Ценностные ориентации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.

Оглавление

Введение
Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации личности»
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
2.2 Анализ полученных результатов
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

исследовательская.docx

— 153.76 Кб (Скачать)

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием  направленности личности. У каждого  может существовать своя система  ценностей, и в этой системе ценностей  ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Жизненные  ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую  деятельность включена личность.

Рассматривая принятые ценности - цели как нравственные ориентиры, можно выделить две принимаемые  ценности-цели: здоровье и социальный статус в группе. К отвергаемым  ценностям целям можно отнести: творчество, наличие хороших и  верных друзей, свобода, счастье других людей.

Система ценностных ориентаций личности, являясь отражением ценностей  социальной среды, сама может оказывать  воздействие на групповые нормы  и ценности. Индивидуальные ценностные ориентации отдельных членов группы взаимодействуют и через межличностные  взаимоотношения воздействуют на коллективные взаимоотношения.

Ценностные ориентации (англ. Value orientations)-важный компонент мировоззрения  личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей.

1.Система ценностных ориентаций  личности представляет собой  сложную, многоуровневую и внутренне  неоднородную структуру.

2.Развитие системы ценностных  ориентаций личности осуществляется  несколькими одновременно протекающими  и взаимосвязанными между собой  процессами (в первую очередь  адаптацией, модификацией и т.д), кроме того влияние оказывает  действие различных внутренних  и внешних факторов: уровень развития  когнитивной и эмоционально-волевой  сферы, особенности социальной  среды, характер и форма психологического  воздействия, специфика нарушения  психической деятельности.

3.Формирование ценностных  ориентаций личности в процессе  ее социализации осуществляется  за счет уподобления значимым  другим посредством идентификации,  так и присвоение ценностей  общества путем интериоризации.

4.По мере взросления  на формирование ценностных ориентаций  личности больше и больше оказывают  влияние принадлежности к тем  или иным большим социокультурным  группам.

5. У подростков формирование  ценностных ориентаций проходит  сложный путь, так как в этот  период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. Кроме того, в данный период подросток  проходит кризис идентичности, тесно  связанный с кризисом смысла  жизни.

6.Ценностные ориентации  являются звеном, опосредующим взаимосвязи  между различными иерархическими  уровнями интегральной индивидуальности.

Тем самым, гипотеза нашего курсового исследования подтвердилась, мы можем говорить о том, что структура  ценностных ориентаций является изменяющейся, причем меняется в течение всей жизни, но основа ее закладывается в подростковом возрасте.

 

 

 

 

Список литературы

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь:  Пер. с англ.-Казань: Из-во Казанского  университета, 2007-420с.

2. Битянова М.Р. Социальная  психология.-М., 2001.

3. Большой психологический  словарь./ под ред.Б.Г.Мещерякова, В.П.  Зинченко.- СПб., 2000.

4. Бурлачук Л.Ф. , Морозов  С.Л. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб., 2000.

5. Глейтман Г. Основы  психологии.- СПб., 2001.

6. Головин С.Ю. Словарь  психолога практика.-Мн., 2007.

7. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные  ориентации на различных этапах  развития личности:Автореф.дис…..канд.психол.наук.-СПб., 2004-27с.

8. Дусавицкий А.К. Развитие  личности в учебной деятельности.- М., 2006.

9. Елисеев О.П. Практикум  по психологии личности.- СПб.:Питер, 2003.

10. Зубова Л.В. Психологические  особенности ценностных ориентаций  подростков с различной направленностью  личности: Автореф.дис…….канд.псих.наук.-М., 2007.-27с.

11. Карандашев В.Н. Методика  Шварца для изучения ценностей  личности:концепция и методическое  руководство.- СПб.:Речь- 2004.

12. Крайг Г. Психология  развития: пер с англ.- СПб.: Питер, 2000.-992 с.

13. Леонтьев Д.А. Внутренний  мир личности//Психология личности  в трудах отечественных психологов.- СПб.:Питер, 2000. (стр. 372-377)

14. Леонтьев Д.А. Методика  изучения ценностных ориентаций.- М., 2002, с.17

15. Леонтьев Д.А Очерк  психологии личности.- М.: 2007.- 64 с.

16. Леонтьев Д.А Ценность  как междисциплинарное понятие:  опыт многомерной реконструкции//Вопросы  философии.-2006.-№5 - стр.25-26.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 2004.

18. Моральные ценности  и личность/под ред. А.И.Титаренко,  Б.О.Николаичева.-М., 2004.-45с.

19. Немов Р.С. Психология : Словарь-справочник, в 2 частях.- М.:ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003.

20. Непомнящая Н.И. Психодиагностика  личности: теория и практика: учебное  пособие.- М., 2001

21. Общая психология: учебное  пособие. / под общ.ред. Е.Н.Рогова.-М., 2008.

22. Олпорт Г. Личность  в психологии: Пер. с англ. - СПб.:ЮВЕНТА, 2008-345с.

23. Основы психологии : Практикум/  ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д:  Феникс-2006-704 с.

24. Психология личности : в 2 томах. Хрестоматия.-М., 2004.

25. Психология :Словарь / под  общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2001.-494с.

26. Реан А.А. Психология  личности: учебное пособие .- СПб.:из-во  В.А.Михайлова, 2000.

27. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии.- СПб., 2000.

28. Сидоренко Е.В. Методы  математической обработки в психологии.- СПб.: Речь.- 2007.-350с.

29. Слотина Т.В. Психология  личности :учебное пособие.-СПб.:Питер, 2008.

30. Шапарь В.Б. Практическая  психология. Инструментарий.- Ростов  н/ Д:Феникс- 2005-768 с.

31. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебное пособие для студентов  ВУЗов.- М.: ВЛАДОС, 2001-512с.

32. Ядов В.А. Социальная  идентификация личности. - М., 2004.

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Тест Рокича «Ценностные  ориентации»

Инструкция: "Сейчас Вам  будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни

Бланк тестируемого (ФИО) ________________

Список А (терминальные ценности):

- активная деятельная  жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни);

-жизненная мудрость (зрелость  суждений и здравый смысл, достигаемые  жизненным опытом);

- здоровье (физическое и  психическое);

- интересная работа;

- красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и в искусстве);

- любовь (духовная и физическая  близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная  жизнь (отсутствие материальных  затруднений);

- наличие хороших и  верных друзей;

- общественное призвание  (уважение окружающих, коллектива, товарищей  по работе);

- познание (возможность расширения  своего образования, кругозора,  общей культуры, интеллектуальное  развитие);

- продуктивная жизнь (максимально  полное использование своих возможностей, сил и способностей);

- развитие (работа над  собой, постоянное физическое  и духовное совершенствование);

- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение,  отсутствие обязанностей);

- свобода (самостоятельность,  независимость в суждениях и  поступках);

- счастливая семейная  жизнь;

- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего народа, человечества  в целом);

- творчество (возможность  творческой деятельности);

- уверенность в себе (внутренняя  гармония, свобода от внутренних  противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке  вещи, порядок в делах;

- воспитанность (хорошие  манеры);

- высокие запросы (высокие  требования к жизни и высокие  притязания);

- жизнерадостность (чувство  юмора);

- исполнительность (дисциплинированность);

- независимость (способность  действовать самостоятельно, решительно);

- непримиримость к недостаткам  в себе и других;

- образованность (широта  знаний, высокая общая культура);




Информация о работе Ценностные ориентации