Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.
Введение
Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации личности»
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
2.2 Анализ полученных результатов
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
2.2 Анализ полученных результатов
Проведение диагностического комплекса методик проводилось с учениками 8 класса СОШ №65 города Тюмени. Этапы проведения методик отражены в таблице 1, методики проводились дважды, разница между их проведением 2 месяца, это было проведение формирующего эксперимента.
Таблица 1. Проведение диагностического
комплекса курсового
Название методики |
Первое проведение (дата занятия) |
Повторное проведение (дата занятия) |
|
Методика Рокича « Ценностные ориентации» |
21 сентября 2010 год |
25 ноября 2010 год |
|
Методика «Изучение внешних и внутренних ценностей личности» |
23 сентября 2010 год |
29 ноября 2010 год |
|
методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова» |
27 сентября 2010 год |
3 декабря 2010 год |
|
Кроме того, в течение исследования были собраны L, T и Q- данные, отраженные в таблице 2.
Таблица 2.
ФИО учащегося |
Увлечения (хобби) Учащегося |
Успеваемость |
Особенности личности |
|
Иванова Ирина |
Танцы, муз.школа, кружок рисования |
Отличная |
Высокий уровень развития памяти, мышления, внимания, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Васин Игорь |
Танцы |
Отличная |
Средний уровень развития
памяти, высокий уровень развития
внимания, мышления(преобладает словесно- |
|
Сухоручкина Светлана |
Муз.школа |
Выше среднего |
Средний уровень развития внимания, памяти , мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Семенов Всеволод |
- |
Выше среднего |
Высокий уровень развития памяти( преобладает образная память), высокий уровень мышления, концентрация внимания снижена, тревожность отсутствует, уровень самооценки в норме. |
|
Шинкарева Кристина |
Спорт. Школа |
Средняя |
Низкий уровень развития памяти, концентрация внимания снижена( повышенная отвлекаемость), средний уровень развития мышления, низкий уровень тревожности, уровень самооценки в норме. |
|
Игнатьев Денис |
- |
Отличная |
Высокий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, завышенная самооценка. |
|
Игнатьва Екатерина |
Танцы, спорт.школа |
Средняя |
Высокий уровень памяти, снижена концентрация внимания, средний уровень развития мышления, средний уровень тревожности, заниженная самооценка. |
|
Николаев Михаил |
- |
Ниже среднего |
Низкий уровень развития памяти и мышления, но при этом высокая концентрация внимания, повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка. |
|
Смирнов Слава |
Спорт.школа, муз.школа, драм.кружок |
Выше среднего |
Средний уровень развития памяти, мышления, внимания, тревожность находится на среднем уровне, уровень самооценки в норме. |
|
Советова Елена |
Кружок рисования |
Средняя |
Низкий уровень развития памяти, рассредоточенность повышена, средний уровень развития мышления(наглядно-образное мышление преобладает), высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. |
|
Миндубаев Ашот |
- |
Низкая |
Высокий уровень развития памяти(преобладает слуховая память), снижена концентрация внимания, низкий уровень развития мышления, повышенная тревожность, завышенная самооценка. |
|
Славинский Вадим |
Драм.кружок |
Отличная |
Высокий уровень развития внимания, памяти, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Мизхалова Анастасия |
- |
Средняя |
Средний уровень развития памяти, внимания, мышления, тревожность отсутствует, завышенная самооценка. |
|
Абакумова Алена |
Спорт.школа |
Ниже среднего |
Средний уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Абакумова Анна |
Танцы, драм.кружок |
Средняя |
Высокий уровень развития памяти, снижена концентрация внимания, низкий уровень мышления, низкий уровень тревожности, уровень самооценки находится в норме. |
|
Бодалева Александра |
Танцы |
Ниже среднего |
Низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Николава Анастасия |
- |
Низкая |
Низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Бобов Максим |
Танцы, муз.школа, драм.кружок |
Отличная |
Высокий уровень развития мышления, внимания, памяти(преобладает слуховая память), повышенный уровень тревожности, заниженная самооценка. |
|
Финочкина Олеся |
Кружок рисования |
Ниже среднего |
Низкий уровень развития памяти, внимания, мышления, повышенная тревожность, заниженная самооценка. |
|
Харитонов Кирилл |
Спорт.школа |
Отличная |
Высокий уровень развития памяти, мышления, снижена концентрация внимания, уровень тревожности снижен, уровень самооценки находится в норме. |
|
После проведения методик мы получили следующие результаты. Согласно методике Рокича «Ценностные ориентации», терминальные и инструментальные ценности практически одинаково распределились по значимости у всех респондентов. Распределение терминальных ценностей показало, что практически у всех испытуемых на первом месте находится свобода, после идет здоровье, развлечения, активная деятельная жизнь, любовь, уверенность в себе, интересная работа, остальные ценности заняли у респондентов последние позиции. Распределение инструментальных ценностей показало, что ценности выявили четкие три позиции: на первом месте - независимость, на втором месте - смелость в отстаивании своего мнения, взглядов, на третьем месте - чуткость (заботливость).
Если эти данные отразить
в таблице, начиная с самой
значимой ценности для респондентов,
то это получится следующим
Таблица 3. Терминальные ценности.
Ценность |
% содержание выборов |
|
Свобода |
31% |
|
Здоровье |
27% |
|
Развлечения |
14% |
|
Активная деятельная жизнь |
11% |
|
Любовь |
10% |
|
Уверенность в себе. |
7% |
|
Таблица 4. Инструментальные ценности.
Ценность |
% содержание выборов |
|
Независимость. |
57% |
|
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов. |
29% |
|
Чуткость (заботливость). |
14% |
|
По всей методике можно сделать следующий вывод: ученики 8 класса, распределяя ценности терминальные делают акцент на свободе, независимости, а так же здоровье и удовлетворение собственных потребностей, проявляя тем самым характерное для подросткового возраста эгоцентрическую позицию, желание быть отделенным от взрослых, четко отстаивать свою точку зрения, а так же действовать по своим желаниям, вопреки запретам. Распределяя инструментальные ценности, ученики четко дают понять, что для них важнее всего способность действовать самостоятельно, решительно, смело отстаивать свое мнение и взгляды, но при этом оставаться чутким и заботливым по отношению к окружающим, в частности близким.
После проведения развивающих программ, которые включали в себя беседы, просмотр фильмов с психологическим содержанием, контрольный этап формирующего эксперимента показал, что статус так и остался для подростков ведущим показателем, но при этом процентное содержание по терминальным и инструментальным ценностям практически стало одинаковым, что говорит о том, что формирующий эксперимент прошел успешно. Данные полученные на контрольном этапе отражены в таблицах.
Таблица 5. Терминальные ценности.
Ценность |
% содержание выборов |
|
Свобода |
30% |
|
Здоровье |
30% |
|
Развлечения |
12% |
|
Активная деятельная жизнь |
11% |
|
Любовь |
9% |
|
Уверенность в себе. |
8% |
|
Таблица 6. Инструментальные ценности.
Ценность |
% содержание выборов |
|
Независимость. |
36% |
|
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов. |
35% |
|
Чуткость (заботливость). |
29% |
|
Методика «Изучение внешних и внутренних ценностей личности» показала, что значимость ценностей и способность (возможность) их осуществить различаются. В диаграмме отражены первые 5 значимых ценностей, их значимость и осуществимость. Взят средний результат по группе.
Диаграмма 1. Методика «Изучение внешних и внутренних ценностей личности»
Первый блок отражает значимость ценностей, второй блок отражает осуществимость ценностей. Согласно данной диаграмме мы видим, что те ценности, которые значимы для учеников 8 класса, не всегда могут быть реализованы с той же успешностью, с которой ставятся на первую позиции.
Качественный анализ методики «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова», позволил распределить все ценности по группам: приятное времяпровождение, высокое материальное состояние, помощь и милосердие людям, любовь, познание нового в мире, высокий социальный статус, признание и уважение, общение, здоровье. После эти группы проранжировали по их значимости для респондентов. Ранжирование отражено в диаграмме 2.
Диаграмма 2. Методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С.Бубнова»
Согласно диаграмме мы
видим, что на первом месте у учеников
8 класса любовь, потом здоровье, на
третьей позиции высокий
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1.При выполнении
2. Программа формирующего
эксперимента успешно
3.После проведения
4.Основываясь на полученных
результатах и данных, можно сказать,
что цель достигнута, задачи решены
и могут использоваться в
Рекомендации
В связи с изменяющейся социальной ситуацией развития в нашем мире меняются и приоритеты ценностей у подростков. На них в первую очередь оказывают влияние такие социальные институты, как семья, СМИ и школа. В наших силах направить ценности наших детей.
Сделать это можно посредством
большего общения с детьми, обсуждения
проблем, которые их волнуют, ведь зачастую
результат общения может
Система ценностных ориентаций неоднородна и начинает закладываться в подростковом возрасте, а после продолжает формироваться на протяжении всей жизни, постоянно расставляя ценности на разные позиции.
Тем самым можно сказать, что постоянное обсуждение, демонстрация ценностей и их значимости может привести к принятию их подростками и выдвижению их на доминирующие позиции.
Можно использовать ряд развивающих техник в виде тренингов на развитие ценностных ориентаций. Пример одного тренинга представлен ниже.
Тренинг «Закончи предложения»
Цель- выявление ведущих ценностных ориентаций. Для тренинга нужен мяч. Участники тренинга садятся в круг. Ведущий становится в центр и начинает хаотично бросать мяч разным участникам при этом, прося закончить предложения. Для тренинга предлагается закончить ряд предложений:
1. Для меня сейчас важно…
2. Для меня на последнем месте в жизни…
3. Я очень хочу быть…
4. Я могу…, но это
для меня не важно… и т.д.
На примере тренинга можно
увидеть ведущие ценности. После
этого следует получить обратную
связь, обсудив проведенное
Констатирующий этап эксперимента был проведён в сентябре 2010 года, а контрольный этап в ноябре 2010 года.
1. На констатирующем этапе
эксперимента в методике
2. В методике «Изучение
внутренних и внешних
3. Методика «Диагностика
реальной структуры ценностных
ориентаций личности С.С.
А) любовь;
Б) социальный статус;
В) здоровье;
Г) признание и уважение;
На контрольном этапе эксперимента ценности распредилились совершенно по-другому:
А) здоровье;
Б) любовь;
В) признание и уважение;
Г) социальный статус;
Социальный статус ушёл с главенствующих позиций на последние в связи с пересмотром мнений о важности ценностных ориентаций.
ценностный ориентация психологический подростковый
Заключение
Если понимать систему ценностных ориентаций как относительно динамическое образование, то можно говорить о том, что формирование «высшего» уровня ценностной системы и выбор наиболее высокоорганизованных механизмов ее развития определяется степенью выраженности индивидуальных особенностей человека (осмысленность жизни, тревожность, эмоциональная устойчивость, способность к ассертивному (избирательному, уверенному) поведению и т.д.)
Ценностями могут обладать все члены общества, однако значимость их в индивидуальной иерархии является различной. Система ценностных ориентаций не является внутренне однородной структурой. У каждого индивида она индивидуально сформирована (любая ценность у каждого отдельно взятого человека может занимать совершенно разные позиции, хотя они могут и совпадать).
Ориентация на ту или иную
группу ценностей, то есть доминирование
в индивидуальной ценностной системе,
может быть обусловлено действием
соответствующих