Ценностные ориентации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:24, дипломная работа

Краткое описание

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Оглавление

Введение.
1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций.
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества.
1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе.
2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
2.1. Описание предмета изучения.
2.2. Описание метода изучения и структура исследования.
2.3. Количественный анализ полученных данных.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации младших школьников.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

Ценностные ориентации младших школьников

Содержание

 

Введение.

1. Теоретическое  обоснование проблем исследования  ценностных ориентаций.

1.1. Основные характеристики  ценностей современного общества.

1.2. Характеристика ценностных  ориентаций детей младшего школьного  возраста.

Выводы по первой главе.

2. Социологическое  исследование ценностных ориентаций  детей младшего школьного возраста.

2.1. Описание предмета  изучения.

2.2. Описание метода изучения  и структура исследования.

2.3. Количественный анализ  полученных данных.

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

 

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Человек одновременно и субъект  и объект всех общественных отношений.

Формирование личности, как  объекта общественных отношений рассматривается в социологии в контексте двух взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации.

Социализация – это  процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях, школе, средства массовой информации и т. д. Для успешной социализации (становления личности), по Д.Смелзеру, необходимо действие трех факторов: ожидания, изменения поведения и стремление соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами: социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Идентификация – это способ осознания принадлежности к той  или иной общности. Через идентификацию  дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.

В своей работе я планирую дать теоретический и эмпирический анализ характеристики и факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций подростков, что и является целью нашего исследования.

Задачи:

1. Изучение специализированной  литературы.

2. Выявление возможностей  исследовать поставленную проблему.

3. Обнаружение факторов  влияющих на формирование ценностей  младших школьников.

4. Формулировка стратегических  и тактических ориентаций в  социально-психологическом изучении  ценностей.

Объект исследования –  ценностные ориентации младших школьников.

Субъектом исследования являются школьники начальной школы.

Исследование состоит  из трех частей:

Подготовительный этап. Выявление  проблемной ситуации, характеристика выдвинутой проблемы; информационно-поисковый  анализ разработанности темы.

Оперативный этап. Моделирование  объекта, уточнение проблемной ситуации, ее логический анализ в опорных понятиях, формулирование проблем.

Результативный этап. План исследования, методы сбора и анализа  информации, интерпретация полученных данных.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы научного познания: теоретический анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое  исследование, и математическая обработка  результатов исследования.

Данная работа включает в  себя две главы: 1. Теоретический  анализ ценностных ориентаций, и 2. Экспериментальной – изучение ценностей младших школьников.

 

1. Теоретическое  обоснование проблем исследования  ценностных ориентаций

 

1.1. Основные характеристики  ценностей современного общества

 

Социологию ценности интересуют, прежде всего, как фактор, играющий определенную роль в регуляции социальных взаимодействий.

Ценности выступают как:

желательное, предпочтительное для данного индивида, социальной общности, общества, т.е. социального  субъекта состояние социальных связей, содержание идей;

критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности;

регулируют социальное взаимодействие;

внутренне побуждают к  деятельности.

Регулируются ценности экономические  и нравственные, политические и эстетические. Ценности существуют как целостная  система.

Каждая система ценностей  имеет как бы одно основания. Таким  фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой  форме: как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и  счастье.

Немалыми различиями могут  характеризоваться системы ценностей  социальных слоев, классов, групп общества; существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными  группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную  ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

В стабильных обществах конфликты  ценностей решаются в рамках имеющейся  культуры. При этом «вечными» остаются споры эгоистов и альтруистов, возникают  «вечные» проблемы с ценностями поколений. Но общество живет, развивается культура, сохраняя свою ценность.

В нашем обществе сужена зона совпадения ведущих ценностей. Конфликты не могут быть решены в  рамках старых представлений и идеалов  – это создает реальную угрозу существованию общества. Различие в  системе ценностей и идеалов  не должно заслонять то общее, что  объединяет носителей единой культуры (да и цивилизации). Осознание социально-групповых, классовых интересов не должно вести  к их абсолютизации, чему мы следовали  долгие годы. Важно обеспечить в  культуре всех членов общества приоритет  тех ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

Выше сказанное можно  дополнить данными исследований социологов.

По данным опроса, проведенного в июле-октябре прошлого года Российско-американского  неправительственного центра по правам человека, около 95% россиян наибольшее значение придают социальной защищенности, неприкосновенности личности и имущества. В ходе опроса, в котором участвовали  около 5 тыс. человек из 10 областей России, наименьшее количество респондентов (30-40%), отдали предпочтение свободе слова  и свободе совести. Для 70% россиян  наиболее важны справедливая оплата труда, свобода передвижения и право  на частную собственность.

В последние годы наше общество стремительно меняется, меняется и  модель поведения, и ценностные ориентиры. Но меняется не только наше общество, меняется весь мир.

За истекшие после войны  четверть века мы стали свидетелями  рождения нового типа общества – «развитого индустриального». Доминирующий в эти  годы стиль жизни мы определяем словом «авантюристы» – я бы сравнил  их с «новыми русскими», которые  с опозданием на поколение открыли  для себя прелести общества потребления  и наслаждаются им столь же жадно, как наши отцы.

Человек, преследующий высокие  идеалы и цели, энергично вмешивается  в жизненные процессы, ускоряя  их, сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, сами при этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни  сохраняет непосредственную наглядность  жизненных явлений, становясь, сродни чувству прекрасного.

Смысл человеческой жизни (в  самом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя свои потребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развития содержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человека смыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишь возможность.

Она имеет объективную  значимость, смысл лишь постольку, поскольку  выражает закономерности реальной жизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотиться в  процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели не реализована в конкретной жизнедеятельности  людей, она останется только возможностью, целью-мечтой, далеко от объективной  действительности.

 

1.2. Характеристика  ценностных ориентаций детей  младшего школьного возраста

 

О том, насколько глубоко  нежелательные изменения затрагивают  современное общество, можно судить по детям.

В течение последних 10 лет  мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.

Особенно поражает резкий рост количества «плохих поступков», под которыми мы понимаем не только шалости и непослушание, но и насилие  в школах, преступления, наркомания и алкоголизм. Проявление девиантного поведения это проблема не только социологов, но и психологов, педагогов, медиков, политиков и экономистов. Это проблема всего общества.

Приходится констатировать, что в наше время агрессивность, которая формируется в детях, проявляется в форме откровенного насилия. По словам некоторых учителей средних общеобразовательных школ, проблемное поведение детей и  подростков стало возникать и  вне рамок школы, при этом исходит  оно от тех школьников, от которых  его труднее всего было ожидать. Вместе с тем, происходит чрезмерно  быстрое взросление детей. Также  нельзя не учитывать изменения требований к детям и подросткам. За последнее  десятилетие взрослые стали предъявлять  очень большие требования к детям: это усложнение обучающих программ (введение новых предметов в начальной  школе), введение экзаменов, срезов и  т.п. А готовы ли взрослые сами к подобным сложностям? Что родители и учителя  дали взамен?

Ответить на эти и многие другие вопросы мы не сможем, да это  и не является целью нашей работы. Но мы знаем одно: формирование ценностных ориентаций у младших школьников необходимо, так как ценности, привитые с детства программируют наше поведение в дальнейшем, они являются установками, по которым человек выбирает свой путь.

Процесс становления культуры личности характеризуется отношением к данному явлению, поэтому формирование культуры личности – это, прежде всего  воспитание отношения к ней. Для  успеха в учебно-воспитательном процессе значимо то отношение, которое основывается на внутренних потребностях - мотивах и освоении знаний, умений и навыков – ценностях.

Вопросы мотивационно-ценностных отношений в деятельности и поведении были предметом анализа В.Г. Асеева, Л.А. Блохиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.Н. Пиянзина, С.Л. Рубинштей на. В этих работах рассматриваются некоторые механизмы их формирования.

Переход доминирования игровой  деятельности к учебно-игровой, то есть более осознанной, формирование личностных новообразований, обусловленных повышением осознанности в деятельности, наиболее характерны для младшего школьного  возраста.

Младший школьный возраст  – возраст интенсивного интеллектуального  развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Учебная деятельность предъявляет очень большие требования ко всем сторонам психики.

На формирование ценностных ориентаций младших школьников оказывают  влияние объективные и субъективные факторы. К объективным отнесены материально-техническая база учебного заведения, обстоятельства ближайшего окружения, к субъективным - психофизические особенности детей, совокупность их мотивов и свойств.

Каждый ребенок воспитывается  в семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группам, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых.

Информация о работе Ценностные ориентации младших школьников