Совершенствование системы нововведений на примере ООО «DVD Hollywood»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:31, дипломная работа

Краткое описание

Объект данного дипломного проекта – ООО «DVD Hollywood», предмет – процесс разработки и внедрения нововведений.
Цель – совершенствование системы нововведений на примере ООО «DVD Hollywood».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты нововведений или инноваций.
Дать характеристику рассматриваемому предприятию.
Провести диагностику существующей системы нововведений.
Разработать проект мероприятий по совершенствованию системы нововведений.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты процесса нововведений 5
1.1 Понятие нововведение 5
1.2 Разработка инновационной стратегии бизнеса 13
1.3 Управление инновациями 17
1.4 Современные практические приемы инновационного менеджмента 20
1.5 Сопротивление изменениям 29
1.6 Методология совершенствования системы нововведений 43
2 Развитие процесса нововведений в ООО «DVD Hollywood» 45
2.1Краткая характеристика ООО «DVD Hollywood» 45
2.2 Исследование системы нововведений в организации 46
2.3.Разработка проекта рекомендаций по совершенствованию системы нововведений 51
Заключение 60
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Курсовой Мишарин.docx

— 184.11 Кб (Скачать)

 

Инновация как экономическая  категория отражает наиболее общие  свойства, признаки, связи и отношения  производства и реализации нововведений. Сущность инновации проявляется  в ее функциях. Функции инновации  отражают ее назначение в экономической  системе государства и ее роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют инновации в повышении  конкурентоспособности предприятий.

Можно сказать, что инновация  выполняет следующие три функции:

  • воспроизводственную;
  • инвестиционную;
  • стимулирующую.

Воспроизводственная функция  означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от инновации и использовании ее в качестве источника финансовых ресурсов.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том  числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов инноваций. Таким  образом, использование прибыли  от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации  прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль  служит стимулом для предпринимателя  для внедрения новых инноваций; побуждает его постоянно изучать  спрос, совершенствовать организацию  маркетинговой деятельности, применять  современные методы управления финансами. Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции инновации9.

Побудительным механизмом развития инноваций, в первую очередь, является рыночная конкуренция. В условиях рынка  производители продукции или  услуг постоянно вынуждены искать пути сокращения издержек производства и выхода на новые рынки сбыта. Поэтому предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные  инновации, получают весомое преимущество перед конкурентами.

Инновация является реализованным  на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт  или операцию (технологию, процесс). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что при всем разнообразии рыночных новшеств важным условием для их практической реализации в бизнесе является привлечение  инновационных инвестиций в достаточном  объеме.

В силу своей специфики  малым предприятиям приходится проявлять  большую активность на рынке, используя  свою гибкость и способность к  быстрой переориентации. Поэтому  зачастую именно малые предприятия  становятся первооткрывателями новых  продуктов и новых технологий в различных отраслях. Как уже  было замечено, инновационная деятельность способствует повышению выживаемости компании в конкурентной борьбе, что  особенно важно для малого предприятия. Кроме того, при реализации инновации, предложенной к продаже, происходит обмен «деньги — инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и  продаже инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых  инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Инновационный процесс означает инновационную деятельность какого-либо предприятия. Он направлен на разработку и реализацию результатов научно-технических изысканий в виде нового продукта или нового технологического процесса. В общем плане, инновационный процесс — это последовательная цепь событий, в ходе которой новшество «вызревает» от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике.

Инновационный процесс представляет собой последовательность действий по инициации инновации, по разработке новых продуктов и операций, по их реализации на рынке и по дальнейшему  распространению результатов.

Инновационный процесс включает в себя семь элементов, соединение которых  в единую последовательную цепочку  образует структуру инновационного процесса10.

К этим элементам относятся:

  • инициация инновации;
  • маркетинг инновации;
  • выпуск (производство) инновации;
  • реализация инновации;
  • продвижение инновации;
  • оценка экономической эффективности инновации;
  • диффузия (распространение) инновации.

Началом инновационного процесса является инициация. Инициация —  это деятельность, состоящая в  выборе цели инновации, постановке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее технико-экономическом  обосновании и в материализации идеи. Материализация идеи означает превращение  идеи в товар (имущество, новый продукт  и т.д.).

После обоснования нового продукта проводятся маркетинговые  исследования предлагаемой инновации, в ходе которых изучается спрос  на новый продукт, определяется объем  выпуска продукта, определяются потребительские  свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации  как товару, выходящему на рынок. Затем  производится продажа инновации, то есть появление на рынке небольшой  партии инновации, ее продвижение, оценка эффективности и диффузия.

Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию инноваций (реклама, организация  процесса торговли и др.).

Результаты реализации инновации  и затраты на ее продвижение подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая  эффективность инновации.

Инновационный процесс заканчивается  диффузией инновации. Диффузия (лат. diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.

Внедряя инновации в практику предпринимательской деятельности, очень важно знать, какие факторы  способны затормозить или ускорить инновационный процесс11. Основные факторы, влияющие на развитие инновационного процесса, приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 –  Факторы влияющие на развитие инновационного процесса

Группа факторов

Факторы, препятствующие инновационной  деятельности

Факторы, способствующие инновационной  деятельности

Экономические, технологические

Недостаток средств для финансирования инновационных проектов, слабость материальной и научно – технической базы, отсутствие резервных мощностей, доминирование  интересов текущего производства

Наличие резерва финансовых и материально  – технических средств, прогрессивных  технологий, необходимой инфраструктуры

Политические, правовые

Ограничения со стороны антимонопольного, налогового, амортизационного, патентно – лицензионного законодательства

Законодательные меры (особенно льготы) поощряющие инновационную деятельность, гос.поддержка

Социально – психологические, культурные

Сопротивление переменам, которые могут  вызвать такие последствия как  изменение статуса сотрудников, необходимость поиска новой работы, перестройка новой работы, перестройка  устоявшихся способов деятельности и т.д.

Моральное поощрение участников инновационного процесса, общественное признание, обеспечение  возможностей самореализации, освобождение творческого труда, нормальный психологический  климат в коллективе

Организационно - управленческие

Устоявшаяся организационная структура  компании, излишняя централизация, авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков информации, ведомственная  замкнутость, трудность межотраслевых  и межорганизационных взаимодействий, жесткость в планировании, ориентация на сложившиеся рынки, на краткосрочную  окупаемость, сложность согласования интересов участников инновационного процесса

Гибкость оргструктуры, демократичный  стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок, децентрализация, автономия.


 

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают  во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности  и установки людей изменяются по мере того, как они переходят  от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и  услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность  жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации  представляет собой «определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла  инновации играет принципиальную роль при планировании производства инноваций  и при организации инновационного процесса. Эта роль заключается в  следующем:

  • концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития;
  • концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;
  • концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование»12.

Инновационное предпринимательство  как бизнес-процесс включает в  себя следующие стадии: поиск инновационной  идеи и ее оценка, составление бизнес-плана  инновационного проекта, поиск необходимых  ресурсов, управление созданным предприятием.

Более подробно основные стадии инновационной деятельности представлены на следующей схеме:

 

 

Рисунок 1 –  Стадии инновационной деятельности

 

Теоретически, чем «моложе» фаза, на которой находится нововведение, тем больше его перспективы на рынке. Но многое зависит от того, как  долго будет этот продукт создаваться. Поэтому чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность того, что нововведение будет иметь успех. Иногда внедрение  новшества растягивается на долгие годы, а за этот период появляются другие инновации, и продукт в итоге  уже не будет иметь большой  ценности13.

1.2 Разработка инновационной стратегии бизнеса

Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать  на них вовремя.

Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В  обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых  достигаются поставленные цели (принимаются  решения). Стратегия означает взаимосвязанный  комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного  предприятия (фирмы) по отношению к  его конкурентам. Это детальный  всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

Под инновационной стратегией компании обычно понимают стратегию  использования нововведений. Если руководство  компании поддерживает попытки реализовать  нововведение, вероятность того, что  оно будет принято к внедрению  в организации, возрастает.

Все большее число фирм признает необходимость инновационного планирования и активно внедряет его. Это обусловлено растущей конкуренцией: нельзя жить только сегодняшним днем, приходится постоянно искать и внедрять нововведения, предвидеть и планировать  возможные изменения, чтобы выжить и выиграть в конкурентной борьбе.

Проектирование инновационных  преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации.

Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы  с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

  • основное направление деятельности фирмы;
  • рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей);
  • культуру организации, ее традиции, рабочий климат.

Стратегическое инновационное  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды  фирмы, в ходе которого:

  • оцениваются изменения, происходящие в планируемом периоде;
  • выявляются факторы, угрожающие позициям фирмы;
  • исследуются факторы, благоприятные для деятельности фирмы
  • планируются нововведения, которые позволят компании укрепить свои рыночные позиции.

Процессы и изменения  во внешней среде оказывают важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, —  это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и  выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.).

Целесообразно провести анализ по следующим направлениям:

  • оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приемы продвижения товаров и т.п.);
  • исследовать влияние внешней среды на конкурентов;
  • попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию, составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия14.

Информация о работе Совершенствование системы нововведений на примере ООО «DVD Hollywood»