Ценностные ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации личности»
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
2.2 Анализ полученных результатов
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

исследовательская.docx

— 153.76 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава I. Психологическая  природа ценностных ориентаций личности

1.1 Теоретический анализ  понятий «ценность» и «ценностные  ориентации личности»

1.2 Место и роль системы  ценностных ориентаций в структуре  личности и её развития

Глава II. Экспериментальное  исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте

2.1 Разработка диагностической  и формирующей программы

2.2 Анализ полученных результатов

Рекомендации

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей. Социальные перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Входящие в жизнь молодые люди, уже не связанные с прежними ценностями, не в полной мере восприняли и ценности свободного демократического общества. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость. Структура ценностных ориентаций сложна и неоднородна, двойственность источников их развития, разноплановость выполняемых ими функций определяют и наличие моделей ценностных образований, различающихся критериями, положенными в их основание. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля. Наиболее интересный, с точки зрения формирования системы ценностных ориентаций личности, старший подростковый возраст. Подростковый возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Процесс формирования ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов[8,с.96].

Каждое общество имеет  уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представление о самом  себе, об окружающем мире, об отношении  к нему. Ребенок ориентируется  на оценки взрослых об окружающих предметах  и явлениях, а после уже ориентируется  на свои впечатления. Усвоение оценочных  норм происходит на основе соотношения  с поведением взрослых. Выработка  осознанной внутренней позиции происходит на протяжении всей жизни [9,с.56].

Каждый человек, принадлежащий  к какому-либо определенному обществу, в той или иной степени ориентируется  на весь набор ценностей, которыми он характеризуется. Но при этом значимость каждой ценности изначально у каждого  человека в жизни занимает разное положение. Индивид осознает мир  через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается  через призму социальных ценностей . Ценностные ориентации личности, как  и любое другое многозначное междисциплинарное  научное понятие, по-разному интерпретируется в произведениях разных авторов.

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с  окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую  систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов  структуры личности, занимая пограничное  положение между ее мотивационно-потребностной  сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции.

Ценностные ориентации как  одна из составляющих структуры личности изучается в рамках психологии, психологии личности, социальной психологии.

Таким образом, система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека. На разных возрастных этапах те или  иные аспекты развития системы ценностных ориентаций личности с определенной периодичностью выходят на первый план.

Цель нашей  работы - исследование иерархии ценностей и особенностей ценностных ориентаций личности.

Объект - ценностные ориентации личности подростков.

Предмет - формирование ценностных ориентаций личности подростков.

Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Анализ теоретических  подходов к изучению понятия,  структуры и содержания ценностных  ориентаций личности.

2. Выявление факторов, влияющих  на формирование ценностных ориентаций.

3. Определить иерархию  ценностей и особенности ценностных  ориентаций личности подростков.

4. Экспериментально выявить  различные типы ценностных ориентаций  у подростков.

Гипотеза - структура ценностных ориентаций является изменяющейся, причем она меняется на протяжении всей жизни. Но при этом начинает закладываться уже в подростковом возрасте.

Выборка составила 20 человек, учащихся 8 класса СОШ №65 города Тюмень.

Теоретическую основу исследования составляют научные работы: «Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании» Д.А.Леонтьева, работы М.Рокича о ценностях человека и их разделении на группы, а так же на работу Лисовского В.Г. «Духовный мир и ценностные ориентации молодежи».

 

 

 

 

Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности

1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации»

В научной литературе существует множество различных определений  понятия «ценность». В данной части  мы будем рассматривать два понятия  «ценности» и «ценностные ориентации». Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях  материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей  характерна высокая осознанность, они  отражаются в сознании в форме  ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения  людей и поведения индивида.

Что же подразумевается под  понятием «ценность»? Ценности - это  то, что особенно важно для нас, то, что определяет критерии выбора, при принятии самых разных решений. Ценности являются основой наших  поступков, намерений и отношений, как внутри, так и во вне.

Другое же понятие «ценностные  ориентации». Ценностные ориентации - а) этические, эстетические, политические, религиозные и т.п. основания - критерии, на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или  общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней  и способ ориентации; б) основания, по которым личность или группа «выстраивает»  воспринимаемые объекты, субъекты, явления  и события по степени их значимости.

Существует большое количество классификаций и подходов к изучению ценностных ориентаций. Определение  ценностных ориентаций начинается с  попытки соотнесения с другими  понятиями.

Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры  личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, всей совокупностью его  переживаний и отграничивающие  значимое, существенное для данного  человека от незначимого несущественного[1,с.301].

Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуры сознания, программы  и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу, инструментальные ориентации на конкретные объекты и (или) виды деятельности и  общения как средство достижения целей.

По мнению философии, ценностные ориентации, это главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного  типа поведения и деятельности и  выражается в направленности потребностей и интересов. Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и  непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие  качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и  идеалам, способность к волевым  усилиям во имя этих идеалов и  ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в  поведении. Неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре  личности [32,с.87].

Ценностные ориентации (англ. value orientations) -- важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, гражданские свободы, творчество, труд и т. п.). В социологических концепциях ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания, в отличие от обучения [2,с.146].

Ценности - это духовные и  материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются основой и целью  воспитания [6,с.75].

Р.Хейвигхерст считает  главной задачей развития личности самоопределение в сферах общечеловеческих ценностей и выработка собственной  ценностной системы.

Ценностные ориентации - личностное образование, отношение  личности к ценности, которое характеризуется  осознанностью, устойчивостью, положительной  эмоциональной окрашенностью, готовность реализовать ценность в деятельности [29,с.232].

Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления  и развития как отдельных отраслей знания (Титаренко А.И., Николаичев Б.О. 2004). Этапность формирования системы  ценностных ориентаций, занимая важнейшее  место в ряде теорий развития, соответствует  общей периодизации индивидуального  развития.

Аристотель впервые вводит термин «ценимое». При этом он выделяет ценимые («божественные», такие как  душа, ум) и хвалимые (оцененные, вызывающие похвалу) блага, а также блага-возможности (власть, богатство, сила, красота), которые  могут использоваться как для  добра, так и для зла.

Т.Гоббс впервые ставит вопрос о субъективности, относительности  ценностей. По его представлению, ценностные суждения обусловлены человеческими  интересами и склонностями и поэтому  не могут быть истинными в научном  смысле. В качестве научной основы определения ценностных понятий  Т.Гоббс пытается использовать социально-экономические  подходы: «…ценность человека, подобно  всем другим вещам, есть его цена, то есть она составляет столько, сколько  можно дать за пользование его  силой, и поэтому является вещью  не абсолютной, а зависящей от нужды  в нем и оценки другого» [24,с.115].

И.Кант пытался придать  научное значение этическим ценностям  личности. Н.Гартман пишет об особом «царстве ценностей», носящих неизменный, вечный, абсолютный характер. «Царство ценностей» находится за пределами  как действительности, так и сознания человека. В его представлении  сознание определяется двумя сферами: реальной действительностью и идеальным  долженствованием. «Детерминациями» сознания человека в этих сферах являются, соответственно, воля и ценности, при этом ценности выступают в качестве ориентира  для волевого усилия, а воля - в  качестве средства реализации ценностей. Смысл ценностей заключается, в  согласовании действительности с должным  и утверждении того, что является ценным. Ценности, по его словам, являются « творящими принципами реальности».

Э.Дюркгейм в своих произведениях  анализировал взаимовлияние ценностно-нормативных  систем личности и общества. По его  мнению, система ценностей общества представляет собой совокупность ценностных представлений отдельных индивидов.

Г.Олпорт, полагая, что источником большинства ценностей личности является мораль общества, выделяет также  ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами, например, любознательность, эрудиция, общение и т.д. Моральные  нормы и ценности формируются  и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают скорее в качестве средств, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Как пишет Олпорт, «ценность, в моем понимании, - это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для  него принципиальную важность» [27,с.98].

Развитие личности, по Л.С. Выготскому, обусловлено освоением  индивидом ценностей культуры, которое  опосредовано процессом общения.

С.Л.Рубенштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения  мира и человека, выражая то, что  в мире, включая и то, что создает  человек в процессе истории, значимо  для человека».

Г. Дюпон связывает формирование ценностных ориентаций со стадиями эмоционального развития человека, отражающими динамику его эмоциональной оценки собственных  взаимоотношений с другими людьми. Он таким образом выделяет 6 стадий: эгоцентрично-внеличностная, стадия личных отношений, межличностная, психологическая, стадия автономии, высшая интегративная  стадия.

Информация о работе Ценностные ориентации