Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 13:14, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется, тем самым, наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности, и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития, а также слабой разработанностью конкретных приемов соответствующего целенаправленного воздействия. Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей.
Введение
Глава I. Психологическая природа ценностных ориентаций личности
1.1 Теоретический анализ понятий «ценность» и «ценностные ориентации личности»
1.2 Место и роль системы ценностных ориентаций в структуре личности и её развития
Глава II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций личности в подростковом возрасте
2.1 Разработка диагностической и формирующей программы
2.2 Анализ полученных результатов
Рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельность включена личность.
Рассматривая принятые ценности - цели как нравственные ориентиры, можно выделить две принимаемые ценности-цели: здоровье и социальный статус в группе. К отвергаемым ценностям целям можно отнести: творчество, наличие хороших и верных друзей, свобода, счастье других людей.
Система ценностных ориентаций
личности, являясь отражением ценностей
социальной среды, сама может оказывать
воздействие на групповые нормы
и ценности. Индивидуальные ценностные
ориентации отдельных членов группы
взаимодействуют и через
Ценностные ориентации (англ. Value orientations)-важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий (представляющий) предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей.
1.Система ценностных
2.Развитие системы ценностных
ориентаций личности
3.Формирование ценностных
ориентаций личности в
4.По мере взросления
на формирование ценностных
5. У подростков формирование
ценностных ориентаций
6.Ценностные ориентации
являются звеном, опосредующим взаимосвязи
между различными
Тем самым, гипотеза нашего курсового исследования подтвердилась, мы можем говорить о том, что структура ценностных ориентаций является изменяющейся, причем меняется в течение всей жизни, но основа ее закладывается в подростковом возрасте.
Список литературы
1. Аберкромби Н., Хилл С.,
Тернер Б.С. Социологический
2. Битянова М.Р. Социальная психология.-М., 2001.
3. Большой психологический словарь./ под ред.Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко.- СПб., 2000.
4. Бурлачук Л.Ф. , Морозов
С.Л. Словарь-справочник по
5. Глейтман Г. Основы психологии.- СПб., 2001.
6. Головин С.Ю. Словарь психолога практика.-Мн., 2007.
7. Десфонтейнес Л.Г. Ценностные
ориентации на различных
8. Дусавицкий А.К. Развитие
личности в учебной
9. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности.- СПб.:Питер, 2003.
10. Зубова Л.В. Психологические
особенности ценностных
11. Карандашев В.Н. Методика
Шварца для изучения ценностей
личности:концепция и
12. Крайг Г. Психология развития: пер с англ.- СПб.: Питер, 2000.-992 с.
13. Леонтьев Д.А. Внутренний
мир личности//Психология
14. Леонтьев Д.А. Методика
изучения ценностных
15. Леонтьев Д.А Очерк психологии личности.- М.: 2007.- 64 с.
16. Леонтьев Д.А Ценность
как междисциплинарное понятие:
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 2004.
18. Моральные ценности
и личность/под ред. А.И.
19. Немов Р.С. Психология : Словарь-справочник, в 2 частях.- М.:ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003.
20. Непомнящая Н.И.
21. Общая психология: учебное пособие. / под общ.ред. Е.Н.Рогова.-М., 2008.
22. Олпорт Г. Личность в психологии: Пер. с англ. - СПб.:ЮВЕНТА, 2008-345с.
23. Основы психологии : Практикум/ ред.-сост. Л.Д.Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс-2006-704 с.
24. Психология личности : в 2 томах. Хрестоматия.-М., 2004.
25. Психология :Словарь / под
общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.
26. Реан А.А. Психология личности: учебное пособие .- СПб.:из-во В.А.Михайлова, 2000.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб., 2000.
28. Сидоренко Е.В. Методы
математической обработки в
29. Слотина Т.В. Психология личности :учебное пособие.-СПб.:Питер, 2008.
30. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий.- Ростов н/ Д:Феникс- 2005-768 с.
31. Шевандрин Н.И.
32. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2004.
Приложения
Приложение 1
Тест Рокича «Ценностные ориентации»
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни
Бланк тестируемого (ФИО) ________________
Список А (терминальные ценности):
- активная деятельная
жизнь (полнота и
-жизненная мудрость (зрелость
суждений и здравый смысл,
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и
искусства (переживание
- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная
жизнь (отсутствие
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
- познание (возможность расширения
своего образования, кругозора,
- продуктивная жизнь (
- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
- развлечения (приятное,
необременительное
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
- творчество (возможность творческой деятельности);
- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
- воспитанность (хорошие манеры);
- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
- жизнерадостность (чувство юмора);
- исполнительность (дисциплинированность);
- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
- непримиримость к недостаткам в себе и других;
- образованность (широта знаний, высокая общая культура);