Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.
Введение
Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации личности»
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
2.2 Анализ полученных результатов
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
И.С.Кон говорит, что система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.
На формирование ценностной сферы личности влияет весь процесс формирования личности в целом.
Б.С. Волков определял ценностные
ориентации как сознательный регулятор
социального поведения
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [19,с.16].
С точки зрения В.Г.Алексеевой, система ценностных ориентаций - это «основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей» [23,с.356].
Таким образом, ценностные ориентации
- сложный социально-
Ценностные ориентации задают
общую направленность интересам
и устремлениям личности; иерархию
индивидуальных предпочтений и образцов;
целевую и мотивационную
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и ее развитии
Личность, представляя собой
динамическую систему, находится в
состоянии непрерывного изменения
и развития. В процессе такого личностного
становления постепенно все большее
значение приобретают его внутренние
движущие силы, позволяющие человеку
все более самостоятельно определять
задачи и направление собственного
развития. Система ценностных ориентаций
личности выступает в качестве регулятора
и механизма такого развития, определяя
форму реализации намеченных целей
и при утрате ими побудительной
силы в результате их достижения стимулируя
постановку новых значимых целей (Леонтьев
А.Н.,2004). В свою очередь, достигаемый
уровень развития личности последовательно
создает все новые предпосылки
для развития и совершенствования
системы ее ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации личности, как
и любое другое многозначное междисциплинарное
научное понятие, по-разному интерпретируются
в произведениях различных
Многие авторы считают, что ценностные образования являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек приобретает смысл жизни, переживая определенные ценности. Как констатирует Д.А.Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.
М.Рокич определяет ценности
как « устойчивое убеждение в
том, что определенный способ поведения
или конечная цель существования
предпочтительнее с личной или социальной
точек зрения, чем противоположный
или обратный способ поведения, либо
конечный способ существования» (Реан
А.А., 2000). По его мнению, ценности личности
характеризуются следующими признаками:
истоки ценностей прослеживаются в
культуре, обществе и личности; влияние
ценностей практически во всех социальных
феноменах, заслуживающих изучения;
общее число ценностей, являющихся
достоянием человека, сравнительно невелико;
все обладают одними и теми же ценностями,
хотя и в различной степени; ценности
организованы в системы. Для характеристики
социальной регуляции поведения
человека часто используется понятие
«социальная установка», или «аттитюд»,
который У. Томас и Ф. Знанецкий
определяли как «состояние сознания
индивида относительно некоторой социальной
ценности», «психологическое переживание
индивидом ценности, значения, смысла
социального объекта» [13,с.372]. В отличие
от установки, имеющей скорее неосознанный
характер, аттитюд понимается как
осознанное явление, которое человек
может выразить в языке. Аттитюды,
помогая человеку осмыслить явления
социальной действительности, выполняют
функцию выражения того, что для
него является важным, значимым, ценным.
Таким образом, аттитюды представляют
собой средство вербализованного выражения
ценностей как более общих, абстрактных
принципов применительно к
Установки, аттитюды и ценностные
ориентации личности регулируют реализацию
потребностей человека в различных
социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет
все описанные выше регулятивные
образования как диспозиции, т. е.
«предрасположенности». В своей
«диспозиционной концепции
Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость и многомерность определяет возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума [21,208].
С точки зрения А. И. Донцова, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс целеполагания человека.
Таким образом, система ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим органом. Ценностные ориентации являются психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, при этом сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему. Систему ценностных ориентаций личности можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как « жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер [17,с.44].
По словам Б.Ф.Ломова, «ценностные
ориентации, как и любую психологическую
систему, можно представить как
многомерное динамическое пространство,
каждое измерение которого соответствует
определенному виду общественных отношений
и имеет у каждой личности различные
веса». Я. Гудечек полагает, что система
ценностей имеет «горизонтально
- вертикальную» структуру. Под горизонтальной
структурой им подразумевается
Принцип иерархии ценностей,
многоуровневость, является важнейшей
характеристикой системы
Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума [31,с.92].
Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия (Крайг Г.,2000). Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обуславливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.Система ценностных
2.Развитие системы ценностных
ориентаций личности
3.Формирование ценностных
ориентаций личности в
4.По мере взросления
на формирование ценностных
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
Для практического обоснования темы курсового исследования был выбран ряд диагностических методик. Среди них:
1) Тест Рокича «Ценностные ориентации»
2) Методика изучения внешних
и внутренних ценностей
3) Методика «Диагностика
реальной структуры ценностных
ориентаций личности С.С.
тип данных |
диагностические методики |
|
L |
Анкета |
|
Т |
Тест Рокича «Ценностные ориентации» |
|
Q |
Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности |
|
Q |
Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова» |
|
Тест Рокича «Ценностные ориентации» (Леонтьев Д.А. 2002) основан на ранжировании списка ценностей. Зачастую данную методику стараются подкреплять данными других методик. М. Рокич разделял ценности на два класса: терминальные и инструментальные. Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Сначала предъявляется набор терминальных, затем набор инструментальных
ценностей. Дается следующая инструкция: « сейчас вам будут предъявлены набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. [5,с.184]. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций личности. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности[20,43]
Ее авторами являются О.И.Мотков
и Т.А.Огнева. Цель методики - изучение
степени значимости и реализации
ценностных ориентаций личности, их индивидуальной
и групповой структуры, конфликтности
и атрибуции приписывания, причин
их осуществления. Методика состоит
из двух заданий. Задание №1: к нему
дается следующая инструкция: « оцените,
пожалуйста, значимость и степень
осуществления возможных
Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубнова» [30с.431]
Методика предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Методика содержит 66 закрытых вопросов, направленных на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Для обработки используется объединение всех вопросов по группам ценностей: приятное времяпровождение, отдых; высокое материальное состояние; поиск и наслаждение прекрасным; помощь и милосердие людям; любовь; познание нового в мире; высокий социальный статус и управление людьми; признание, уважение людей и влияние на окружающих; общение; здоровье. По данным параметрам вопросы сортируются, и после делается качественный анализ о том, какие ценности у респондента преобладают, а какие стоят на последнем месте по значимости.