Совершенствование системы нововведений на примере ООО «DVD Hollywood»

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 05:31, дипломная работа

Краткое описание

Объект данного дипломного проекта – ООО «DVD Hollywood», предмет – процесс разработки и внедрения нововведений.
Цель – совершенствование системы нововведений на примере ООО «DVD Hollywood».
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты нововведений или инноваций.
Дать характеристику рассматриваемому предприятию.
Провести диагностику существующей системы нововведений.
Разработать проект мероприятий по совершенствованию системы нововведений.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты процесса нововведений 5
1.1 Понятие нововведение 5
1.2 Разработка инновационной стратегии бизнеса 13
1.3 Управление инновациями 17
1.4 Современные практические приемы инновационного менеджмента 20
1.5 Сопротивление изменениям 29
1.6 Методология совершенствования системы нововведений 43
2 Развитие процесса нововведений в ООО «DVD Hollywood» 45
2.1Краткая характеристика ООО «DVD Hollywood» 45
2.2 Исследование системы нововведений в организации 46
2.3.Разработка проекта рекомендаций по совершенствованию системы нововведений 51
Заключение 60
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Курсовой Мишарин.docx

— 184.11 Кб (Скачать)

Тщательное изучение сильных  и слабых сторон конкурентов и  сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать  стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней  среды относятся социально-поведенческие  и экологические. Фирма должна учитывать  также изменения в демографической  ситуации, образовательном уровне и  др. Например, потребности подготовки кадров для рыночной экономики, переход  к которой осуществляется в России, расширяет рынки учебников по менеджменту и маркетингу.

Анализ внутренней среды  проводится с целью выявления  сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

Разработка и внедрение  стратегии обычно осуществляется по следующей схеме:

Рисунок 2 – «Схема разработки и внедрения стратегии»

 

Заметим, что разработка инновационной  стратегии редко бывает чисто  формальной, и сама стратегия должна постоянно корректироваться с учетом изменяющейся внешней среды и  внутренних условий в организации. Поэтому задача руководства предприятия  состоит не только в том, чтобы  грамотно сформулировать стратегию, но и в том, чтобы правильно выбрать  механизм ее реализации с учетом особенностей бизнеса и условий внешней среды на рынке.

Выделяют следующие основные типы инновационных стратегий:

1. Наступательная — характерна  для фирм, основывающих свою деятельность  на принципах предпринимательской  конкуренции. Она свойственна  малым инновационным фирмам, или  так называемым фирмам — эксплерентам, специализирующимся на создании  «прорывных» нововведений. Почти  все средства, по большей части  привлеченные, тратятся такими компаниями  на НИОКР. 

2. Оборонительная — направлена  на то, чтобы удержать конкурентные  позиции фирмы на уже имеющихся  рынках. Главная функция такой  стратегии — активизировать соотношение  «затраты — результат» в инновационном  процессе. Такая стратегия также  требует интенсивных НИОКР. К  такой стратегии могут прибегать  как крупные, так и средние  компании.

3. Имитационная — используется  фирмами, имеющими сильные рыночные  и технологические позиции. При  этом копируются основные потребительские  свойства нововведений, выпущенных  на рынок другими компаниями. Такая стратегия обычно характерна  для крупных компаний (так называемых  фирм-виолентов), которые стараются  опередить конкурентов за счет  серийности производства и эффекта  масштаба. В России к ним можно  отнести крупные комплексы оборонной  и гражданской промышленности.

4. Стратегия «ниши» —  заключается в приспособлении  к узким сегментам широкого  рынка (нишам) путем специализированного  выпуска новой или модернизированной  продукции с уникальными характеристиками. В «нишевой» (патиентной) стратегии  четко прослеживаются две составляющие: ставка на дифференциацию продукции  и необходимость сосредоточить  максимум усилий на узком сегменте  рынка. Фирмы — патиенты могут  быть разных размеров: малые, средние  и изредка даже крупные. Для  таких компаний, как правило, характерны  средние расходы на НИОКР. 

Помимо указанных основных стратегий, существует достаточно большое  количество вариантов выбора стратегической позиции на основе разнообразных  моделей инновационного или стратегического  планирования, некоторые из которых  рассмотрены ниже.

При выборе инновационной  стратегии обычно принимают во внимание рыночную позицию фирмы, проводимую ей научно-техническую политику, а  также стадию жизненного цикла, на которой  находятся те или иные продукты или  услуги, предлагаемые фирмой15.

1.3 Управление инновациями

Инновационный менеджмент —  это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций16.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов  и особой стратегии управления. В  совокупности эти приемы и стратегия  образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный  менеджмент.

Управление инновациями  — сравнительно новое понятие  в научно-технической, производственно-технологической  и административной сферой деятельности профессиональных управляющих. Инновационный  менеджмент основывается на следующих  ключевых моментах:

  • поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
  • организация инновационного процесса для данной инновации;
  • процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления.

Стратегия определяет общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление  и средство достижения цели прекращает свое существование.

Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей  тактики инновационного менеджмента  является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно  рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента  состоит из двух подсистем: управляющей  подсистемы (субъект управления) и  управляемой подсистемы (объект управления).

Субъектом управления может  быть один или группа работников, которые  осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления.

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс  и экономические отношения между  участниками рынка инноваций17.

Связь субъекта управления с  объектом управления осуществляется посредством  передачи информации. Эта передача информации и представляет собой  процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет  определенные функции, которые определяют формирование структуры системы  управления.

Различают два типа функций  менеджмента инноваций:

  • функции субъекта управления;
  • функции объекта управления.

Функции субъекта управления:

    1. функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей;
    2. функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике;
    3. функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур;
    4. функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров;
    5. функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов;
    6. функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций;
    7. функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

К функциям объекта управления относятся:

    1. рисковое вложение капитала;
    2. организация инновационного процесса;
    3. организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации  венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую  операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно  обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации  инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

Организация инновационного менеджмента на предприятии представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его  элементов в едином процессе управления инновациями.

Внедрение инновационного менеджмента  в контексте деятельности малого предприятия это переход на новый, более совершенный способ организации  деятельности, обеспечивающий рост возможностей малого предприятия. Сам факт внедрения  нововведения на предприятии свидетельствует  о переходе к более высокому уровню производственных возможностей, то есть является показателем развития компании18.

Процесс организации инновационного менеджмента на предприятии состоит  из следующих взаимосвязанных этапов:

  • определение цели управления инновацией;
  • выбор стратегии менеджмента инновации;
  • определение приемов управления инновацией;
  • разработка программы управления инновацией;
  • организация работ по выполнению программы;
  • контроль за выполнением намеченной программы;
  • анализ и оценка эффективности приемов управления инновацией;
  • корректировка приемов менеджмента инновации.

Организация инновационного менеджмента закладывается уже  при создании и реализации инновации, то есть в самом инновационном  процессе. Инновационный процесс  служит тем фундаментом прочности, от которого будет зависеть эффективность  использования приемов инновационного менеджмента.

В первую очередь, необходимо определить цель управления данным новым  продуктом или операцией. Целью  инновационного менеджмента может  быть прибыль, расширение сегмента рынка, выход на новый рынок и т.п.

Следующим важным этапом организации  инновационного менеджмента является выбор стратегии управления инновациями. От правильно выбранной стратегии  управления зависит результативность и эффективность инноваций.

Подходы к приемам по управлению инновациями зависят от цели управления, конкретных задач по управлению и  могут быть самыми разными. Более  подробно практические приемы инновационного менеджмента описаны в следующем  разделе.

Важными этапами организации  инновационного менеджмента являются разработка программы управления инновацией и организация работы по выполнению намеченной работы. Программа управления инновацией представляет собой согласованный по срокам, результатам и финансовому обеспечению комплекс действий для достижения поставленной цели.

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является организация  работы по выполнению намеченной программы  действий, то есть определение отдельных  видов мероприятий, объемов и  источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации  инновационного менеджмента является также контроль за выполнением намеченной программы действий.

Не менее важны анализ и оценка эффективности приемов  управления инновацией. При анализе  прежде всего выявляют: помогли ли используемые приемы достигнуть поставленной цели, как быстро, с какими усилиями и затратами была достигнута эта  цель, нельзя ли методы менеджмента  инноваций использовать более эффективно.

Заключительным этапом организации  инновационного менеджмента является возможная корректировка приемов  управления инновацией.

1.4 Современные практические  приемы инновационного менеджмента

Движение инновации всегда связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому  все приемы инновационного менеджмента  основаны на денежных отношениях, возникающих  в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием  всех приемов инновационного менеджмента  является воздействие на инновации  денежных отношений, возникающих между  производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем  этой инновации с другой.

Воздействие приемов инновационного менеджмента может быть направлено на область производства и/или продажи  нововведения. Эти направления определяются структурой инновационного процесса19.

Приемы инновационного менеджмента  можно разделить на следующие  группы:

    1. приемы, воздействующие только на производство инновации;
    2. приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации;
    3. приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации.

Информация о работе Совершенствование системы нововведений на примере ООО «DVD Hollywood»