Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 12:05, дипломная работа
Цель исследования:
изучить формирование ценностных ориентаций современных муниципальных служащих.
Задачи исследования:
- провести психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- выявить и рассмотреть противоречия между принципами, задача-ми и реальной практикой муниципальной службы;
- определить и обосновать оценку и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- обосновать роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей.
Эмпирические задачи:
- подобрать диагностические методики для изучения ценностных ориентаций муниципальных служащих;
- определить процедуру оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих;
- оценить наличие связи между содержанием ценностных ориентаций муниципальных служащих и показателями их профессиональной эффективности.
Введение 3
1. Ценностные ориентации муниципальных служащих, теоретический анализ 3
1.1 Общая характеристика муниципальной службы 3
1.2 Психологический анализ профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
1.3 Противоречия между принципами, задачами и реальной практикой муниципальной службы 3
1.4 Роль личностных особенностей (ценностных ориентаций, мотивов) муниципальных служащих для реализации своих профессиональных обязанностей 3
1.5 Оценка и критерии эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих 3
2 Экспериментальное исследование особенностей ценностных ориентаций у муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
2.1 Организационная структура городского округа г. Рыбинск 3
2.2 Организация исследования 3
2.3 Методы и методики исследования 3
Методика «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
Методика 2 «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 3
3. Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций муниципальных служащих 3
3.1 Результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)» 3
3.2 Результаты исследования по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича 3
3.3. Процедура оценки эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих администрации городского округа город Рыбинск 3
3.4 Статистическая обработка результатов эмпирического исследования 3
Заключение 3
Библиографический список 3
Приложение 1. Анкета муниципального служащего……………….………77
Приложение 2. Результаты анкетирования муниципального служащего..83
Приложение 3. Данные по методике «Опросник терминальных ценностей» (И.Г. Сенин).......................................................................................................85
Приложение 4. Данные по методике "Ценностные ориентации" (М.Рокич)…………………………………………………………………….86
Приложение 5. Аттестационный лист муниципального служащего………90
Приложение 6. Результаты эмпирического исследования по методике «Опросник терминальных ценностей»………………………………………89
Приложение 1
Анкета муниципального служащего
«Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)»
Инструкция:
Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-бальной шкале следующим образом:
1 – если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения;
2 – если для Вас это имеет небольшое значение;
3 – если для Вас это имеет определенное значение;
4 – если для Вас это важно
5 – если для Вас это очень важно.
Прошу Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому я надеюсь на Вашу искренность.
№ |
Желания и стремления человека |
Оценка по 5-ти бальной шкале |
1 |
В работе быстро достигать намеченных целей. |
|
2 |
Создавать что-то новое в изучаемой Вами области знаний. |
|
3 |
Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни. |
|
4 |
Иметь интересную работу, полностью поглощающую Вас. |
|
5 |
Учиться, чтобы не отстать от людей Вашего круга в образовании. |
|
6 |
Вести такой образ семейной жизни, который цениться обществом. |
|
7 |
Чтобы люди Вашего круга в свободное время увлекались тем же, чем Вы. |
|
8 |
Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность. |
|
9 |
Чтобы облик Вашего жилища постоянно изменялся. |
|
10 |
Получить высшее образование или поступить в аспирантуру; или получить ученую степень. |
|
11 |
Чтобы Ваша семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния. |
|
12 |
Избегать конформизма в своих общественно-политических взглядах. |
|
13 |
В своем увлечении быстро достигать намеченных целей. |
|
14 |
Учиться, чтобы «не затеряться в толпе». |
|
15 |
Иметь приятельские отношения с коллегами по работе. |
|
16 |
Состоять членом какого-либо клуба по интересам. |
|
17 |
Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью. |
|
18 |
Вместе с семьей посещать театры, художественные выставки, концерты. |
|
19 |
Чтобы Ваше увлечение подчеркивало Вашу индивидуальность. |
|
20 |
Чтобы уровень образования помог бы Вам укрепить свое материальное положение. |
|
21 |
Как оценивают Вашу работу другие люди. |
|
22 |
Общаться с разными людьми, активно участвуя в общественной деятельности. |
|
23 |
Учиться, чтобы «не зарывать свой талант в землю». |
|
24 |
Чтобы Ваши дети опережали в своем развитии сверстников. |
|
25 |
В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее. |
|
26 |
Чтобы Ваша профессия подчеркивала Вашу индивидуальность. |
|
27 |
Чтобы не отстать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью. |
|
28 |
Чтобы уровень Вашей образованности позволял Вам чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми. |
|
29 |
Сохранять полную свободу и независимость от членов Вашей семьи. |
|
30 |
Чтобы Ваше увлечение помогало Вам укрепить свое материальное положение. |
|
31 |
Быть рационализатором, новатором. |
|
32 |
Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью. |
|
33 |
Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний. |
|
34 |
Быть лидером в Вашей семье. |
|
35 |
Знать свои способности в сфере Вашего хобби. |
|
36 |
Чтобы на работе можно было бы приобретать различные дефицитные товары. |
|
37 |
Применять свои собственные методы в общественной деятельности. |
|
38 |
Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки Вашей натуры. |
|
39 |
Полностью сосредоточиться на своем занятии, проводя свободное время за хобби. |
|
40 |
Быть полезным для общества. |
|
41 |
Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. |
|
42 |
Чтобы лидером в Вашей семье был какой-либо другой ее член, кроме Вас. |
|
43 |
Получать удовольствие не от результатов Вашей работы, а от ее процесса. |
|
44 |
Знать, какого уровня образования можно достичь с Вашими способностями. |
|
45 |
Занимать такое место в обществе, которое укрепило бы Ваше материальное положение. |
|
46 |
Тщательно планировать свою семейную жизнь. |
|
47 |
Чтобы во время работы сослуживцы постоянно были рядом. |
|
48 |
Чтобы жизнь нашего общества постоянно изменялась. |
|
49 |
Иметь супругу (супруга) из семьи высокого социального положения. |
|
50 |
Чтобы уровень Вашего образования помог бы Вам занять желаемую должность. |
|
51 |
Иметь собственные политические убеждения. |
|
52 |
Перед началом работы четко ее планировать. |
|
53 |
Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье. |
|
54 |
Увлекаясь чем-то в свободное время, общаться с людьми, увлекающимися тем же. |
|
55 |
Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину. |
|
56 |
Занимаясь общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения. |
|
57 |
Чтобы Ваша работа была не хуже, чем у других. |
|
58 |
Чтобы Ваш супруг (супруга) получал(а) высокую зарплату. |
|
59 |
Чтобы Ваше образование давало возможность для получения дополнительных материальных благ (гонорары, приобретение на льготных условиях дефицитных товаров, путевок и т.п.). |
|
60 |
Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми. |
|
61 |
Чтобы Ваша работа не противоречила Вашим жизненным принципам. |
|
62 |
В супружестве быть всегда абсолютно верным. |
|
63 |
В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель и т.п.). |
|
64 |
Повышать уровень своего образования, чтобы быть в кругу умных и интересных людей. |
|
65 |
Чтобы Ваши общественно-политические взгляды совпадали с мнением Ваших авторитетов. |
|
66 |
Иметь высокооплачиваемую работу. |
|
67 |
В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению. |
|
68 |
Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности. |
|
69 |
Приспособиться к характеру Вашего супруга (супруги), чтобы избежать семейных конфликтов. |
|
70 |
Тратить время на изучение новых веяний в Вашей профессиональной сфере. |
|
71 |
Чтобы увлечение занимало большую часть Вашего свободного времени. |
|
72 |
Вносить различные усовершенствования в сферу Вашего хобби. |
|
73 |
Чтобы уровень Вашего образования соответствовал уровня образования человека, мнение которого Вы цените. |
|
74 |
Завоевать уважение людей благодаря своему увлечению. |
|
75 |
Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность. |
|
76 |
Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия. |
|
77 |
Чтобы Ваши взгляды на жизнь проявлялись в Вашем увлечении. |
|
78 |
Учиться, получая при этом удовольствие. |
|
79 |
Чтобы приемы Вашей работы изменялись. |
|
80 |
Чтобы круг Ваших увлечений постоянно расширялся. |
«Ценностные ориентации» М. Рокича
Инструкция.
Ниже указаны 2 списка личностных ценностей. Ваша задача – отметить по степени значимости их для Вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни.
Внимательно изучите списки каждый в отдельности. В каждом из них выберите то утверждение (ценность), которое для Вас наиболее значимо, дайте ей первое место. Для этого поставьте в ячейку справа цифру 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и обозначьте ее цифрой 2. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная будет последней и займет 18 место. Проработав один список, переходите к другому.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, зачеркнув одну цифру и написав другую. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.
Задание 1: проранжировать список А и список В
Список А (терминальные ценности):
№ |
Терминальные ценности |
Значимое место |
1 |
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
|
2 |
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
|
3 |
здоровье (физическое и психическое); |
|
4 |
интересная работа; |
|
5 |
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); |
|
6 |
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
|
7 |
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
|
8 |
наличие хороших и верных друзей; |
|
9 |
общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
|
10 |
осознание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
|
11 |
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); |
|
12 |
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
|
13 |
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
|
14 |
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
|
15 |
счастливая семейная жизнь; |
|
16 |
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
|
17 |
творчество (возможность творческой деятельности); |
|
18 |
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
№ п/п |
Инструментальные ценности |
Значимое место |
1 |
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
|
2 |
воспитанность (хорошие манеры); |
|
3 |
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
|
4 |
жизнерадостность (чувство юмора); |
|
5 |
исполнительность (дисциплинированность); |
|
6 |
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
|
7 |
непримиримость к недостаткам в себе и других; |
|
8 |
образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
|
9 |
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
|
10 |
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
|
11 |
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
|
12 |
смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; |
|
13 |
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
|
14 |
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
|
15 |
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
|
16 |
честность (правдивость, искренность); |
|
17 |
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
|
18 |
чуткость (заботливость). |
Задание 2: выбрать из каждого списка 10 наиболее значимых ценностей, внести их в список В , из них выбрать 10 наиболее важных ценностей ( с 1 по 10 место).
Список В (наиболее важные ценности)
№ п/п |
Наиболее важные ценности |
Значимое место |
1 |
||
2 |
||
3 |
||
4 |
||
5 |
||
6 |
||
7 |
||
8 |
||
9 |
||
10 |
Приложение 2
Результаты анкетирования муниципальных служащих
Порядковый номер респондентов /Терминальные ценности |
Собственный престиж |
Высокое материальное положение |
Креативность |
Активные социальные контакты |
Развитие себя |
Достижения |
Духовное удовлетворение |
Сохранение собственной индивидуальности |
1 |
30 |
33 |
29 |
32 |
35 |
39 |
32 |
31 |
2 |
24 |
40 |
28 |
34 |
25 |
33 |
31 |
27 |
3 |
21 |
29 |
27 |
26 |
27 |
32 |
36 |
23 |
4 |
32 |
24 |
31 |
35 |
35 |
31 |
36 |
34 |
5 |
36 |
34 |
36 |
38 |
43 |
41 |
38 |
35 |
6 |
37 |
35 |
34 |
38 |
37 |
36 |
40 |
35 |
7 |
24 |
22 |
26 |
31 |
36 |
34 |
33 |
23 |
8 |
18 |
27 |
22 |
27 |
25 |
17 |
25 |
20 |
9 |
30 |
30 |
25 |
24 |
25 |
32 |
31 |
26 |
10 |
28 |
32 |
23 |
33 |
31 |
35 |
34 |
22 |
11 |
30 |
34 |
28 |
29 |
30 |
35 |
37 |
28 |
12 |
40 |
31 |
30 |
36 |
37 |
38 |
38 |
36 |
13 |
43 |
41 |
37 |
39 |
39 |
41 |
41 |
41 |
14 |
32 |
35 |
27 |
31 |
31 |
26 |
30 |
25 |
15 |
33 |
36 |
31 |
33 |
37 |
39 |
39 |
35 |
16 |
17 |
36 |
13 |
18 |
22 |
22 |
19 |
25 |
17 |
32 |
32 |
35 |
38 |
41 |
39 |
35 |
38 |
18 |
30 |
39 |
34 |
36 |
38 |
37 |
38 |
37 |
19 |
25 |
26 |
24 |
26 |
29 |
27 |
29 |
26 |
20 |
37 |
40 |
38 |
37 |
39 |
42 |
38 |
36 |
21 |
15 |
34 |
34 |
24 |
34 |
33 |
38 |
36 |
22 |
22 |
27 |
21 |
24 |
31 |
29 |
31 |
23 |
23 |
39 |
32 |
30 |
34 |
37 |
33 |
35 |
33 |
24 |
36 |
30 |
32 |
35 |
36 |
35 |
37 |
37 |
25 |
24 |
27 |
36 |
29 |
32 |
38 |
34 |
27 |
26 |
33 |
31 |
34 |
32 |
31 |
35 |
28 |
34 |
27 |
27 |
20 |
19 |
20 |
18 |
24 |
25 |
18 |
28 |
46 |
42 |
44 |
44 |
45 |
47 |
44 |
45 |
29 |
44 |
44 |
39 |
38 |
44 |
43 |
43 |
43 |
30 |
18 |
22 |
21 |
20 |
26 |
25 |
30 |
17 |
31 |
23 |
26 |
24 |
22 |
26 |
30 |
34 |
28 |
32 |
18 |
24 |
21 |
26 |
23 |
32 |
28 |
20 |
33 |
18 |
26 |
27 |
22 |
28 |
28 |
31 |
24 |
34 |
32 |
34 |
31 |
35 |
30 |
39 |
31 |
27 |
35 |
25 |
33 |
25 |
26 |
28 |
29 |
29 |
26 |
Итого |
1019 |
1108 |
1016 |
1072 |
1131 |
1176 |
1178 |
1041 |
Порядковый номер респондента/Жизненная сфера |
Профессиональная жизнь |
Обучение и образование |
Семейная жизнь |
Общественная жизнь |
Увлечения |
1 |
58 |
57 |
55 |
50 |
41 |
2 |
61 |
51 |
52 |
47 |
31 |
3 |
49 |
43 |
53 |
40 |
36 |
4 |
60 |
58 |
42 |
43 |
55 |
5 |
61 |
66 |
60 |
59 |
55 |
6 |
62 |
66 |
61 |
56 |
47 |
7 |
55 |
54 |
35 |
52 |
33 |
8 |
47 |
41 |
40 |
33 |
20 |
9 |
51 |
48 |
47 |
44 |
33 |
10 |
52 |
54 |
50 |
43 |
39 |
11 |
52 |
51 |
52 |
51 |
45 |
12 |
62 |
60 |
55 |
57 |
52 |
13 |
64 |
67 |
67 |
50 |
74 |
14 |
51 |
47 |
47 |
41 |
51 |
15 |
54 |
64 |
59 |
58 |
48 |
16 |
42 |
34 |
37 |
33 |
26 |
17 |
63 |
61 |
56 |
55 |
55 |
18 |
64 |
66 |
58 |
58 |
43 |
19 |
53 |
44 |
39 |
33 |
41 |
20 |
65 |
64 |
60 |
61 |
57 |
21 |
53 |
51 |
50 |
39 |
55 |
22 |
53 |
40 |
49 |
31 |
35 |
23 |
55 |
55 |
61 |
46 |
56 |
24 |
63 |
58 |
51 |
54 |
52 |
25 |
58 |
45 |
44 |
60 |
40 |
26 |
54 |
52 |
59 |
43 |
50 |
27 |
46 |
31 |
28 |
29 |
37 |
28 |
76 |
79 |
65 |
70 |
67 |
29 |
70 |
77 |
66 |
63 |
62 |
30 |
42 |
38 |
33 |
33 |
33 |
31 |
46 |
47 |
44 |
31 |
45 |
32 |
45 |
41 |
51 |
35 |
20 |
33 |
45 |
46 |
40 |
31 |
42 |
34 |
58 |
58 |
56 |
44 |
43 |
35 |
52 |
42 |
54 |
37 |
36 |
Итого |
1942 |
1856 |
1776 |
1610 |
1555 |