, создавать нужную потребителю продукцию); надежность (устойчивое функционирование, обеспечиваемое внутренними резервами, системой управления, кооперацией с другими производственными системами); гибкость (возможность производственной системы приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды); долговременность (способность производственной системы в течение длительного времени сохранять результативность); управляемость (допустимость временного изменения процессов функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий Управляемость обеспечивается внутренними резервами, разделением системы на подсистемы, а также ограничением размеров системы).
Предприятие – это сложная социально-экономическая система, в которой можно выделить иерархические, функциональные и информационные (кибернетические) подсистемы.
Предприятие
как иерархическая система
Функциональные подсистемы производства:
1. Подсистема
элементов производства –
2. Подсистема
производственного процесса –
техническая подготовка
3. Подсистема
инфраструктуры производства –
техническое обслуживание и
4. Подсистема
управления производством –
Информационные подсистемы:
1. Субъект
управления – поддерживает
2. Объект управления.
Принципы
формирования системы
Классификация промышленных предприятий:
1. По потребляемому сырью:
a. Добывающее.
b. Обрабатывающее.
2. По отраслевой принадлежности.
3. По режиму работы в течение года:
a. Круглогодичные.
b. Сезонные.
4. По типу производства:
a. Единичные.
b. Серийные.
c. Массовые.
5. По
охвату стадий
a. С
полным циклом производства, где
реализуются все стадии
b. С неполным циклом производства.
6. По
степени непрерывности
a. С
непрерывным циклом
b. С прерывным (дискретным) циклом производства.
7. По назначению готовой продукции:
a. Производящие средства производства (продукция производственного назначения).
b. Производящие
предметы потребления.
24. Планирование, определение, стадии функции планирования.
Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
Постановка целей и задач
Составление программы действий
Выявление необходимых ресурсов и их источников
Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них
Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Имеет важную роль в жизни
Планирование - вид управленческой деятельности, связанный:
- с определением целей управляемой системы;
- c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; и
- c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей.
Результатом планирования является план.
Стадии планирования -
- анализ
состояния системы и
- определение цели системы и способов ее достижения;
- доведение планов до всех (ответственных) исполнителей;
- выбор методов оперативного контроля.
Функции планирования
Распорядительство, или командование, является одной из всегда реализуемых функций управления вне зависимости от личности руководителя и тех подходов, теорий, целей и задач управления, которые данный руководитель ставит перед собой или возглавляемой им организацией. Руководитель не может не распоряжаться или не командовать, иначе наступает застой, а затем паралич в деятельности организации. Как реализуется руководителем функция распорядительства, во многом зависит от личности руководителя, его властных качеств, влияния на подчиненных. Чем больше полномочий руководитель делегирует подчиненным, тем меньше ему самому приходится распоряжаться. В этом случае, хотя работа перекладывается на плечи других лиц, распорядительские функции подчиненных возрастают. Соответствующим образом возрастает их влияние. Искусство руководить во многом проявляется в умении руководителя сохранить баланс между распорядительством и делегированием.
Мотивация. Функция мотивации состоит в обеспечении работой всех работников организации. Если работники не будут просто работать, то все остальные функции управления бессмысленны. В качестве побуждающих действий или мотивов для выполнения работы могут служить самые различные основания. Традиционно с времен древности мотивация обеспечивалась угрозами и палкой, а для приближенных - наградами, В более позднее время (XIX - XX вв.) в качестве основного мотива для успешной работы использовалось материальное или денежное вознаграждение. Считалось, что чем больше платить человеку за работу, тем лучше он ее будет делать. Это заблуждение просуществовало до последнего времени. К сожалению, многие руководители так думают и сегодня. На этом подходе к мотивации находилась, например, школа научного управления. Авторы поведенческого подхода к управлению продемонстрировали несостоятельность использования только одного материального стимулирования к работе. Удалось доказать, что мотивация (как возникновение у человека внутреннего побуждения к действиям) формируется на основе набора потребностей (ценностей), которые для разных людей могут быть абсолютно разными, а кроме того, меняются в зависимости от ситуации даже для одного и того же лица.
25. Технология планирования (подходы), краткая характеристика.
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
Реактивное планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях "сверху вниз". Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.