Ценностные ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации личности»
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
2.2 Анализ полученных результатов
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

исследовательская.docx

— 153.76 Кб (Скачать)

2.2 Анализ полученных  результатов

Проведение диагностического комплекса методик проводилось с учениками 8 класса СОШ №65 города Тюмени. Этапы проведения методик отражены в таблице 1, методики проводились дважды, разница между их проведением 2 месяца, это было проведение формирующего эксперимента.

Таблица 1. Проведение диагностического комплекса курсового исследования.

 

Название методики

Первое проведение (дата занятия)

Повторное проведение (дата занятия)

 

Методика Рокича « Ценностные ориентации»

21 сентября 2010 год

25 ноября 2010 год

 

Методика «Изучение внешних  и внутренних ценностей личности»

23 сентября 2010 год

29 ноября 2010 год

 

методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова»

27 сентября 2010 год

3 декабря 2010 год

 
       

Кроме того, в течение  исследования были собраны L, T и Q- данные, отраженные в таблице 2.

Таблица 2.

 

ФИО учащегося

Увлечения

(хобби)

Учащегося

Успеваемость

Особенности личности

 

Иванова Ирина

Танцы, муз.школа, кружок рисования

Отличная

Высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Васин Игорь

Танцы

Отличная

Средний уровень развития памяти, высокий уровень развития внимания, мышления(преобладает словесно-логическое мышление), низкий уровень тревожности, уровень самооценки в норме.

 

Сухоручкина Светлана

Муз.школа

Выше среднего

Средний уровень развития внимания, памяти , мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Семенов Всеволод

-

Выше среднего

Высокий уровень развития памяти( преобладает образная память), высокий уровень мышления, концентрация внимания снижена, тревожность отсутствует, уровень самооценки в норме.

 

Шинкарева Кристина

Спорт. Школа

Средняя

Низкий уровень развития памяти, концентрация внимания снижена( повышенная отвлекаемость), средний  уровень развития мышления, низкий уровень тревожности, уровень самооценки в норме.

 

Игнатьев Денис

-

Отличная

Высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, завышенная самооценка.

 

Игнатьва Екатерина

Танцы, спорт.школа

Средняя

Высокий уровень памяти, снижена концентрация внимания, средний  уровень развития мышления, средний  уровень тревожности, заниженная самооценка.

 

Николаев Михаил

-

Ниже среднего

Низкий уровень развития памяти и мышления, но при этом высокая  концентрация внимания, повышенный уровень  тревожности, заниженная самооценка.

 

Смирнов Слава

Спорт.школа, муз.школа, драм.кружок

Выше среднего

Средний уровень развития памяти, мышления, внимания, тревожность  находится на среднем уровне, уровень  самооценки в норме.

 

Советова Елена

Кружок рисования

Средняя

Низкий уровень развития памяти, рассредоточенность повышена, средний уровень развития мышления(наглядно-образное мышление преобладает), высокий уровень  тревожности, заниженная самооценка.

 

Миндубаев Ашот

-

Низкая

Высокий уровень развития памяти(преобладает слуховая память), снижена концентрация внимания, низкий уровень развития мышления, повышенная тревожность, завышенная самооценка.

 

Славинский Вадим

Драм.кружок

Отличная

Высокий уровень развития внимания, памяти, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Мизхалова Анастасия

-

Средняя

Средний уровень развития памяти, внимания, мышления, тревожность  отсутствует, завышенная самооценка.

 

Абакумова Алена

Спорт.школа

Ниже среднего

Средний уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Абакумова Анна

Танцы, драм.кружок

Средняя

Высокий уровень развития памяти, снижена концентрация внимания, низкий уровень мышления, низкий уровень  тревожности, уровень самооценки находится  в норме.

 

Бодалева Александра

Танцы

Ниже среднего

Низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Николава Анастасия

-

Низкая

Низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Бобов Максим

Танцы, муз.школа, драм.кружок

Отличная

Высокий уровень развития мышления, внимания, памяти(преобладает  слуховая память), повышенный уровень  тревожности, заниженная самооценка.

 

Финочкина Олеся

Кружок рисования

Ниже среднего

Низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка.

 

Харитонов Кирилл

Спорт.школа

Отличная

Высокий уровень развития памяти, мышления, снижена концентрация внимания, уровень тревожности снижен, уровень самооценки находится в  норме.

 
         

После проведения методик  мы получили следующие результаты. Согласно методике Рокича «Ценностные  ориентации», терминальные и инструментальные ценности практически одинаково  распределились по значимости у всех респондентов. Распределение терминальных ценностей показало, что практически  у всех испытуемых на первом месте  находится свобода, после идет здоровье, развлечения, активная деятельная жизнь, любовь, уверенность в себе, интересная работа, остальные ценности заняли у респондентов последние позиции. Распределение инструментальных ценностей  показало, что ценности выявили четкие три позиции: на первом месте - независимость, на втором месте - смелость в отстаивании  своего мнения, взглядов, на третьем  месте - чуткость (заботливость).

Если эти данные отразить в таблице, начиная с самой  значимой ценности для респондентов, то это получится следующим образом.

Таблица 3. Терминальные ценности.

 

Ценность

% содержание выборов

 

Свобода

31%

 

Здоровье

27%

 

Развлечения

14%

 

Активная деятельная жизнь

11%

 

Любовь

10%

 

Уверенность в себе.

7%

 
     

Таблица 4. Инструментальные ценности.

 

Ценность

% содержание выборов

 

Независимость.

57%

 

Смелость в отстаивании  своего мнения, взглядов.

29%

 

Чуткость (заботливость).

14%

 
     

По всей методике можно  сделать следующий вывод: ученики 8 класса, распределяя ценности терминальные делают акцент на свободе, независимости, а так же здоровье и удовлетворение собственных потребностей, проявляя тем самым характерное для  подросткового возраста эгоцентрическую  позицию, желание быть отделенным от взрослых, четко отстаивать свою точку  зрения, а так же действовать по своим желаниям, вопреки запретам. Распределяя инструментальные ценности, ученики четко дают понять, что  для них важнее всего способность  действовать самостоятельно, решительно, смело отстаивать свое мнение и взгляды, но при этом оставаться чутким и  заботливым по отношению к окружающим, в частности близким.

После проведения развивающих  программ, которые включали в себя беседы, просмотр фильмов с психологическим  содержанием, контрольный этап формирующего эксперимента показал, что статус так  и остался для подростков ведущим  показателем, но при этом процентное содержание по терминальным и инструментальным ценностям практически стало  одинаковым, что говорит о том, что формирующий эксперимент  прошел успешно. Данные полученные на контрольном этапе отражены в  таблицах.

 

Таблица 5. Терминальные ценности.

 

Ценность

% содержание выборов

 

Свобода

30%

 

Здоровье

30%

 

Развлечения

12%

 

Активная деятельная жизнь

11%

 

Любовь

9%

 

Уверенность в себе.

8%

 
     

Таблица 6. Инструментальные ценности.

 

Ценность

% содержание выборов

 

Независимость.

36%

 

Смелость в отстаивании  своего мнения, взглядов.

35%

 

Чуткость (заботливость).

29%

 
     

Методика «Изучение внешних  и внутренних ценностей личности»  показала, что значимость ценностей  и способность (возможность) их осуществить  различаются. В диаграмме отражены первые 5 значимых ценностей, их значимость и осуществимость. Взят средний результат  по группе.

Диаграмма 1. Методика «Изучение  внешних и внутренних ценностей  личности»

 

Первый блок отражает значимость ценностей, второй блок отражает осуществимость ценностей. Согласно данной диаграмме  мы видим, что те ценности, которые  значимы для учеников 8 класса, не всегда могут быть реализованы с  той же успешностью, с которой  ставятся на первую позиции.

Качественный анализ методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова», позволил распределить все ценности по группам: приятное времяпровождение, высокое  материальное состояние, помощь и милосердие людям, любовь, познание нового в мире, высокий социальный статус, признание  и уважение, общение, здоровье. После  эти группы проранжировали по их значимости для респондентов. Ранжирование отражено в диаграмме 2.

Диаграмма 2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова»

Согласно диаграмме мы видим, что на первом месте у учеников 8 класса любовь, потом здоровье, на третьей позиции высокий социальный статус, а вот на последнем месте  признание и уважение. Следовательно, для них на данном возрастном этапе  не важно, уважают их, или нет, главное  какой статус в группе они занимают.

Из вышеизложенного можно  сделать следующие выводы:

1.При выполнении диагностической  программы было выявлено, что  подростки из всех ценностей  на первое место выводят инструментальные  ценности, в частности независимость,  а терминальные ценности занимают  последующие места; но при этом, не все ценности, которые занимают  первые места могут быть осуществимы.  Причем во всех методиках было  выявлено, что статус для подростков  на данном возрастном этапе  занимает первое место, и он  важнее при сопоставлении всех  параметров.

2. Программа формирующего  эксперимента успешно выполнена  и включена в представленную  работу. В процессе проведения  методик наблюдалась динамика  в группе, шли изменения.

3.После проведения контрольного  этапа были выявлены следующие  результаты: статус для подростков  так и остался ведущим критерием  при всех исследованиях, но  при этом сравнялись показатели  по терминальным и инструментальным  ценностям, они стали практически  наравне.

4.Основываясь на полученных  результатах и данных, можно сказать,  что цель достигнута, задачи решены  и могут использоваться в практической  деятельности.

 

Рекомендации

В связи с изменяющейся социальной ситуацией развития в  нашем мире меняются и приоритеты ценностей у подростков. На них  в первую очередь оказывают влияние  такие социальные институты, как  семья, СМИ и школа. В наших  силах направить ценности наших  детей.

Сделать это можно посредством  большего общения с детьми, обсуждения проблем, которые их волнуют, ведь зачастую результат общения может повлиять на дальнейший выбор того или иного  предпочтения у подростков. Подростковый период характеризуется тем, что  на данном этапе дети очень быстро и практически досконально впитывают  информацию, подаваемую из вне, причем, не всегда правильно расшифровав  ее. В наших силах обосновывать эту информацию. В школах же следует  больше времени уделять на классных часах обсуждением интересов, ценностей, которые выдвигают дети на первое место. При этом многие ценности после  обсуждения могут поменять позиции, так как, просто, если обосновав и  обсудив все ценности, подростки  увидят, что есть то, к чему следует  больше стремиться, что следует поставить  на первые жизненные позиции.

Система ценностных ориентаций неоднородна и начинает закладываться  в подростковом возрасте, а после  продолжает формироваться на протяжении всей жизни, постоянно расставляя ценности на разные позиции.

Тем самым можно сказать, что постоянное обсуждение, демонстрация ценностей и их значимости может  привести к принятию их подростками  и выдвижению их на доминирующие позиции.

Можно использовать ряд развивающих  техник в виде тренингов на развитие ценностных ориентаций. Пример одного тренинга представлен ниже.

Тренинг «Закончи предложения»

Цель- выявление ведущих  ценностных ориентаций. Для тренинга нужен мяч. Участники тренинга садятся  в круг. Ведущий становится в центр  и начинает хаотично бросать мяч  разным участникам при этом, прося  закончить предложения. Для тренинга предлагается закончить ряд предложений:

1. Для меня сейчас важно…

2. Для меня на последнем  месте в жизни…

3. Я очень хочу быть…

4. Я могу…, но это  для меня не важно… и т.д.такого  характера.

На примере тренинга можно  увидеть ведущие ценности. После  этого следует получить обратную связь, обсудив проведенное упражнение.

Констатирующий этап эксперимента был проведён в сентябре 2010 года, а контрольный этап в ноябре 2010 года.

1. На констатирующем этапе  эксперимента в методике Рокича  «Ценностные ориентации» были  выявлены различия в оценке  терминальных и инструментальных  ценностей. На контрольном этапе  эксперимента по данной методике, разница между процентным соотношением  инструментальных и терминальных  ценностей свелась к минимуму, они практически сравнялись.

2. В методике «Изучение  внутренних и внешних ценностей  личности» на констатирующем  и контрольном этапах, различий  замечено не было и в том  и в другом случае ценности  не всегда, по мнению учеников, могут быть реализованы.

3. Методика «Диагностика  реальной структуры ценностных  ориентаций личности С.С.Бубнова»  на констатирующем этапе эксперимента  показала следующее распределение  позиций ценностей:

А) любовь;

Б) социальный статус;

В) здоровье;

Г) признание и уважение;

На контрольном этапе  эксперимента ценности распредилились совершенно по-другому:

А) здоровье;

Б) любовь;

В) признание и уважение;

Г) социальный статус;

Социальный статус ушёл с  главенствующих позиций на последние  в связи с пересмотром мнений о важности ценностных ориентаций.

ценностный ориентация психологический  подростковый

 

 

Заключение

Если понимать систему  ценностных ориентаций как относительно динамическое образование, то можно  говорить о том, что формирование «высшего» уровня ценностной системы  и выбор наиболее высокоорганизованных механизмов ее развития определяется степенью выраженности индивидуальных особенностей человека (осмысленность  жизни, тревожность, эмоциональная  устойчивость, способность к ассертивному (избирательному, уверенному) поведению  и т.д.)

Ценностями могут обладать все члены общества, однако значимость их в индивидуальной иерархии является различной. Система ценностных ориентаций не является внутренне однородной структурой. У каждого индивида она индивидуально  сформирована (любая ценность у каждого  отдельно взятого человека может  занимать совершенно разные позиции, хотя они могут и совпадать).

Ориентация на ту или иную группу ценностей, то есть доминирование  в индивидуальной ценностной системе, может быть обусловлено действием  соответствующих психологических  механизмов ее формирования, в наибольшей степени присущих данной стадии индивидуального  развития. При этом разные ценности имеют разное происхождение. Одни ценности сформировались в течение жизни (здоровье, счастье и т.д.), а другие под влиянием общества и сложившейся  ситуации развития в обществе (социальный статус, наличие хороших и верных друзей и т.д.).

Информация о работе Ценностные ориентации