Ценностные ориентации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:24, дипломная работа

Краткое описание

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Оглавление

Введение.
1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций.
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества.
1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе.
2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
2.1. Описание предмета изучения.
2.2. Описание метода изучения и структура исследования.
2.3. Количественный анализ полученных данных.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации младших школьников.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к  каждому учащемуся, - это глубокая вера в человека, в его возможности, гуманное, оптимистическое отношение  к растущему человеку.

 

Заключение

 

В своей работе мы провели  социологическое исследование детей  в возрасте 6-9 лет на предмет ценностных ориентаций.

Проводя подготовительный информационно-поисковый  анализ поставленной темы мы выдели следующие важные, на наш взгляд, аспекты:

- Важное условие формирования  нравственно здорового общества  обеспечение в культуре всех  членов общества приоритет тех  ценностей, которые объединяют  нацию, укрепляют общество, государство,  гарантируют безопасную жизнь  человека, его права, свободы,  мир на земле.

- Ценности формирую смысл  жизни человека, (в самом широком  понимании) состоящий, в социальной  деятельности, в которой происходит  опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

- Дети судят о действиях  людей по их следствиях, а не  по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

Проведенные нами исследования подтвердили, что:

- Младшие школьники не  выделяют такого эстетического  аспекта – как тенденция присваивания  чужого труда. Эту ситуацию  дети рассматривали с точки  зрения результативности процесса  обучения. Авторитет учителя в  данном случае определяющий.

- Такие моральные понятия,  как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими  школьниками, они не переросли  у них в убеждения. Для них  все еще важен авторитет учителя,  а не отношения с одноклассниками.

- Такое мощное чувство,  как страх, пока еще доминирует  у них над другими, в нравственном  отношении более высокими.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что  хотя он и не велик, в нем нередко  уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

Все вышесказанное, подводит нас к выделению необходимости  в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.

Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, но неоспоримо влияние  на формирование этих понятий исторических, социальных, экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

 

Список литературы

 

Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М.: Просвещение, 1994.

Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. – М.: Педагогика,1985.

Фокина Н.Э. Особенности  развития моральных суждений у младших  школьников и подростков.//Сов.педагогика.№3, 1978.

Воловикова М.И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников.//Вопр. психологии.№2, 1987.

Липкина А.И. О нравственной жизни школьника. М., «Знание»,1978.

В.П. Андрущенко, Н.И.Торлач, Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996 г.

Личность: внутренний мир  и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. / Составители Ю.Н. Кулюкие, Г.С. Сухобская – СПб.: Изд-во «Тускарора», 1996.

Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. – Л., 1960.

Харчев А. Т. Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс, 1970

Хорни К. Ваши внутренние конфликты.

– СПБ., Лань, 1997.

Рогов Е.И. Настольная книга  практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. –М., 1991.

Дармодехин С.В., Елизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. - 1994. - N10.

Гозелан л. Г., Алешина Ю. Е. Социально-психологические исследования семьи: проблема и перспективы. Психологический журнал, 1991, №4.

Варга А. Я. Типы родительских отношений. – Самара, 1997.

Андрущенко В.П., Торлач Н.И. Социология: наука об обществе: учебное пособие для студентов вузов. – Харьков 1996.

Ананьев Б. Г. Человек как  предмет познания. – М., 1984.

23


Информация о работе Ценностные ориентации младших школьников