Ценностные ориентации младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:24, дипломная работа

Краткое описание

Вся история мировой социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность.

Оглавление

Введение.
1. Теоретическое обоснование проблем исследования ценностных ориентаций.
1.1. Основные характеристики ценностей современного общества.
1.2. Характеристика ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
Выводы по первой главе.
2. Социологическое исследование ценностных ориентаций детей младшего школьного возраста.
2.1. Описание предмета изучения.
2.2. Описание метода изучения и структура исследования.
2.3. Количественный анализ полученных данных.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации младших школьников.docx

— 46.88 Кб (Скачать)

С поступлением ребенка в  школу происходят изменения в  его взаимоотношениях с окружающими людьми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Меняются темы и мотивы общения. Возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Эта позиция представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от складывающихся обстоятельств.

Благодаря исследованиям, проведённым  Ж. Пиаже, мы имеем представление  о том, как дети разного возраста судят о нормах морали, каких нравственно-оценочных  суждений они придерживаются. Установлено, например, что в период жизни от 5 до12 лет представления ребёнка  о нравственности меняются от нравственного  реализма к нравственному релятивизму.

В период нравственного реализма дети судят о действиях людей  по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений. Дети-релятивисты придают повышенное значение намерениям и по намерениям судят о характере поступков. Однако при явно отрицательных следствиях совершаемых поступков младшие дети способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Необходимо упомянуть, что  известно каждому учителю. Способность  размышлять о поступках, давать им оценку может и не совпадать с нравственным (или безнравственным) поведением школьника. Бойко отвечая на вопросы о том, «что такое хорошо и что такое плохо», он в то же время может совершать действия, не соответствующие этим оценкам.

На моральные суждения также значительное влияние оказывает  непосредственное социальное окружение, в первую очередь семья. Более старательными, добросовестными оказываются дети из тех семей, где старшие добросовестно относятся к своему труду и стараются в доступной форме объяснить им смысл своего поведения.

В работе исследований Л.И.Божович, Л.С.Славиной, Т.В.Ендовицкой доказано, что существует сложная связь между интеллектуальным развитием школьников и их возможностями в построении суждений на моральную тему. При развитой способности действовать «в уме» дети обнаруживают самостоятельность в решении моральных проблем, у них появляется независимость суждений, а также стремление к самостоятельному построению задачи на моральную тему.

Таким образом, актуальность нашего исследования оправдана необходимостью разработки условий формирования мотивационно-ценностного отношения младших школьников.

Выводы по первой главе. Изучив методы научного познания: теоретический  анализ социальной, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения и социологическое  исследование, и математическая обработка  результатов исследования, мы выделили для себя следующие факты, отмечающие необходимость нашего исследования:

1. Важное условие формирования  нравственно здорового общества  обеспечение в культуре всех  членов общества приоритет тех  ценностей, которые объединяют  нацию, укрепляют общество, государство,  гарантируют безопасную жизнь  человека, его права, свободы,  мир на земле.

2. Ценности формирую смысл  жизни человека, (в самом широком  понимании) состоящий, в социальной  деятельности, в которой происходит  опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

3. О том, насколько глубоко  нежелательные изменения затрагивают  современное общество, можно судить  по детям. В течение последних  10 лет мы оказались перед рядом проблем, связанных с развитием детей и молодежи.

4. Появившуюся в последнее  время тенденцию проявления девиантного поведения среди школьников необходимо искоренять в младшем школьном возрасте, прививая детям общепринятые ценности.

5. В первых классах  школы дети больше общаются  с учителем, проявляя к нему  больший интерес, чем к своим  сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Это необходимо использовать для развития положительных установок – ценностей, так как впереди трудный неуправляемый подростковый период.

 

2. Социологическое  исследование ценностных ориентаций  детей младшего школьного возраста

 

2.1. Описание предмета  изучения

 

В исследовании принимали  участие 7 детей в возрасте 6-9 лет  – учащиеся первого класса. Все  дети до школы посещали детский сад  и являются членами благополучных  семей.

 

2.2. Описание метода  изучения и структура исследования

 

Для получения материала  об особенностях моральных суждений детей разработаны различные  методики. В их основе лежит анкетирование  или беседа в форме диалога  по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются  мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их собственное понимание ситуации и отношение к ней, выявляются способы её анализа ребёнком.

В данной работе мы использовали:

1. Вопросы: 

ь Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

ь Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?

ь Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?

ь Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

2. Социометрическая методика  изучения ценностей.

Понятия:

Когда ты вырастешь, ты будешь…

1. Красиво одеваться.

2. Богатым.

3. Очень умным.

4. Властелином мира.

5. Красивым.

6. Всегда помогать людям.

7. Пойдешь воевать.

8. У тебя будет много  друзей.

Детям предлагается расположить  варианты в порядке значимости для  них.

2.3. Количественный  анализ полученных данных

 

На основе ответов составим таблицу.

1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала  и просит дать списать. Ты  выполнил работу правильно. Что  ты сделаешь?

Ответы и обоснования

1

Я бы не дала, потому что он у меня в тетрадке ещё что-то сделает. Это плохо, за него будут делать, он ничему не научится.

2

Нет, плохо делает тот, кто  просит. Потому что нельзя так делать, нельзя обманывать учительницу. Тот, кто  даст, тоже плохо сделает, но он не обманывает.

3

Не дала бы. Учительница  могла увидеть. Потом нельзя обманывать старших.

4

Да, если он старался, то дам  списать, а если не старался, то пусть  получит «два» или «кол».

5

Я бы не дал, плохо поступает  мой товарищ, потому что он учительницу  в школе не слушает.

6

Я бы не дала списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать, и останется на второй год.

7

А я бы дала, т.к. он заступается  за меня, когда другие мальчишки  обижают.


 

2. Ты не можешь решить  контрольной работы. Твой товарищ  предлагает списать у него. Как  ты поступишь?

1

Откажусь, списывать –  нехорошо.

2

Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной  работе я все равно ничего знать  не буду.

3

Лучше получить честную двойку, без обмана, не спишу.

4

Я сам виноват, не возьму подсказку. Прогулял этот урок.

5

Нет, я лучше еще немного  сам подумаю.

6

Я же отличница. Я всегда могу выполнить работу, но даже если бы не смогла, – не списала бы.

7

А я бы взяла. Потому что  плохо знала эту тему.


3. Ты получил двойку  и знаешь, что если родители  узнают об этом, то накажут  тебя. Сообщишь ли ты им о  полученной оценке?

1.

Назову. Это не хороший  человек. Нельзя разбивать окна.

2.

Обманывать учительницу  нельзя. Нужно сознаться. Или я  ей все расскажу.

3.

Да, я все расскажу про  него. А то все мальчишки станут окна бить.

4.

А я бы просто промолчал. Как ему будет трудно, если на него ябедничать будут.

5.

Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так  учила.

6.

При всем классе я бы не назвала  его фамилию, но потом бы я все  рассказала.

7.

А я бы и потом не рассказала. Он же мой одноклассник.


 

4. Во время перемены  один из твоих товарищей разбил  окно. Ты случайно видел это.  Товарищ не хочет сознаться.  Назовешь ли ты его имя учителю?

1

Я бы не сказала. Не хочу, чтобы  папа и мама меня наказывали.

2

Я бы стер двойку и написал  тройку. Сказал бы, что учительница  сама исправила, а то меня папка побьет.

3

Я бы сразу не сказала. Не люблю, когда меня наказывают.

4

Я поступил бы хорошо. Я получил  бы «пять». А из-за двойки обманывать маму и папу нехорошо. Они меня за одну двойку простят. Вдруг еще на собрании скажут, тогда еще хуже будет.

5

Нужно сначала исправить  эту двойку, целый день сидеть, не вставая, заниматься, а потом ее вместе с хорошей оценкой показать.

6

Я бы не показала. Я такая  взрослая и получаю двойки – стыдно.

7

Меня не пустят погулять – я лучше промолчу, а потом  исправлю и скажу о двойке.


 

Качественный анализ полученных данных.

По первым двум вопросам мы видим 2 ответа соответствия моральным  нормам из 7 – первый вопрос; 1 ответ  соответствия из 7 – второй вопрос.

С первых дней обучения школьники  узнают от учителя о таких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и давать списывать. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в младших классах дети осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя к такому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетического аспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

По третьей ситуации мы обнаруживаем следующее: 3 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.

В данном случае такие моральные  понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в  убеждения. Для них все еще  важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками. Только трое из семерых полагают, что в  некоторых случаях неправда или  просто умолчание допустима и  даже необходима.

Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения  плохой оценки. Двойка – это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию. По четвертому вопросу складывается следующая  картина:

Для младших школьников: 2 соответствия моральным требованиям  из 7 ответов.

В этой ситуации принятие решения  осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько  мотивов, которые могут быть конкурирующими. Положение усложняется тем, что  два мотива, из которых только один должен определить поступок, по своей  значимости являются для ребенка  равносильными.

Для младших детей мотив  «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они очень хорошо знают, что, значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому  такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над  другими, в нравственном отношении  более высокими.

Изобразим графически полученные социометрические данные.

Когда ты вырастешь, ты будешь…

Сводные данные таковы,

1. Очень умным.

2. Богатым.

3. Править всем миром.

5. Красивым.

6. Всегда помогать людям.

6. У тебя будет много  друзей.

Выбор детей также свидетельствует  о влиянии на их выбор тех взрослых, которые их окружают.

Значимым становится то отношение, которое основывается на внутренних потребностях, проявления так называемого детского максимализма и завышенной самооценкой.

Выводы по второй главе. Суждения младших школьников о степени  нравственности поступка, их оценки являются в большей мере результатом усвоенного от учителя, от других людей, а не пережитого, «пропущенного» ими сквозь свой собственный  опыт. Им мешает также отсутствие теоретических  знаний о нравственных нормах и ценностях.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что  хотя он и не велик, в нем нередко  уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

В связи со сказанным большое  значение приобретает проблема воспитывающей  роли личности самого учителя, нравственный облик которого должен быть в глазах детей безупречным.

Необходимо учитывать, что, проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: Какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?

Информация о работе Ценностные ориентации младших школьников