Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:03, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” общество, и поэтому исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой. В подростковом возрасте личность испытывает острый кризис в процессе формирования ценностных ориентаций.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Ценностные ориентации личности: методико-теоретический аспект понятия, содержания и структуры………………………………5
Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» личности…………………………………………5
1.2.Содержание и структура ценностных ориентаций…………………...14
Глава 2. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте………………………20
2.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….20
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций подростков……………………………………………………………………29
Заключение………………………………………………………………….37
Выводы………………………………………………………………………38
Литература…………………………………………………………………..39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КЫРГЫЗСКО – РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Возрастные особенности
Бишкек-2011
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ценностные ориентации личности: методико-теоретический аспект понятия, содержания и структуры………………………………5
1.2.Содержание
и структура ценностных
Глава 2. Проблемы формирования ценностных ориентаций в подростковом возрасте……………………………………………………20
2.1. Психологические особенности подросткового возраста…………….20
2.2. Факторы, влияющие на
формирование ценностных
Заключение……………………………………………………
Выводы………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Актуальность темы исследования. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры. Набор ценностей, которые усваивает индивид в процессе социализации ему “транслирует” общество, и поэтому исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой. В подростковом возрасте личность испытывает острый кризис в процессе формирования ценностных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из подростков базовых ценностей (смысл жизни, понятие о жизни, духовность, патриотизм и многое другое).
Практически все психологи сходятся на том, что подростковый возраст является совершенно особым этапом развития личности [1;8;9;10;14].
Б.С. Волков отмечал, что взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Именно в подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Этот круг интересов является психологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики. Развивается интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным [5,с.102].
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах, которые выступают в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации и являются факторами, оказывающими влияние на формирование ценностных ориентаций личности.
Ценностные ориентации как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Многие ученые (Б.Г. Ананьев, Т.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский,.Т. Здравомыслов, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов,,В.Н. Мясищев, Г. Олпорт, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, В. Франкл, В.А. Ядов) рассматривают проблему ценностей в связи с источниками активности человека – потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности.
Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова и др.
В своей работе под ценностными ориентациями мы понимаем систему личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям.
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования.
Основная цель – исследование иерархии ценностей и динамики ее изменения во временной перспективе у подростков.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) анализ теоретических подходов
к понятию, содержанию и
2) анализ психологического развития в подростковом возрасте;
3) выявление преобладающих ценностей в подростковом возрасте.
Гипотеза. Мы предполагаем, что возраст влияет на ценностные ориентации личности.
Объект исследования: ценностные ориентации личности в подростковом возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций подростков и временной перспективы личности.
Метод исследования – библиографический.
Глава 1. Ценностные ориентации личности: методико-теоретический аспект понятия, содержания и структуры
1.1.Теоретический
анализ понятий «ценности» и
«ценностные ориентации»
Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность – это представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом[2].
Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и другие. Внутригрупповые ценности – политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни [23,с.155]. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.
В научной литературе
существует множество различных
определений понятия “ценность”
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: 1) значимость (Тугаринов В.П., Архангельский Л.М., Фролов И.Т., Щепаньский Я.., Наумова Н.Ф.) и 2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Фролович Л.Н., Архангельский Л.М., Здравомыслов А.Г., Ядов В.А., Рубинштейн С.Л.)
Так же можно выделить особенности исследования ценностей в рамках различных наук. Для философского исследования характерны: глобальность, а также рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом и культурном. Для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., попытки классификации ценностей по различным основаниям (Косова Л.Б., Попова И.М., Лапин Н.И., Рокич М., Шварц Ш.), выделение структуры ценностей личности.
Формирование ценностной структуры является важным фактором процесса социализации личности.
Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида [4,с.28].
Ценностные ориентации – это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного [7,с.97].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, но четкое разграничение между этими понятиями отсутствует. Различия были либо по параметру «общее - индивидуальное», либо по параметру «реально действующее - рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [3; с. 35].
В философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов”[27,с.732.]. “Развитые ценностные ориентации – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…”[Там же].
В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях: 1) “идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов по их значимости. … Формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”. [25, с.373]. Только социально зрелая личность может осознанно сделать свой выбор.
Для реализации ценностных предпочтений человеку необходим предмет, имеющий цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». [24, с. 365]. И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».
У каждого человека может быть своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций подростков, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости подростка. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [22; с. 42-48].
Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как «личность».
Р.С. Немов под «личностью» понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [17,с.23].
В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.
В.С. Мухина личность определяла так: Личность – это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества. Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека.
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы –это основные направления научного поиска.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.
Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек очень часто попадает в ситуации, требующие от него принятия какого-либо решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы – главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
Информация о работе Ценностные ориентации в подростковом возрасте